Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/25.5.2011/

Все мы в ответе за Церковь



     

     

     В непосредственной связи с событиями в Сербской Православной церкви необходимо заметить тенденцию решать церковные проблемы более административно, а не увещеванием и разъяснением позиций тем, кто и составляет Церковь – верующим. Отсюда много смущений для простых верующих людей, которые хотят видеть в Церкви совсем иные подходы в решении недоразумений, чем приняты в светских организациях. Исторически сложные ситуации в Церкви не новость и Господь всегда посылал в помощь исповедников Веры. Да будет так и ныне!

     

     Сегодня мы хотим познакомить читателей с судьбой одной брошюры и предложить краткую выдержку из неё.

     «В начале мая Издательский Совет Русской Православной Церкви выступил с официальным заявлением о приостановлении сотрудничества с издательством "Святая гора" в связи с несанкционированным использованием данным издательством грифа Издательского Совета. Подобных заявлений до сих пор не было в практике Издательского Совета, поэтому его с полным основанием можно назвать беспрецедентным. Связано ли это с нарушением процедуры грифования или же основной причиной данного решения стало содержание книг протопресвитера Феодора Зисиса, о которых упоминается в заявлении?

     

     В данном случае обе причины имели место, но сразу же хотел бы внести ясность: относительно книг “Благое непослушание или благое послушание” и “Битва за Православие” Экспертной коллегией были приняты разные решения. Если на первую книгу поступил отрицательный отзыв, и коллегией было принято решение не предоставлять ей гриф, то на вторую книгу отзыв был положительным, хотя он и заключал в себе множество оговорок. Относительно книги “Битва за Православие” решение коллегии заключалось в том, что ей может быть присвоен гриф, в случае ее доработки с учетом замечаний коллегии.

     

     Книга же “Благое непослушание или благое послушание” получила, как я уже сказал, отрицательный отзыв рецензента. Помимо достаточно сомнительных с богословской точки зрения идей, высказываемых в ней, в этой книге также содержатся прямые выпады против священноначалия Константинопольской и Элладской Церквей. Мы изучили эту ситуацию и выяснили, что протопресвитер Феодор Зисис открыто полемизирует со священноначалием Элладской Православной Церкви, клириком которой является, не подвергаясь при этом каким-либо прещениям, хотя это внутреннее дело этой Церкви. Наша Церковь считает для себя неприемлемым на официальном уровне поддерживать высказываемые им взгляды.

     

     Интересным образом (совпадение ли это – не знаю) идеи, содержащиеся в книге “Благое непослушание или благое послушание” во многом перекликаются с содержанием заявления так называемых “ижевских раскольников”. То, что подобные издания способствуют распространению идей, которые в конечном итоге могут спровоцировать раскол в церковной среде, думаю, совершенно очевидно.

     

     Хотел бы также обратить внимание и на основную идею книги, выраженную в ее заглавии: “Благое непослушание или худое послушание?” Возможно, издатели из “Святой горы”, публикуя эту книгу с грифом Издательского Совета, думали, что тем самым они совершают акт благого непослушания, то есть намеренно действовали в русле сомнительных идей, которые изложены в данной книге. Если это так, то это, конечно, весьма печально. Но все-таки хотелось бы надеяться, что в основе действий издателей из “Святой горы” тоже лежала забота о Церкви Божией и ревность о чистоте Православия. К сожалению, как известно, довольно часто подобная ревность оборачивается ревностью не по разуму. Очевидно, что так было и в этом случае. Но если, что называется, их помыслы были чисты, думаю, путь к возвращению в поле полноценного сотрудничества с Издательским Советом и с другими православными издательствами для них не закрыт…….» http://pravkniga.ru/intervews.html?id=1557

     Отрывок из упомянутой книги:

     «ИМЕЕМ ЛИ МЫ ПРАВО ГОВОРИТЬ?

     

     В настоящее время, к сожалению, положение дел в Церкви таково: священноначалие заставляет молчать тех, кто твёрдо придерживается церковного Предания и православных традиций — для того чтобы полностью восторжествовали доводы экуменистов и обновленцев; чтобы народ оставался непросвещённым, без какого бы то ни было руководства; чтобы не существовало подлинного диалога, обмена мнениями и аргументами, благодаря которым сразу бы открылась истина.

     Церковные власти не приемлют даже конференций, организуемых нами в университетской среде; они полагают, что и их нельзя проводить без благословения, поскольку втайне желают, чтобы мы, проявив послушание, перестали проповедовать и свидетельствовать слово истины, которое во все времена раздражало и до сих пор продолжает раздражать тех, кто не хочет ему следовать.

     Но если руководствоваться подобной логикой, то, наверное, и Христу, чтобы говорить с народом, надлежало иметь дозволение Анны и Каиафы, книжников и Фарисеев? Быть может, Ему и ученикам Его следовало пребывать в послушании первосвященникам? Ведь архиереи запрещали апостолам проповедовать Христа, как и сегодня многим возбраняют говорить о святом Православии: «Приказали им отнюдь не говорить и не учить о имени Иисуса» (Деян. 4, 18).

     В истории Церкви еретичествующие патриархи и иерархи не раз отправляли в темницы и ссылки исповедников веры, дабы господствовало только их «богословское» мнение.

     Так, святитель Григорий Богослов вынужден был служить в небольшой домовой церкви святой Анастасии, в то время как остальные храмы Константинополя были в руках ариан — епископов и духовенства, которые проповедовали в них нечестие. Что же, и святому Григорию следовало брать разрешение на произнесение своих замечательных богословских слов и на то, чтобы вернуть православное учение в захваченный арианами Царьград?

     Не кажется ли вам, что и в наши дни Церковь заполонили лжеучители и во всю здесь хозяйничают? Что и сегодня в храмах редко услышишь православное слово — подлинное, без каких-либо примесей и привношений извне? Что в Церкви ныне орудуют еретики-экуменисты, и получается, что у них мы должны брать разрешение или благословение на то, чтобы освободить Церковь от экуменического пленения?

     Православие — единая истинная вера, которая проповедует и возвещает подлинное имя Христово. Все иные вероисповедания, как говорил священномученик Косма Этолийский[99], суть ложные учения, заблуждения и ереси. Но именно им сегодня позволено всё, созданы все условия для того, чтобы посредством всевозможных средств массовой информации, печатных изданий и телевидения делать своё грязное дело — вести борьбу против Евангельской истины и святого Православия.

     Тем, кто пытается уничтожить, предать забвению, запретить православное учение, мы хотим адресовать слова, с которыми в своё время святые апостолы обратились к иудейским архиереям, как видно, продолжающим существовать и в наши дни, однако в несколько ином обличий: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 27—29)!»

     

     Протоиерей Феодор Зисис, профессор Фессалоникского университета