Вклад многочисленных русских эмигрантов в развитие Зренянина в экономическом, образовательном и культурном плане поистине неоценим. В процессе слияния их особой культуры с наследием многочисленных народов, населявших Бечкерек (старое название города) возникли новые ценности
В Королевство сербов, хорватов и словенцев в начале двадцатых годов прошлого века прибыло от 30 до 45 тысяч русских. В русской колонии в тогдашнем Великом Бечкереке насчитывалось от 500 до 600 человек, бежавших от Октябрьской революции. В этом году накануне Пасхи в Народном музее Зренянина была открыта выставка, посвященная русским жителям города, которые имели для него исключительное значение, но впоследствии почти совсем исчезли из этих мест.
Историк Срджа Прилева отмечает, что исторические связи сербов из Великого Бечкерека и русских, которые помогали сохранению и развитию сербского наследия в Банате, берут свое начало в 17 веке. После большевистской революции в тогдашний Зренянин прибыло около шестисот русских, изгнанных или бежавших от коммунизма. Они основали здесь русскую колонию и организовали свое самоуправление. Среди прочих в Бечкерек, или Петровград (одно время город на реке Бегей носил и это имя) прибыли и многие известные люди: князь Шереметев, внук царя Николая I с материнской стороны, придворная дама Маргарита Хитрова, которая одно время была вместе с царем в ссылке в Тобольске, князь Борис Гагарин, княгиня Шаховская Рада, А. Апраксин, бывший губернатор Таврической губернии и сенатор, конногвардеец граф Александр Васильевич Гендриков. Его сестра, придворная дама, были убита при ликвидации царской семьи.
В эту часть Баната прибыл и внук Льва Николаевича Толстого – Михаил Ромашкевич, шестеро генералов, художники А.В. Биценко, Афанасий Шелоумов, А.И. Лажечников, Коста Элиот, сценограф Владимир Ребазов, архитектор Алексей Солдатов и многие другие. Двадцать русских эмигрантов поступили на работу в местную гимназию, а также делились своими знаниями и в других школах. Технические кадры успешно включились в работу промышленных предприятий.
По прибытии в Бечкерек никто из них не принял гражданство тогдашнего Королевства СХС. Они мечтали о скором возвращении в Россию, считая, что правление большевиков не продлится долго. Также они надеялись, что продолжат свою общественно-политическую жизнь по возвращении на родину, и поэтому не участвовали в государственной переписи населения в 1921 году.
Число русских в Бечкереке с 1921 года до начала второй мировой войны было постоянным и составляло свыше 500 человек. Согласно одному из документов Исторического архива в Зренянине, датированному 1930-м годом, в городе на тот момент проживало 586 русских.
Их вклад в экономическое, образовательное и культурное развитие Зренянина поистине неоценим. В процессе слияния их особой культуры с наследием многочисленных народов, населявших Бечкерек, возникли новые ценности.
О существовании в то время в городе русской колонии говорит факт строительства храма в честь св. Архангела Михаила, который возвели сами русские эмигранты. Столяры покрыли земляной пол досками, сделали врата, окна и конструкцию для иконостаса. Шесть больших икон на иконостасе написал Афанасий Иванович Шелоумов, полиелей изготовил Сергей Иванович Шереметинский. Тайную Вечерю написал генерал Сергей Шестаков. Последние русские песнопения можно было слышать здесь в 1970 году, а в 1973 году по причине малочисленности русских так называемая русская церковь была передана монастырю преподобной Мелании Римляныни в Зренянине. Сейчас богослужения в ней ведет Сербская Православная Церковь.
Наибольшее значение русской церкви состояло в сплочении русских беженцев, оставивших неизгладимый след в судьбе города на Бегее, а их собственная судьба, как правило, была трагична. Первое время они жили за счет продажи драгоценностей, вывезенных с собой из России. Таким образом, они, как и беженцы недавнего времени, прежде всего появились на рынках, где продавали привезенные вещи, а также занимались и перепродажей. Поскольку каждый десятый из русских был представителем интеллигенции, они начали появляться на культурных мероприятиях, а русские врачи, инженеры, офицеры очень скоро заняли почетное положение в обществе.
Накануне второй мировой войны русским эмигрантам, из-за их ярко выраженного антикоммунизма, приписывали профашистскую ориентацию, но во время войны это мнение было опровергнуто самой реальностью. Например, в ходе войны Петр Кононенко был перемещен из Бечкерека, или Петровграда, в Кралево, и когда немцы дали ему возможность покинуть строй сербов, приведенных на расстрел, он отказался. Надежда Корнилова призвала жителей Меленце (района Зренянина) на борьбу против фашистов, и когда они ее приговорили к смерти, сама себе накинула петлю на шею. В том же, 1944 году ее брат с Красной Армией, освобождая эти края от фашистов, нашел свежую сестрину могилу.
Значительная часть русских эмигрантов уехала на Запад до того, как сюда пришли их земляки в рядах Красной Армии. Они не хотели встречаться друг с другом. После Второй мировой войны развился конфликт югославской коммунистической номенклатуры с советским Информбюро. Говорят, что оставшиеся русские эмигранты в конце войны находились под прицелом НКВД, а позднее югославской службы УДБА. От русской колонии остались только неясные силуэты и воспоминания.
Джуро Джукич
Фото - Русская церковь в Зренянине (фото Дж. Джукич)
Перевод – Диана Медведева, специально для Српска.Ру