Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/28.5.2004/

КРАСНАЯ ПАСХА В КОСОВО




      «глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (книга прор. Иеремии 31,15.)


     


     Снова раздается плач и рыдание сербских жен и матерей. Стонет святая Косовская земля о детях своих и не может утешиться. Несмолкаемо гудит набат из разрушенных и оскверненных православных храмов, созывая народ защитить свою землю от поругания нечестивыми. Косово в сознании каждого серба не просто героическая страница истории своего народа, увековечившая память о славных и мужественных сербских князьях и воинах, ставших единственной преградой натиску турок-османов на Балканы и принявших мученическую смерть в неравном сражении на Косовом поле 28 июня 1389 г. Это еще и колыбель сербского государства, вотчина первых его князей из рода Неманичей, и великая православная святыня, названная по-гречески Метохия, что значит Церковная земля . Здесь каждое место, будь то селение, река, долина, гора, лес, имеет сербское название и связано с конкретным историческим событием. А монастыри и храмы, самые известные из которых Грачаница и Печская патриархия, сохранившиеся с 12-14 веков, - есть живое свидетельство могущества и высокой духовной культуры средневекового сербского государства, достигшего своего расцвета в середине 14 века и разгромленного османскими завоевателями в 14-15 веках. Вплоть до начала 20 века Косово и Метохия оставались турецким пашалыком в составе Османской империи, а бесправное сербское население подвергалось постоянным насилиям со стороны воинственных мусульман. Несмотря на то, что в Косово не было ни одного селения, где бы сербы чувствовали себя в безопасности, им удавалось на протяжении веков сохранять свою веру и национальную самобытность. Однако то, что не удалось совершить туркам-завоевателям за пять веков, албанцы, появившиеся в крае только с приходом турок, с успехом осуществили менее чем за пять последних лет: не только изгнали из края сербское население, но и искоренили само сербское имя, осквернив, разрушив и стерев с лица земли многочисленные православные святыни и памятники культуры. То, что не позволяли себе фанатичные башибузуки и черкесы Османской империи, совершили мирные албанские жители под руководством 50-тысячного миротворческого контингента НАТО на виду и при прямом попустительстве всей цивилизованной Европы.


     Начавшийся в начале 1999 г. исход косовских албанцев из края, причиной которому послужили пресловутые этнические чистки мирного населения сербской полицией, стал предлогом для массированного удара объединенных сил НАТО по Югославии. Первым этапом агрессии стала воздушно-космическо-морская ударная операция, которая проводилась полностью бесконтактным способом с применением новейших видов оружия и отработкой форм и способов ведения войны нового шестого поколения. В этот период были испытаны новые модификации крылатых ракет, управляемых с помощью навигационной системы GPS и телевизионной командной системы наведения. Используя принцип недосягаемости своих военно-воздушных объектов силами югославских ПВО, объединенные силы НАТО нанесли сокрушительный удар всей экономической и военной инфраструктуре Югославии.


     Вторым этапом операции Союзническая сила стала оккупация Косово миротворческим контингентом НАТО (KFOR). Вместе с беженцами в край вернулись и боевики Освободительной армии Косово , которые сформировав гражданскую власть, стали терроризировать местное неалбанское население. В большинстве своем сербы были вынуждены покинуть Косово, а малая их часть, сосредоточенная в местах компактного проживания, в основном вблизи православных монастырей, оказалась изолированной от всего остального мира. В крае не осталось ни одной сербской школы, ни одной больницы, где бы находился хоть один сербский врач или сербский пациент. Оказавшись невольными заложниками в искусственно созданных резервациях, сербы подвергались постоянной угрозе со стороны бесчинствующих албанцев, а насилия, убийства, похищения людей стали нормой их жизни. Недавняя вспышка насилия албанцев накануне празднования Православной Пасхи уничтожила последние ростки сербской жизни в Косово.


     Можно ли осознать масштаб случившейся трагедии, не зная исторического прошлого и не соприкоснувшись с духовным наследием сербского народа? Может ли сравниться с его горем, чье-либо горе? Найдется ли в мире еще один такой народ, который бы так методично уничтожался при молчаливом согласии всей цивилизованной Европы? И не только Европы. Россия, традиционная покровительница южных славян, заблаговременно вывела своих миротворцев из края, чтобы не запятнать себя участием в акции по вытеснению сербов из Косово, тем более что российские миротворцы по соглашению с натовским командованием KFOR были расположены в местах, где сербское население отсутствовало. Масштабность и повсеместность взрыва албанского экстремизма не вызывает сомнений в тщательной подготовке операции по зачистке сербского населения в Косово.


     Российское общество в череде последних внутриполитических и мировых событий довольно вяло отреагировало на вспышку албанского насилия в сербском крае и проявило удивительное спокойствие и равнодушие к страданиям косовских сербов. Слишком много, как следует понимать, у нас собственных забот и часто повторяющихся трагедий, чтобы расходовать свои эмоции и реагировать на одну из них, непосредственно не затрагивающую личные интересы. В этом проявляется омертвение души, когда на внешний раздражитель отсутствует реакция, когда чужая боль не становится своей, и, как следствие этому, исчезает любовь к ближнему и уважение к самому себе.


     Дорога ли нам судьба России? Сохранились ли в нашем народе жизненные силы, чтобы противостоять растущей внешней опасности? Поймем ли мы, наконец, что без веры, нашей истинной православной веры все мы, малые и большие славянские народы, пропадем, исчезнем, сгинем с лица земли, превратимся в рабов, в скот, в пыль, которую будет попирать сапог наглого завоевателя. Или же Россия станет великой православной державой, собирательницей и защитницей всех близких ей по духу народов. Всякий великий народ, - писал Ф.М. Достоевский, - верит и должен верить, если только хочет быть долго жив, что+ только в нем одном, и заключается спасение мира, что живет он на то, чтоб стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их, в согласном хоре, к окончательной цели, всем им предназначенной (Дневник писателя. Т. 25. С.17.).


     Пасха в Косово, в опустевших и разоренных сербских селах, в разрушенных и оскверненных православных храмах служит немым укором совести каждому из нас и грозным предупреждением миру, ибо Бог поругаем не бывает.