Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/4.1.2012/

Праведный Иоанн Кронштадтский - поборник славянского единства



     

     Протоиерей Иоанн Ильич Сергиев Кронштадтский (1829-1908)- проповедник и благотворитель, духовный наставник трезвеннического право-патриотического движения, борец с нищетой и пороками российского общества, автор известной в современном православном мире книги "Моя жизнь во Христе", член Святейшего Правительствующего Синода. Признанный ещё при жизни праведником и чудотворцем, он был прославлен в лике Святых сначала Русской Православной Церковью Заграницей, а затем и Церковью во Отечестве.

     

     Несмотря на обилие литературы о св. Иоанне, его участие в защите интересов и потребностей сербов, болгар и других зарубежных славян до сих пор не было оценено по достоинству.

     

     Между тем его поддержка имела очень важное значение для Славянских комитетов, а позднее для Санкт-Петербургского Славянского Благотворительного общества. В недавно вышедшем сборнике его проповедей (Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. Я предвижу восстановление мощной России / Сост., предисл., примеч., именной словарь А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2012 , далее нумерация страниц - по этому сборнику)опубликовано семь гомилетических произведений, в которых протоиерей, получивший наименование «всероссийского батюшки» так или иначе затрагивает «славянский вопрос». Проповеди относятся к периоду 1868-1884 годов. В них нашли своё отражение славянофильские идеи раннего, романтического периода. Так, в проповеди на день святых Кирилла и Мефодия (1868 год), отец Иоанн связывает возобновление почитания святых братьев (состоявшееся в 1863 г.) как с юбилеем тысячелетия России (1862 год), так и с тем, что в переживаемую эпоху среди славян «явилось ясное и могущественное сознание своего взаимного родства, сознание необходимости духовного взаимного общения и образования одного общеславянского языка». Иоанн Кронштадтский в этой связи напомнил слушателям о Славянском съезде 1867 года и о вещественном памятнике этому событию – хоругви с изображением славянских первоучителей, которая с весны 1867 года находилась под сводами Исаакиевского собора. «Да будет же она всегдашним знамением нашего единства!» (С. 126).

     Вместе с тем отец Иоанн отмечает: «Кроме побуждения природного, племенного должно влечь нас к единению со славянскими племенами другое побуждение – нравственно-религиозное». (С. 127). Отец Иоанн безусловно поддерживает высказанную старшими славянофилами идею о возвращении славян-католиков в Православие: «Дай Бог, чтобы католические славяне осознали нужду в единении с Православной Церковью» (С. 128).

     

     В 1875 году, после опубликования в российских газетах воззвания митрополита Сербского Михаила отец Иоанн призвал прихожан Андреевского собора в Кронштадте жертвовать деньги на нужды жителей Боснии, Герцеговины и Старой Сербии. Отец Иоанн обещал передавать приносимые ему суммы в Санкт-Петербургский Славянский Комитет (С.202). «Окажите же милосердие членам Христовым, - говорил отец Иоанн, - мученикам за Христа, да и сами сподобитесь милости от Господа» (С. 202).

     

     В 1876 году, после объявления сербами и черногорцами войны Турции, протоиерей Иоанн Сергиев вновь выступил с призывом о необходимости пожертвований, причём и сам внёс значительную сумму (С. 200-201). При этом молитву за братьев отец Иоанн считал даже более важной, чем пожертвования.

     

     В апреле 1877 года протоиерей Сергиев написал «Слово по прочтении Высочайшего манифеста о войне России с Турцией». В нём прозвучал следующий призыв: «В предстоящую войну России с Турцией будем, со своей стороны, и мы помогать русскому оружию и русскому воинству благочестивой жизнью, взаимной благотворительностью, трезвением, чистотой, повиновением, молитвой – и Господь поборет по нас (С. 206). В том же году, через неделю после прочтения манифеста о войне, отец Иоанн счёл необходимым ещё раз призвать народ к молитве за победу, подчеркнув: «Война теперь пылает за веру и Церковь Православную, за братию нашу – православных христиан…» (С. 206).

     

     В 1884 году Санкт-Петербургское Славянское общество и Святейший Синод одобрили сбор средств для сооружения храма-памятника на Шипке (в Болгарии), который должен был стать местом поминовения погибших в 1877-1878 годах русских воинов. Отец Иоанн так же пригласил прихожан Андреевского собора «к посильному пожертвованию на означенный храм какой-либо лепты…» (С. 207).

     

     Член Санкт-Петербургского Славянского общества, выдающийся российский юрист Анатолий Фёдорович Кони, в своих воспоминаниях свидетельствует о том, что отец Иоанн Кронштадтский при своей чрезвычайной загруженности успевал посещать заседания Санкт-Петербургского Славянского общества. На одном из таких заседаний глава Общества граф Николай Павлович Игнатьев и познакомил известного юриста с кронштадтским пастырем (Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях современников. Великие святые./Сост.С. Л. Фирсов. Olma Media Group, 2003. С. 161-163).

     

     После кончины батюшки зимой 1908-1909 годов, Славянское Общество постановило внести его имя в синодик для всегдашнего поминовения.

     

     Алексей Поповкин, специально для Српска.Ру