Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/12.8.2011/

Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное общество и Сербия в 1879 году



     После того, как чрезвычайные события завершаются и жизнь входит в повседневное русло, людям обычно становится и легче, и тяжелее одновременно. Если речь идёт о времени после окончания войны, то такая двойственность усиливается до драматизма.

     

     Нелегко приходится и гражданским объединениям, которые помогали армии и населению пережить войну. Опустошённая касса, убыль сотрудников по причине гибели или ранения, нарушение регулярного общения участников организации - неизбежно сопутствуют благотворительным союзам в годы войн. Всё перечисленное относится и к истории Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества.

     …Тяжело начинался для него двадцать первый год деятельности. Череда войн с Турцией отняла у Славянских обществ влиятельного и уважаемого участника – Николая Киреева. Погиб от непосильных трудов доверенный Славянских обществ князь Черкасский. Московское Славянское общество было закрыто летом 1878 года. Петербургское Славянское общество, изначально бывшее отраслью Московского Славянского комитета, приняло на свои плечи бремя заботы о сербских и болгарских сиротах-питомцах бывшего Московского общества, о семьях потерявших трудоспособность и погибших добровольцев Сербско-турецкой войны 1876 года. А так называемая «прогрессивная общественность», вместо того, чтобы облегчить упомянутое бремя, обрушила на Петербургское Славянское общество целый вал клеветы, упрёков и доносов. Князь А.И. Васильчиков, возглавлявший Общество в годы победоносной Русско-турецкой войны, летом 1878 года подал в отставку, измученный физически и изнурённый нравственно. Во главе организации встал профессор Константин Николаевич Бестужев-Рюмин (он председательствовал на заседании Совета СБО 3 декабря 1878 года, когда членом Совета был избран Фёдор Михайлович Достоевский).

     

     Бестужев-Рюмин к тому времени был известен в России как талантливый преподаватель (его фамилию носили Высшие Женские курсы), замечательный историк и закалённый деятель-панславист. По замечанию Е.Ф. Шмурло, уже в первом годичном торжественном заседании Санкт-Петербургского Славянского Комитета, 11 мая 1869 года, Константин Николаевич прочитал речь, посвящённую характеристики Галицкой Руси, до её присоединения к Польше.

     

     


     Портрет К.Н. Бестужева-Рюмина.

     

     Задачи Комитета – сближение с славянскими народами на почве духовного общения – Бестужев принял очень горячо к сердцу. С 1869 по 1874 г.г. он состоял членом так называемой Издательской комиссии, поставившей целью взаимное ознакомление России и славянского мира путём литературного общения.

     

     В 1877-1880 годах Бестужев-Рюмин был товарищем председателя СБО, а с 3 февраля 1880 года – председателем.

     14 февраля 1879 года Константин Николаевич в председательской речи почтил память скончавшихся в предыдущем году участников общества – М.В.Молчана и А.П.Струговщикова. «М.В.Молчан был родом из Угорской Руси, той страны, в которой особенно живут славянские симпатии. Он родился в 1832 году, учился в Мишкольце, а затем посещал лекции в Пештском университете. Впервые он посетил Россию во время этнографической выставки в 1867 году. В 1871 году Молчан принял православие. Он занимался работами по поручению министерств Народного просвещения и военного, а так же переводами с венгерского языка. Переходя к А.П.Струговщикову, председатель сказал, что не будет касаться его литературной деятельности, которая дала ему известность как талантливому переводчику Шиллера и Гёте, а напомнит присутствующим лишь то, что покойный был всегда одним из усердных членов Славянского общества, живо интересовался его судьбами и всегда старался выступать в примирительном духе» (Шмурло Е.Ф. Очерк жизни и научной деятельности Константина Николаевича Бестужева-Рюмина. Юрьев. 1899. С. 342).

     

     Деятельными сподвижниками нового главы Общества стали выдающиеся учёные – географ и геополитик В.И. Ламанский и филолог П.А. Кулаковский.

     

     Оба этих учёных обращали значительное внимание на помощь Сербии, которая получила по итогам войн 1876-1878 годов значительно меньше других держав-победительниц.

     Профессор Кулаковский по приглашению Алимпие Васильевича, занимавшего в 1878-1880 годах пост министра народного просвещения и церковных дел, в 1878 году прибыл в Белград для чтения лекций в Великой школе. Немаловажная подробность – сам Васильевич, как и Кулаковский, был членом СБО и «всецелым славянофилом» (Дара Дамлянович) – этот сербский министр и учился в России!

     

     


     Алимпие Васильевич. Фото с сайта Stare srpske slike

     

     Летом 1879 года Платон Кулаковский получил в дар от Петербургского Славянского Общества 378 книг, которые предназначались для Великой школы в Белграде. Студенческой библиотеке досталось 256 книг, профессорской 122. Для студентов предназначались книги всех русских классиков, известных в то время, в том числе Державина, Достоевского, Гончарова, Грибоедова, славянофилов Аксакова и Языкова, воронежского поэта Кольцова. Для профессорской библиотеки предназначались книги, как филологического содержания, так и научные труды по логике, философии, гражданскому праву, статистике.

     

     

     


     П.А. Кулаковский. Фото.

     

     Профессор Кулаковский мечтал об открытии русской библиотеки в Белграде, однако, в связи с усилением проавстрийских настроений, этот проект не был принят. Переданные СБО для предполагаемой библиотеки книги, числом 67, Кулаковский определил в русское отделение Белградской библиотеки и читальницу Великой школы (Damljanović Dara. Otvaranje Katedre za ruski jezik i literaturu na Velikoj školi//Slavistika. 2008. XII. С.40) .

     

     Между тем нарастало охлаждение к России сербских официальных кругов. В августе 1879 года имела место весьма неприятная переписка СБО с официальным Белградом по поводу возвращения ссуды в 100 000 рублей, выданной ещё в 1876 году (АВПРИ, Ф. «Славянский стол», оп. 495. Д. 11100). Правда, Сербское правительство можно было понять – только что обретшая полную независимость страна получила впервые с 1815 года государственный долг, причём весьма солидный – в несколько миллионов динаров.

     

     Славянское Общество пыталось помочь и тем сербским землям, которые находились за пределами Княжества. Весьма интересное письмо об одной из таких попыток сохранилось в Российском Государственном Историческом Архиве (РГИА, Ф. 799, оп. 4, Д. 893). Это послание члена Совета Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества В.И.Ламанского от 28 сентября 1879 года в Святейший Синод.

     

     


     В.И. Ламанский Фото.

     

     «Настоятель православного сербского монастыря Раваница на Фрушкой Горе ( в Австрии) игумен Милутин Ратькович (или Рашкович) обратился в Санкт-Петербургское Славянское Благотворительное общество с ходатайством оказать ему поддержку в предпринимаемом им издании еженедельного духовного журнала для православного сербского духовенства в Австро-Венгрии.

     

     Цель предполагаемого издания – поддержка православия в родственной нам земле, находящейся во власти иноверцев, прилагающих все старания к тому, чтобы уничтожить или ослабить славянскую народную религию и воздвигнуть на её месте католицизм».

     

     Из письма Владимира Ивановича мы можем узнать и подробности биографии сербского подвижника позапрошлого столетия.

     

     Игумен Милутин получил богословское образование в семинарии в Сремских Карловцах, окончил философский факультет университета в Пресбурге (Братиславе – А.П.). Был профессором богословия в Горне-Карловецкой епархии. Участвовал в издании газет «Школьные новости просвещения» и «Церковные новости». Сотрудничал с профессором Н.Вукичевичем, и начальником учительской школы в городе Сомбор, так же отец Милутин имел хорошие отзывы от епископа Горне-Карловецкого Лукиана (Николаевича) и самого Патриарха Прокопия Ивачковича.

     

     В СБО не было средств на помощь игумену Милутину, именно поэтому Ламанский обратился в Синод. Однако граф Д.А.Толстой отказал и решением от 12-30 декабря 1879 года Синод отверг просьбу игумена Милутина. (Л. 5-6).

     Высокая Покровительница Славянских обществ, Императрица Мария Александровна, в 1879 году находилась при смерти, но и в таком состоянии пыталась помочь одному приюту, находившемуся в зависимости от бывшего Московского Славянского комитета.

     

     Смерть Императрицы Марии в 1880 году ещё больше осложнила положение Славянского Общества. Тем не менее, оно не осталось без покровительства в придворных кругах – ему остался верен будущий влиятельный обер-прокурор Святейшего Синода Константин Петрович Победоносцев. С 1883 года начинается постепенный подъём деятельности Общества, и уже в 1885 году оно настолько восстановило свои силы, что смогло провести празднование Мефодиевского юбилея не только на всероссийском, но и на международном уровне.

     Именно после 1879 года Санкт-Петербургское Славянское Общество приобретает черты ветеранской организации: в его работе на постоянной основе теперь принимают участие ветераны балканских войн М.Ф.Миркович, В.В.Комаров, П.Д.Паренсов.

     

     Поддержавший Общество в трудный 1879 год П.А.Кулаковский продолжал работать в Обществе до конца своих дней.