На бывших стоянках самолетов сейчас растет двухметровая трава, бурьян и кусты. На взлетно-посадочных полосах повсюду воронки от взрывов.
Около шести часов утра, 16 мая 1992 года весь Бихач затрясся от ужасного взрыва, из горы Плешевица вырывались пламя и дым. Гора будто бы горела, пламя на горизонте поднималось до неба. По словам очевидцев картина была просто апокалиптическая.
Взрывы уничтожили один из крупнейших и наиболее укрепленных аэродромов в Европе, стоимость которого оценивается более чем в восемь миллиардов долларов. Плешевица как будто исчезла, словно бы проглотив некогда самую охраняемую военную базу Югославии. При отступлении ЮНА подорвала 56 тонн взрывчатки в туннелях военного аэродрома Желява, самой дорогой военной недвижимости бывшего государства.
(Интересно, что на вершине Плешевицы на высоте 1650 метров до 1995 года оставались радары S-613 британского производства, они были уничтожены Армией Республики Сербская Краина в 1995 году, чтобы радары не попали в руки хорватской армии - прим. Српска.Ру)
Чтобы было понятно о каком объекте идет речь, стоит упомянуть, что подземные галереи аэродрома могли принять 120 боевых самолетов МиГ-21 с экипажами и всем необходимым арсеналом вооружений, общая длина туннелей, выполненных в форме буквы «М» составляла 3,5 километра. Подземный аэродром мог выдержать прямое попадание атомной бомбы. С собственными источниками электроэнергии и воды и запасами топлива, персонал аэродрома мог продержаться 30 дней, будучи полностью отрезанными от внешнего мира.
Строительство было начато в 1955 и завершено в 1968. Главный конструктор, инженер Драгослав Соботка оценил тогда стоимость аэродрома в восемь миллиардов долларов, хотя, как говорят специалисты, вложения были значительно большими. (По другой информации главными проектировщиками «Объекта 505» выступали полковник Ль. Коделя и русский «царский» эмигрант подполковник В. Смирнов из Специального отделения строительного управления Министерства Обороны – прим. Српска.Ру)
Для офицеров и пилотов Югославских ВВС служить на этом аэродроме было особенно престижным. Подземный объект и взлетные полосы 1,3 и 4 находились на хорватской стороне границы, а ВПП 2 и 5 – на территории Боснии и Герцеговины.
Бывший военный аэродром, находящийся в 15 километрах от Бихача, в эти теплые летние дни выглядит словно призрак. Тишину под горой Плешевицей нарушают лишь птицы, голоса которых теряются в пустоте. Сюда забредают лишь любознательные туристы, посещающие расположенные неподалеку Плитвичские озера.
На горячем бетоне полосы беззаботно греются гадюки и ящерицы. На бывших стоянках самолетов сейчас растет двухметровая трава, бурьян и кусты. На взлетно-посадочных полосах повсюду воронки от взрывов, произошедших когда ЮНА подрывала объекты аэродрома.
В горе Плешевица более десяти километров широких туннелей, дорожек, стоянки для сорока самолетов (в мирное время - 117-й истребительно-авиационный полк с тремя эскадрильями МиГ-21 ПФ и 323-я разведывательно-авиационная эскадрилья с самолетами МиГ-21Р. Планировалось перевооружение на МиГ-29, но известные обстоятельства этого не позволили – прим. Српска.Ру), внутренняя электростанция, больница, специальный водопровод, мастерские по ремонту самолетов, противопожарные системы, помещения для авиатехников и, разумеется, пилотов. В горе размещалась и служба контроля полетов, куда с подножья горы можно было подняться на специальном лифте. С расположенной в восьми километрах от аэродрома специальной базы в Покое под Бихачем по подземному трубопроводу поступало авиатопливо. Все здесь было рассчитано до мельчайших деталей.
По одной стороне бывшего аэродрома и сегодня прохаживаются служащие боснийско-герцеговинской пограничной службы, с другой стороны – хорватской. И те и другие удивлены, что кто-то сюда приехал. А раньше сюда приезжали многочисленные военные и прочие делегации из Европы и Америки.
Выдвигали идею о том, чтобы подземные туннели использовать для выращивания грибов, а взлетные полосы превратить в трассы для автомобильных и картинг-гонок.
Хорватия, несколько месяцев назад опубликовала проект реконструкции базы по обеим сторонам границы. Планировалось построить региональный грузовой аэродром, который обошелся бы в 2,7 миллиарда евро, упоминались и десятки тысяч новых рабочих мест, что много значило бы для здешней глубинки. Предполагалось складировать здесь товары со всего света.
В эту историю, разумеется никто не верит, а меньше всех – пятнадцать жителей Желявы, в основном стариков, вернувшихся в разрушенные дома. Редким гостям они с удовольствием рассказывают о том, как здесь когда-то красиво, безопасно и беззаботно жилось. Сейчас они проводят свои дни, выращивая помидоры возле того, что недавно было взлетной полосой и ожидая почтальона, который должен принести счастливцам их мизерные пенсии.
Давор Соха
Перевод – Срспка.Ру
Фото - mycity-military.rs