Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/20.8.2012/

В Издательстве "Индрик" вышел в свет эмигрантский дневник Д.В.Скрыниченко



     Он родился, когда в России на троне был Александр II, а умер в эмиграции в Югославии, где после войны уже начали строить социализм. Он был многогранной

     личностью – блестящий публицист, педагог, богослов, деятель церкви, политик регионального масштаба. Дмитрий Васильевич придерживался консервативных взглядов, он отстаивал такие ценности, как православная вера, церковь, русское государство, семья, национальная история.

     

     Жизненный путь Д.В. Скрынченко был традиционным для выходца из сельских церковнослужителей: родился он в с. Песковатка Бобровского уезда Воронежской губернии 21 сентября (ст. ст.) 1874 г. в семье псаломщика. После духовного училища и духовной семинарии в Воронеже последовала Казанская духовная академия. А затем до 1912 г. он преподавал в Минской духовной семинарии, и в эти же годы был редактором «Минских епархиальных ведомостей», редактировал правоконсервативную газету «Минское слово». После годичного пребывания в Житомире Д.В. Скрынченко с 1913 г. жил в Киеве и преподавал во 2-й Киевской гимназии. Он писал для «Киевлянина», который издавал правый политик В.В. Шульгин, а с 1914 г. сотрудничал в газете «Киев». В это время Д.В. Скрынченко выдвинулся в число ведущих консервативных публицистов своего времени. В период Директории С. Петлюры в декабре 1918 – январе 1919 г. Д.В. Скрынченко был брошен новыми властями в тюрьму. Он чудом уцелел в феврале–августе 1919 г., когда в Киеве свирепствовал красный террор и многие представители русской интеллигенции были уничтожены. В ноябре 1919 г. перед новым вступлением красных в Киев Д.В. Скрынченко был вынужден бежать.

     

     Благодаря помощи сестры В.В. Шульгина Л.В. Могилевской, которая дала Д.В. Скрынченко 5000 рублей «керенками», он смог купить место на пароходе, отходившем в Болгарию. Корабль взял курс на Варну, где на спасительный берег высаживались тысячи беженцев из России. Сделав краткую остановку

     в Софии, Д.В. Скрынченко 12 февраля 1920 г. прибыл в столицу Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев Белград, а затем уехал в Сремские Карловцы, небольшой город неподалеку от столицы Воеводины Нови-Сада.

     

     С 19 февраля 1920 г. Д.В. Скрынченко по рекомендации епископа Тимишоарского Георгия (Летича) проживал в монастыре «Великая Ремета», где усиленно изучал сербский язык. Этот монастырь был одним из 14 расположенных на склонах Фрушкой Горы.

     1 марта 1920 г. Д.В. Скрынченко побывал на приеме у начальника Новисадского отдела министерства просвещения, где ему предложили место преподавателя русского языка в женской гимназии Нови-Сада, а также дали двухмесячный отпуск для изучения сербского языка.

     

     Находясь за границей, Д.В. Скрынченко не мог жить, применяя выражение В.В. Розанова, «около церковных стен», поэтому он активно участвовал в жизни Рус-

     ской Православной Церкви за рубежом. С 8 по 20 ноября (21 ноября – 2 декабря) 1921 г. в Сремских Карловцах в здании гимназии работал Русский Всезаграничный Церковный Собор в составе 109 делегатов28. Одним из них был Д.В. Скрынченко. В списке членов Собора он обозначен в качестве секретаря Русского Всезаграничного Церковного Собрания. В Протоколе № 2 от 10 (23) ноября, когда проходили выборы Президиума, читаем, что Д.В. Скрынченко получил 52 голоса и был избран секретарем Собора.

     

     Многие страницы дневника Д.В. Скрынченко посвящены конфликту между «Белградской» и «Парижской» православными церквями.

     

     Д.В. Скрынченко скончался 30 марта 1947 г.

     

     Похоронили его в «Русской парцеле» Успенского кладбища Нового Сада, могила его цела, в 2002 г. на ней был возобновлен православный крест.

     

     Ряд дневниковых высказываний Д.В. Скрынченко можно расценить как резкие или, говоря языком постмодерна, неполиткорректные. Но следует помнить, что за ними стоит острая боль о России, ее людях, ее исторической судьбе.

     Актуальность «Эмигрантского дневника» удивительна – она заключается в постоянном обращении к национальному началу, которое Д.В. Скрынченко понимал как сохранение и сбережение языка, культуры и единства России.

     

     

     Колмаков В.Б. Предисловие.

     Цит. по Скрынченко Д.В. Обрывки из моего дневника / Предисловие и подготовка текста В.Б. Колмакова; Примечания А.Б. Арсеньева, В.Б. Колмакова, В.А. Скрынченко. – М.: Индрик, 2012.

     

     http://indrik-book.livejournal.com/38293.html