На рубеже XX –XXI веков возникла новая проблема в исторической науке - фальсификации в истории. Они начали приобретать государственный масштаб. В таких странах, как Эстония, Латвия, Украина, Болгария начинают пересматриваться основные исторические события XX века, в том числе и итоги Второй Мировой войны. Среди стран бывшего социалистического лагеря только лишь некоторые страны сохранили традиционные исторические концепции, среди таких государств оказалась и Сербия. Политика Министерства Просвещения Республики Сербия заключается в попытке сохранить общую историческую память, без фальсификаций и умалчиваний некоторых фактов.
В 2005 году на партах учеников 8 классов появились новые учебники - Сузаны Райич, Косты Николича и Небойши Йовановича.
Учебник охватывает период истории с к. XIX по н. XXI века . История Новейшего времени начинается с 1878 года (год независимости Сербии). История России, освещается в учебнике аспектно, затрагиваются, как правило, отдельные важнейшие страницы прошлого. Вместе с тем, ей уделяется значительное внимание практически в каждой главе этого пособия. Отбор содержания о прошлом нашей страны имеет либеральную направленность. Так период начала ХХ века представлен текстом «Николай Второй - последний русский царь, расстрелянный вместе с семьей большевиками в 1918 году ».
В содержание учебного курса, вводятся сведения об участии России в Первой мировой войне, о её помощи Сербии. О чем свидетельствует цитата из учебника:
«<…> Осенью 1915 года русская армия начала крупное наступление в целях облегчения давления австрийских и немецких войск на Сербию.»
История революционного движения в России в ХХ веке рассматривается в контексте мировой истории этого процесса. Авторы учебника стараются отойти от оценок Гражданской войны, но при этом осуждают братоубийственное гражданское противостояние и отмечают бесперспективность такого решения внутриполитических споров.
В учебнике отдельно прилагаются краткие справки об основных личностях русской истории. В частности есть информация и о лидере большевиков В.И.Ленине, причем трактовки, предложенные авторами учебника, редко встречаются в отечественных пособиях для учеников.
«В апреле 1917 года В.И.Ленин, возвращается из Швейцарии в Россию. Ленин приехал на бронепоезде под защитой немецких властей. Выделялись огромные суммы денег и золота на развитие революции в России. Германии все еще было выгодным обострение ситуации в России, для ослабления русской армии на фронте. Придя к власти, 3 марта 1918 года был подписан сепаратный мир, по которому Германии отдали почти четверть территории России.»
В учебнике не могли не обойти личность Сталина. О нем содержатся сведения о самой личности и об итогах политической деятельности И.В.Сталина. :
«<…> Во время болезни Ленина был назначен Генеральным секретарем Советской коммунистической партии. После смерти Ленина, Сталин приобрел неограниченную власть. От его имени произошло слово сталинизм, означающее террор, убийства и переселение миллионов людей в Сибирь.»
События 20-30-х годов в СССР освещаются в сжатом виде. В учебнике изложены позиции в вопросе политических изменений в стране:
«Такой огромной державой управляла Всесоюзная коммунистическая партия, позиционирующая себя, как главная партия в стране. Массовые убийства политических противников с 30-х годов – главный символ страны в эту эпоху. < …> В стране рождался культ личности Сталина. В его период правления, пострадало 850 югославских коммунистов, в ходе сталинских чисток.»
Главными событиями в истории 20-30 х. г.г. СССР, по мнению авторов учебника, - это конец гражданской войны и начало политических репрессий.
В контексте освещения событий мировой истории, авторы учебника задаются вопросом - в чем различие между коммунизмом и нацизмом? Их сопоставительный анализ приводит к упрощению исторических трактовок: нацизм – это Германия, коммунизм – это СССР, капиталистический лагерь - это США.
Наиболее развернуто предстает история России в теме «Вторая мировая война». В учебнике подробно изложены главные события на Восточном фронте, содержатся сведения о ключевых исторических событий ВОВ:
«Сталинградская битва была переломом во Второй мировой войне. Битва показала, что немецкая армия может быть побеждена, а красная армия преодолела кризис и готова героически сражаться за Родину. <…> Великая борьба советских воинов на восточном фронте помогла освободить Ленинград и Новгород. В 1944 году красная армия начала выбивать противника с Украины. В этой борьбе погибло около 100000 немецких солдат.»
В учебнике рассказано и об освобождении стран Восточной Европы от нацистов:
«Красная армия освободила оккупированные страны: Польшу, Румынию и др. территории. В 1944 году войска СССР с югославскими партизанами взяли Белград».
Изложение этих событий свидетельствует о том, что сербы не умоляют заслуги СССР во Второй мировой войне. Что свидетельствует об особенном позитивном интересе к нашему прошлому, к общей исторической памяти.
При изложении послевоенных событий введены сведения о разрыве отношений СССР с Югославией, об участии СССР в деятельности ООН и о международных отношениях периода холодной войны. Далее в целом положительно оценивается роль М.Горбачева, как первого руководителя, осознавшего кризисное положение СССР и потребовавшего проведение реформ . На кратком изложении истории крушения СССР и фактов перестройки, авторы учебника ставят точку в освещении истории России.
История России предстает перед сербскими школьниками в образах ее исторических деятелей: Николая II, А.А. Брусилова, А. Ф. Керенского, В. И. Ленина, И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Б.Пастернака, Г. К. Жукова, Н. С. Хрущёва, Ю. А. Гагарина, М. С. Горбачёва. При этом о некоторых из них содержится краткое упоминание в тексте, а на характеристику других– целые справочные статьи (Николай II, В.И. Ленин, И.В.Сталин, и М.Горбачев.) Благодаря иллюстративному материалу воссоздаются образные представления о прошлом нашей страны. В учебнике есть портреты Сталина, Троцкого, Ленина, Николая II, Б.Пастернака, М.Горбачева и т.д.