Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/2.10.2011/

Первая икона Нового года



     

     Когда Вы празднуете Новый год? Ответ на этот вопрос может много сказать о человеке, поскольку у нас в России существует как минимум три варианта ответа. Первое января по новому стилю – ответит большинство наших граждан. 1 января по старому стилю, т.е. 14 января – так ответит человек, не лишенный патриотизма. Третий вариант услышишь нечасто – 1 сентября по старому стилю, т.е. 14 сентября. Так может ответить только глубоко воцерковленный человек. С какого-то времени для меня стал значим именно этот последний вариант. Может быть, в силу того, что священник по долгу службы живет по церковному календарю, а церковный календарь построен именно с учетом этой даты. И только когда Новый год празднуешь 1 сентября, тогда весь год выстраивается как единое событийное целое. Ведь первым праздником нового года является Рождество Божией Матери и завершается год Успением. А между ними проходит весь круг Евангельских событий. Только этот Новый год имеет официальное название «Церковное новолетие». И только этот Новый год почитается богослужебно – имеет тропарь Новолетию. То, что он малоизвестен, придает ему особую сакральность и хранит его от профанации. А так – Церковь никогда не отменяла его празднования. Вот уже больше 10 лет я исправно в этот день служу молебен на Новолетие. Пару раз устраивали даже новогодние паломничества с прихожанами.

     

     Но в этом году Новый год получился действительно новым. К нам в этот день была принесена икона Августовской Божией Матери, которая празднуется 1/14 сентября.

     

     Здесь нужно сделать довольно большое предисловие. Августовское знамение было явлено в 1914 году на исходе первого месяца Первой Мировой войны. Специальная комиссия Священного Синода, созданная по инициативе Государя Императора Николая Александровича выезжала на место явления и признала его реальным чудом. После этого стали писать иконы Августовской Богоматери. Эта икона стала последней, явленной в Российской Империи. Следующая – Державная – явилась в момент отречения царя.

     Официально эта икона была включена в месяцеслов только в 2008 году патриархом Алексием II.

     

     Для меня это была особая радость. Дореволюционный список этой иконы я впервые увидел в храме города Сальска, где жил и умер мой отец. Я всегда почитал эту икону и молился ей. Прославление Августовской иконы совпало с победоносной 5-дневной войной на Кавказе в августе 2008 года. Но после прославления возникла ситуация: икона прославлена, а икон в храмах практически нет. Тогда и возникла мысль прославить икону написанием современных списков.

     Мою идею поддержали ряд почитателей этой иконы. Первую икону, которую написал Ростислав Гирвель, удалось передать президенту России Медведеву, день Рождения которого промыслительно совпал с празднованием этого образа – 14 сентября. На второй образ – большого храмового размера – пожертвовала средства р.Б.Ольга. Эта икона напоминает нам о духовной связи России и Сербии. Ведь этим образом Матерь Божия благословила русское воинство в той войне, в которую Россия вступила именно в защиту братской Сербии. Явление этой иконы придало войне священный смысл. Поэтому вторую иконы мы решили подарить именно Сербии. Ведь у нас с Сербией не так много общих чтимых икон Божией Матери. Пусть же Августовская икона будет таким образом. Икону так же заказали Ростиславу Гирвелю, который проделал сложную творческую работу по созданию канонической иконографии образа, изначально написанного в академическом стиле. Работа продолжалась весь Великий Пост 2010 год и была завершена как раз к 9 мая.

     

     Икона получилась впечатляющей. Взбранная Воевода русского воинства смотрелась в византийском стиле монументально и непобедимо. Уникальной особенностью образа стало изображение русских воинов времен Первой Мировой войны в стиле древне-русской миниатюры. На ней я попросил иконописца написать особую молитву о сербском воинстве, взятую из 13 кондака акафиста. Увидев эту икону еще в мастерской у иконописца, я невольно воскликнул: «Такая икона нужна не только Сербии, но и России!»

     

     Было желание тем же летом отвезти икону в Сербию. Но в связи с избранием нового Сербского Патриарха эту идею не удалось осуществить. Икона осталась у нас на подворье.

     Однако это тоже было промыслительно. За это время она участвовала в нескольких Крестных ходах, о ней узнали в городе, к ней стали приходить люди, мы пред ней читали акафист.

     

     За это время произошло одно чудо. У р.Б.Веры обнаружили тяжкое заболевние. Ей одна знакомая посоветовала прийти помолиться у Августовской иконы на Леушинском подворье. Во время горячей молитвы в храме она дала обет Божией Матери, что в случае исцеления закажет еще один точно такой же список. Спустя короткое время она вновь пришла на обследование к врачам. Анализы были чистые. Пораженные врачи только спросили: «Где Вы лечились?». Именно после этого р.Б.Вера пришла в храм, рассказала эту историю и пожелала исполнить обет. «Ну вот, будет теперь икона для России», - сказал я. На этой иконе Я попросил иконописца начертать туже молитву, но уже о русском воинстве.

     Второй образ писался этим летом и был закончен Ростиславом Гирвелем ко дню празднования образа. Он сам привез большую икону в храм 13 сентября. А 14-го на новый год мы ее освятили и совершили первый молебен. При этом в храме было два одинаковых больших образа Августовской Богоматери по разным сторонам, и всю службу и молебен мы совершали между двумя Августовскими иконами. Акафист я читала попеременно: один кондак и икос пред одной иконой, а другой – перед другой.

     

     Эту икону Вера пожелала подарить в наш храм. Молебен был, прямо скажем, запоминающимся. Ведь эта икона – весьма редкая, не в каждом храме увидишь, тем более большого размера, а у нас – сразу два храмовых образа. Так что в какой-то момент у меня возникло чувство, что мы совершаем Престольный Праздник.

     

     Но вот теперь можно везти первую «Августовскую» в Сербию. Смена караула произошла. Россия не осталась без этого образа.

     

     В последующие два воскресенья у нас неизменно заказывали молебен, и мы читали специально изданный акафист этой иконе.

     

     Теперь у церковного Нового года есть и свой образ Божией Матери, который теперь всегда будет открывать церковное Новолетие. Правда и здесь, как всегда в России, не без парадоксов: 1 сентября мы празднуем икону под названием «Августовская».

     

     


     

     IMG3


Комментарии (3)