Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/26.6.2011/

Митрополит Амфилохий: "Нас бомбят и сегодня"



     

     - Когда я был ребёнком, мне приходилось видеть бомбардировки – как оказалось позднее, не последние в моей жизни и в жизни моего народа. И новые бомбы были адресованы нам из того же центра. Бомбы, от которых никак не могут зажить наши зияющие раны. В связи с этим непостижимо, как кто-то может приглашать генералов НАТО в Белград?! Мы ведём себя, как заключенные, которые были выпущены из тюрьмы и всё никак не могут привыкнуть к свободе, но добровольно возвращаются в темницу…

     

     Проведение НАТО-конференции в Белграде Патриарх назвал «ядом на наши раны». Могут ли вообще эти раны зажить?

     

     - Хочу напомнить, что военный альянс бомбил Сербскую Республику в 1995 году, Сербию и Черногорию в 1999 году. Если пойти дальше в прошлое, то можно вспомнить, что первые европейские бомбы упали на Подгорицу в 1915 году, затем были немецкие бомбы 1941 и 1943 годов. в Белграде, союзнические 1944-1945 годов. Затем альянс НАТО сыпал их на Сербскую республику в 1995 году и в 1999 году на СРЮ. Все это зло исходит из одного и того же центра…

     Знаю, что бомбы НАТО по-прежнему как груши падают с небес.

     Падают и сегодня.

     

     Что мы предлагаем, чтобы вылечить раны Косово?

     

     - Сегодняшняя ситуация в Косово и Метохии является продолжением его наци-фашистской оккупации во время Второй мировой войны. Есть много соблазнов для Церкви в Косово и Метохии. В первую очередь проблемы Края ,являются результатом внутреннего и международного насилия – такого, как одностороннее провозглашение независимости. Раны слишком глубоки: старые и новые храмы разрушены, имущество расхищено, сотни тысяч православных сербов изгнаны из своих многовековых домов, и их возвращение невозможно, растёт нищета и увеличивается угроза существованию оставшихся сербов. Но оставшиеся сербские жители, предки которых которые пережили пять веков турецкого плена преодолеют и это новое рабство, если останутся верны Косовскому Завету.

     

     Преследований монахов в Черногории, по-видимому, является естественным продолжением попыток уничтожения Сербской Церкви за пределами территориальных границ Сербии. Что побудило правительство осуществить такие меры?

     

     - Это всего лишь один из примеров беззакония властей в Черногории. Я подразумеваю предотвращение регистрации и получения вида на жительство некоторых священников, монахов и монахинь, которые не имеют гражданства Черногории, но более чем 15 или 20 лет живут в стране и служат Сербской Православной Церкви. Однако в настоящее время Министерство внутренних дел Черногории ссылается на закон о религиозных общинах от 1977 года, в котором указывается на то, что новообразованные религиозные общины обязаны подать заявку и зарегистрироваться. Инспекторы полиции перехватывают и буквально шантажируют монахов, монахинь и священников в течение последнего месяца. Среди подвергшихся полицейскому досмотру есть монахи и священники из России, Сирии, Боснии, Сербии. Можно с полным правом сказать, что в истории Черногории ещё не было такого насилия полиции, направленного против духовенства и монахов Православной Церкви. Подобного насилия не было ни в турецкие времена , ни во время венецианцев, ни при австро-венграх, ни при нацистах , ни при коммунистах. Примечательно то, что правящий режим применяет этот закон к Сербской Православной Церкви - к учреждению, которое существует в Черногории в течение восьми веков и представляет собой «спинной мозг» Черногории, Церковь создала Черногорию во время династии Петрович. Митрополия не избегает обязанности соблюдать законы и не игнорирует тот факт, что Черногория стала независимым государством со своей конституцией. Но мы, в свою очередь требуем от государства, чтобы оно уважало права Церкви и прежде всего ее многовековое право на сохранение своей идентичности. Государства исчезают, и меняются их пределы, а Церковь остается неизменной и по сей день.

     

     

     

     - Что касается итогов переписи, то они еще не были объявлены и, вероятно, их обнародование произойдет в середине июля этого года. Однако следует отметить, что независимо от того, как люди объявили о своей национальности, языке, религии, бытие Церкви по своей природе не обусловлено какими либо изменениями в национальной или государственной жизни. Она включает в себя всех. На праздник Святой Троицы, например, мы слышим ясный Евангельский призыв всем народам мира собраться вместе в Церкви Божией. Митрополия в Черногории осуществляет свою миссию на всех уровнях организации человеческого общества. Церковь, по своей природе универсальна. Поэтому никто не имеет право навязывать свою идеологическую предвзятость и, что Церковь может быть связана только с одной страной или народом. Церковь имеет многовековые законы, уважает конституцию государства и решения правительства. Но она не может приветствовать всякого власть имущего. Она требует уважения и выступает против навязывания государством чуждых идеологических принципов, независимо от того, являются ли они националистическими или партийно-племенными.

     1700 лет назад Св. Император Константин издал Указ, в котором он предусмотрел, чтобы разрушенные церкви были восстановлены и возвращено конфискованное церковное имущество. Мы надеемся, что и в начале XXI века так называемые "современные демократические правительства" проявят интерес к Церкви, ее правам и миссии.

     

     Задумывались ли Вы о том, чтобы искать защиту у международных институтов, например, в Страсбургском суде?

     

     - Мы надеемся, что для властей в Черногории это был бы неожиданный ход. Если бы, не дай Бог, органы государственной власти в Черногории продолжили преследование Митрополии СПЦ, священников и монахов, то мы рассмотрели бы возможность отправить иски и в Брюссель, и в Страсбург, и во все соответствующие международные организации, требуя защиты своих прав, а также возвращения отнятого церковного имущества…

     Мы, конечно, надеемся, что разум возобладает, но констатируем наличие тенденции к узурпации имущества Церкви в Черногории. Все началось с истории храма Пресвятой Богородицы на Чипуру и церкви в Крушевце – то были пробные шары. Затем последовали нападки на Румию, где мы восстановили турками уничтоженную в 1571-м году церковь. Будем надеяться, что правительства выполнит обещание о возобновлении церкви св. Богородицы на острове Св. Стефана. Мы убеждены, что «детские болезни» нашей «европейской демократии» пройдут, и что государство выполнит свои законы и свою конституцию.

     

     Будет ли Митрополия Черногорско-Приморская просить о регистрации?

     

     - Нет закона, который требовал бы обязательной регистрации, но возможно давление со стороны некоторых, которое, надеюсь, не будет иметь места.

     

      Обвинение Вас в том, что Вы противитесь разрушению храмов, ставит Вас в один ряд с Вашими предшественниками. История повторяется?

     

     - Я, конечно, появлюсь в суде в качестве гражданина Черногории. Не существует никаких оснований, чтобы я не не появился, хотя я должен признать, что это очень странное обвинение. В конце концов, это случилось с моим предшественником, Владыкой Даниилом (Дайковичем): единственная демонстрация, которая была организована в Черногории (между 1945 и 1988 годами – А.П.), были против Владыки, потому что он защищал от сноса церковь Святого Петра на Ловчене и тем самым пытался предотвратить нарушение Тестамента. И его предшественник, митрополит Арсений был приговорен за своё исповедничество о Имени Божием в 1954 году к 11 годам тюрьмы, а до этого митрополит св. Иоанникий без суда и приговора был убит в 1945 году. Даже сегодня нет его могилы и мраморного надгробия. Это то, что к сожалению, произошло в Черногории раньше, так что, возможно, по сравнению со всем этим со мною происходит самое невинное приключение.

     

     

     Интервью "Печат", перевод и редакция Алексея Поповкина

     

     Для Српска.Ру