Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/24.8.2012/

В отношении статуса края Косово и Метохия у ООН нет внятной позиции



     Наташа Йованович: Неоднократно обсуждали проблему Косово и Метохии. Отсутствие российских подразделений после Кумановских переговоров оставило след в отношениях между Сербией и Россией. Может ли Россия вновь стать влиятельным фактором в до сих пор неразрешенном вопросе Косова?

     

     Петр Искендеров: Россия сможет играть более активную роль в косовском урегулировании в том случае, если она, не отказываясь от принципиальной поддержки официальной позиции Сербии о сербском суверенитете над Косово, разработает и предложит на обсуждение новые модели развития взаимоотношений как между Белградом и Приштиной, так и на более широком региональном уровне. Речь может идти о новых формах балканской финансово-экономической и политической интеграции и даже о введении в действие системы территориальных компенсаций, включая раздел Косово и самоопределение боснийской Республики Сербской. В настоящее время существующие государственные границы на Балканах не выглядят прочными и неизменными, и это обстоятельство открывает почву для новых моделей национально-государственного устройства. Однако переход России к подобной Realpolitik возможен лишь на основе укрепления ее собственных экономических позиций в регионе и взаимоотношений с местными политическими элитами. Реализация проекта «Южный поток» и налаживание отношений стратегического партнерства с новым руководством Сербии способны сыграть в этом плане ключевую роль.

     

     Наташа Йованович: Можно ли считать, что открытием администрации в южной части Косовской Митровицы Приштина желает умалить роль ООН?

     

     Петр Искендеров: Албанские власти Приштины взяли курс на сворачивание присутствия в Косово миссии ООН сразу же после одностороннего провозглашения независимости края. Приштина намерена сотрудничать исключительно с США и ЕС. И дело здесь не столько в самой миссии, сколько в резолюции Совбеза ООН № 1244 от 10 июня 1999 года, на основании которой она действует. С другой стороны, сама ООН сегодня оказалась на обочине косовского урегулирования и не в состоянии выполнять даже те полномочия, которые были возложены на нее вышеуказанной резолюцией. Косово - единственная территория в мире (кроме, может быть, Западной Сахары), в отношении статуса которой у ООН как организации нет внятной позиции. Так что в своем нынешнем виде миссия ООН в Косово не является реальным союзником и защитником интересов косовских сербов и Белграда.

     

     Наташа Йованович: Какие шаги новой власти Белграда ожидаются в вопросе сохранения южной окраины, учитывая, что все переговоры Белграда с Приштиной уже проведены?

     

     Петр Искендеров: От новой власти наивно ожидать отказа от реализации уже подписанных соглашений с Приштиной под эгидой ЕС - учитывая заявленный президентом Николичем курс на продолжение евроинтеграции. Однако можно ожидать более жесткой позиции на последующих переговорах в том, что касается обеспечения интересов косовских сербов и сохранения их связей с соотечественниками в Центральной Сербии. Кроме того, новые власти Сербии должны более настойчиво требовать от международного сообщества четкого выполнения уже достигнутых договоренностей - в том числе касательно представительства Косово в региональных форумах. Хотя бы те условия, которые были прописаны - особенно насчет упоминания решений ООН по статусу - должны выполняться неукоснительно вопреки давлению США и ЕС. В противном случае Сербии лучше и впредь бойкотировать подобные форумы.

     

     Наташа Йованович: Жизнеспособна ли Босния и Герцеговина в той форме, в которой она сейчас пребывает? Откроется ли вопросом Косова и вопрос Республики Сербской? Уравновесится ли таким образом сербский фактор на Балканах?

     

     Петр Искендеров: Я не уверен в долговременном существовании Боснии и Герцеговины в ее нынешнем национально-государственном формате. Скорее все, она станет одним из ключевых элементов нового переформатирования балканского пространства в случае раздела Косово, распада Македонии и отделения от Сербии трех общин Прешевской долины. Очевидно, что нынешние усилия США и ЕС по реанимированию «бутмирского процесса» имеют своей окончательной целью ликвидацию Республики Сербской. Однако это сопряжено с серьезными рисками в том числе для самого Евросоюза, и может заставить Брюссель в конце концов счесть опасным чрезмерное укрепление мусульманского государства в Европе. Это откроет путь для самоопределения Баня-Луки, а также, возможно, для выхода из состава Боснии и Герцеговины областей, населенных хорватами.

     

     Наташа Йованович: Будет ли Россия поступать решительнее в контакт-группе когда речь зайдет о Высоком представителе?

     

     Петр Искендеров: Позиция России четкая - аппарат Высокого представителя необходимо свернуть, но при этом сохранить дейтонские основы устройства Боснии и Герцеговины, в том числе Республику Сербскую. Высокий представитель нужен США, Евросоюзу и Турции - как средство давления на боснийский сербов и механизм отмены принятых ими решений.

     

     Наташа Йованович: Геополитическая картина этой части Балкан до сих пор не ясна. Может ли Сербия добиться благосклонности одновременно и России, и НАТО?

     

     Петр Искендеров: Сербия не сможет усидеть на двух стульях. Даже членство в ЕС потребует от нее пересмотра уже заключенных финансово-экономических соглашений с Россией в обмен на программы помощи от Евросоюза, которые, как показывает пример Греции и других «проблемных» государств, служат лишь экономическому и политическому закабалению. Что же касается интеграции Сербии в НАТО, то она однозначно поставит крест на взаимовыгодном сотрудничестве с Россией. В плане развития интеграционных связей для Сербии было бы выгоднее присоединиться к механизмам ШОС, ЕврАзЭС, Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, а также создаваемого в настоящее время Россией Евразийского сообщества.

     

     Наташа Йованович: Может ли «Южный поток» стать ключом геостратегической стабильности в этой части Балкан?

     

     Петр Искендеров: Реализация проекта позволит Сербии и другим его участникам получить надежный источник транзитных платежей, обрести энергетическую независимость и стать ключевым звеном в региональной энергетической системе, а также укрепить свои позиции во взаимоотношениях с евроатлантическими структурами. Кроме того, реализация многосторонних энергетических проектов способствует укреплению взаимоотношений политических элит в странах-участницах. В случае с «Южным потоком» это позволит сформировать структуры, более активно противостоящие планам создания «Нового мирового порядка», нежели это имело место до настоящего времени.

     

     


Комментарии (1)