В преддверие первой годовщины со дня смерти, прошлой осенью патриарх Павел был изображен на фреске в сербской церкви в Австралии и в храме Святого Димитрия в северной части Косовской Митровице с нимбом святого, до его официального включения в святцы.
Хотя процесс канонизации еще официально не инициирован, по мнению специалистов, подобные фрески не противоречат канонам.
Сходная ситуация была со святым Иустином Челийским и святым Николаем Жичским. Оба они появилась на иконах задолго до того, как были провозглашены святыми.
В сербской истории, как объясняют на Богословском факультете в Белграде, не является новой практика, когда сначала на локальной территории определенный человек, на основании своих заслуг и честной жизни по Евангелию провозглашается в народе святым, а чин канонизации является уже завершающим.
- Не существует ни одного канона, регулирующего процедуру и время, когда кто-то становится святителем. В православной церкви одно из важнейших условий то, чтобы народ считал его святым и он пользовался уважением верующих, как и все другие святители.
Не обязательно, чтобы он предварительно был включен в святцы. Вот, к примеру, святой сербский король Милутин никогда официально не был канонизирован, - рассказывает Желько Жугич Которанин, специалист по церковно-каноническому праву.
Также, добавляет наш собеседник, нет определенных правил по вопросам необходимого временного промежутка от дня смерти до провозглашения святым.
Церковь Святого Димития в Косовской Митровице патриарх Павел освятил в 2005 году. Прошлой осенью покойного патриарх в алтаре церкви изобразил фрескописец Анастасий.
Напомним, что патриарх Павел 34 года провел в Космете в качестве епископа рашско-призренского. Вскоре после избрания сербским патриархом еще при земной жизни Павла, за его качества народ прозвал его «живым святым» или «святым, ходящим по земле».
Р.Лончар