Недавние решения, принятые новым руководством в Белграде, показывают, что в сербской политике по белорусскому вопросу превалирует ориентация на позицию ЕС, а не на идеи славянского единства. Выступать в качестве лоббиста интересов Минска Сербия не станет.
В первой половине 1990-х годов руководство Беларуси не проявляло большого интереса к Союзной Республике Югославия, образованной в апреле 1992 года на основе объединения Сербии и Черногории. Отсутствие интереса объяснялось тем, что практически сразу же СРЮ оказалась под финансовыми и экономическими санкциями ООН и в этом состоянии не могла выступать в качестве перспективного политического и экономического партнера. До 15 ноября 1994 года Беларусь и Югославия даже не поддерживали дипломатических отношений.
Сближение началось после прихода к власти Александра Лукашенко. До 2000 года двусторонний политический диалог был очень интенсивным, хотя его активность во многом была обусловлена сложными отношениями Беларуси с государствами ЕС и США. Оказавшись вне рамок престижного международного круга после введения странами Запада имиджевых санкций, белорусские власти начали искать союзников на международной арене и особой разборчивостью при этом не отличались.
В поле зрения белорусских властей попала и Югославия. Лукашенко дважды посещал Белград (в январе 1998 и в апреле 1999 года), причем белорусский официоз неизменно оценивал итоги этих визитов как чрезвычайно успешные и нужные для Беларуси. При этом сотрудничество с Югославией рассматривалось преимущественно как сотрудничество с Сербией.
Однако реальные итоги выглядели не столь значительными. Развитию сотрудничества препятствовало то, что Югославия полностью не вышла из режима санкций, а в 1999 году оказалась в состоянии военно-политического конфликта со странами НАТО. Во время этого конфликта белорусское руководство пыталось поддержать «сербских братьев». Лукашенко лично привез из Белграда официальную просьбу руководства Югославии о приеме страны в Союз Беларуси и России. Просьба была одобрена депутатами Национального собрания Республики Беларусь. Правда, дальше этой демонстративной акции дело не пошло.
Неудачный исход противостояния со странами Запада предопределил политическую судьбу президента СРЮ Слободана Милошевича. Смещение его в октябре 2000 года изменило характер белорусско-югославских отношений.
Новое руководство в Белграде стало выводить страну из состояния международной изоляции и в белорусской поддержке не нуждалось. Соответственно, политический диалог стал более сдержанным.
В 2000-х годах общение осуществлялось преимущественно по линии внешнеполитических ведомств, а на правительственном уровне — в рамках межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Первое десятилетие XXI века стало временем политической трансформации Югославии. В 2006 году она прекратила существование в качестве единого государства, разделившись на Сербию и Черногорию. С этого времени Беларусь стала развивать отношения непосредственно с Сербией.
Во второй половине 2000-х годов это сотрудничество сохраняло прагматичный характер. В 2008 году руководство Беларуси отказалось признать независимость Косово. В начале 2009 года Лукашенко вновь побывал в Сербии, на этот раз с рабочим визитом, сконцентрировав внимание на практических вопросах сотрудничества.
Любопытно, что во время этого визита от встречи с белорусским коллегой уклонился тогдашний президент Сербии Борис Тадич. Впрочем, Лукашенко это не смутило. На встречах с представителями сербских деловых кругов он в радужных тонах расписывал географические и геополитические преимущества Беларуси и призывал активнее вкладывать капитал в белорусскую экономику.
Впрочем, эти призывы большого энтузиазма не вызвали. Об этом можно судить по результатам торгово-экономического сотрудничества. В 2007-2010 годах объем белорусско-сербской торговли вырос с 53,9 до 116,5 млн. долларов. В прошлом году Беларусь и Сербия наторговали на 143,6 млн. долларов. Однако в общем объеме внешней торговли Беларуси доля Сербии за последние годы не превышала 0,2%.
В торговле с Сербией Беларусь сохраняла положительное сальдо. В 2007 году объем белорусского экспорта в Сербию составил 32,7 млн. долларов, в 2008 году — 41,4 млн., в 2009 году — 25,2 млн., в 2010 году — 71,2 млн., в 2011 году — 84,8 млн. Объем сербского импорта в Беларусь в 2007 году составил 21,2 млн. долларов, в 2008 году — 23,4 млн., в 2009 году — 28,2 млн., в 2010 году — 45,3 млн., в 2011 году — 58,8 млн.
На основании этих данных можно сделать вывод, что Беларусь и Сербия смогли преодолеть последствия мирового экономического кризиса и приступили к расширению торговых контактов, хотя динамика пока не слишком впечатляет.
В последние годы Беларусь поставляла в Сербию грузовые автомобили БелАЗ, низкопольные троллейбусы, калийные удобрения, шины и изделия из резины, ДВП, бумагу и картон, хлопчатобумажные ткани, комплексные синтетические нити, синтетические волокна и ткани, керамическую плитку, арматуру, бесшовные трубы, емкости для сжиженного газа, метизную продукцию, жидкостные и воздушные насосы, холодильное оборудование, стиральные машины, тракторы и запасные части к ним. Из Сербии импортировались преимущественно трубы, краски и лаки на основе синтетических полимеров, станки.
В 2009 году стороны подписали соглашение о свободной торговле, однако его эффективность оказалась невысокой. В июне прошлого года в текст соглашения пришлось вносить правки, связанные с вхождением Беларуси в Таможенный союз с Россией и Казахстаном, а также стремлением Сербии создать зону свободной торговли с ЕС.
Не слишком преуспели Беларусь и Сербия и в осуществлении совместных инвестиционных проектов. К наиболее значимым результатам сотрудничества можно отнести организацию сборки белорусских тракторов на базе завода в городе Нови Сад (первые тракторы были выпущены в прошлом году).
В мае нынешнего года в Сербии состоялись досрочные президентские выборы, завершившиеся победой представителя оппозиционной Сербской прогрессивной партии Томислава Николича. В прошлом этот человек демонстрировал приверженность идее славянского единства, поэтому в Минске его приход к власти восприняли с энтузиазмом.
21 мая Александр Лукашенко поздравил нового сербского президента с победой, выразив уверенность в том, что «основанное на прочном фундаменте духовных и культурных связей между нашими народами белорусско-сербское сотрудничество имеет существенный потенциал для дальнейшего плодотворного развития».
Однако Белград откликнулся своеобразно. Руководство Сербии объявило о присоединении к имиджевым санкциям в отношении белорусского руководства, введенным ЕС.
Такое решение показывает, что для нового руководства в Белграде позиция Евросоюза важнее, чем идея славянского братства. Понятно, что такой подход абсолютно не устраивает официальный Минск и может негативно отразиться на сотрудничестве. Хотя радикального охлаждения отношений между Беларусью и Сербией ожидать все же не стоит.