Около 40% опрошенных граждан Сербии с неудовольствием принимают тот факт, что сербскими гражданами являются и албанцы, а треть опрошенных не хотела бы, чтобы их соседями были хорваты венгры, цыгане и бошняки.
О проблеме антисемитизма проинформированы президент Сербии Бори Тадич, председатель правительства Мирко Цветкович и компетентные министры, которым Союз еврейских общин Сербии передал информацию о множестве антисемитских инцидентов произошедших за последние месяцы. К этим данным можно приложить и результаты, полученные в ходе недавнего исследования общественного мнения: за последние четыре года в Сербии выросла этническая дистанция между представителями различных национальностей (не задавались вопросы про отношение к евреям). В ходе исследования «Путь из братства и единства – этническая дистанция граждан Сербии» социального психолога Драгана Попадича, профессора белградского философского факультета, изучалась этническая дистанция граждан Сербии по отношению к сербам, черногорцам, венграм, бошнякам, цыганам, хорватам и албанцам. Получается, что этническая дистанция по отношению к албанцам уменьшилась, к черногорцам осталась неизменной, а к представителям других народов – сербам, хорватам, бошнякам и цыганам несколько выросла – от двух до пяти процентов.
- Этническая дистанция в этом исследовании определена как склонность к тому, чтобы представлять другие народы в качестве потенциальной угрозы и помехи, в качестве кого-то, по отношению к кому лучше всего быть осторожным и сдержанным. Такие мнения реже формируются при прямых отношениях с другими, а гораздо чаще формируются при выслушивании таких мнений и опыта других, прежде всего того, о чем говорят общественные и политические элиты. Если рассматривать ее с подобной точки зрения, этническая дистанция прежде всего формируется благодаря представлению других в прессе, - объясняет профессор Попадич.
Результаты исследования показали, что наибольшая этническая дистанция в обществе по отношению к албанцам – 40% опрошенных не хотели бы видеть их в качестве граждан Сербии, а 70% отказались бы вступить сними в брак. В случае бошняков, хорватов, венгров и цыган более трети граждан, не относящихся к этим национальностям не хотели бы, чтобы они стали их соседями, а большинство были бы против брака с ними. Наименьшая этническая дистанция по отношению к сербам, чуть больше – к черногорцам, однако в случае сербов дистанция увеличивается когда ставится вопрос о браке, треть опрошенных несербов не хотела бы вступить в брак с представителями титульной нации.
- Тот факт, что дистанция не снижается, а постепенно растет, причем не только в Сербии, но и даже в большей степени в соседних странах, я связал бы с экономическими политическим кризисам, когда руководству проще всего показать пальцем на других, как на виновных и препятствие прогрессу. Это также говорит и об отсутствии стратегического похода и заинтересованности в смягчении этнической разделенности и укрепления взаимного доверия. Если теории заговора больше и не пропагандируют открыто, то антисемитская литература по-прежнему свободно рекламируется и продается, а антисемитские заявления воспринимаются как что-то абсолютно нормальное, - считает Попандич.
Этническая дистанция выросла и в странах региона – Хорватии, БиГ, Черногории и Македонии, также как и Сербия являющихся кандидатами на членство в Евросоюзе, требующем от стран-членов ЕС нормальной совместной жизни для представителей различных национальностей. Эту проблему в определенной мере могут решить и законы. В Сербии в 2009 году был принят Закон о запрете дискриминации, но, как заявляет юрист Саша Гайин из Центра по развитию юридических исследований, на этом дело и остановилось.
- Принятие подобного закона – лишь первый шаг, после которого должно последовать принятие целого ряда других законов, которые решали бы конкретные вопросы меньшинств. Проблема в том, что представители меньшинств часто не пользуются даже существующими законами для того, чтобы пожаловаться на дискриминацию или оскорбления. С другой стороны в иных случаях юридического поля просто не существует, у нас по-прежнему 10 000 цыган, которые юридически невидимы, так как у них нет документов и они полностью вне государственной системы. Уже 11 лет и отечественные и международные организации напоминают нашему государству о необходимости решения этой проблемы, - заявляет Гайин.
Й. Чалия
Перевод- Српска.Ру