Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/8.7.2005/

Сараево



     

     Статья написана во второй половине 80-х годов ушедшего века. В эпоху социалистической Югославии.

     

      «В любое время дня, откуда ни посмотришь на Сараево, невольно думаешь об одном. Это город. Город, доживающий свой век, и умирающий, и одновременно зарождающийся, и преображающийся вновь»,— писал Иво Андрич. Сараево стоит в окружении гор, в продолговатой котловине, которая постепенно раскрывается к Западу и переходит в Сараевско-Поле. Здесь, в селе Кешели (Илиджа), расположен географический центр Югославии.

      Город овеян дыханием лесов легендарной Романии. Зимой вокруг него искрятся снега широких склонов Яхорины. Тень от вершины Требович ложится на городские кварталы. Над Илиджей зеленеет гора Игман, за ней поднимаются крутые склоны Бьелашницы. Воды Босны, рождающейся из сотни истоков у подножия Игмана, устремляются отсюда на север мощным потоком. За горой Иван-Планина открываются голубые просторы Герцеговины.

      Потому-то так органичен для города его облик потока. Улицы вместе с домами устремляются по склонам к Миляцке и разливаются, словно в половодье, по

     Сараевско-Полю. В этом прелесть пейзажей Сараево, «лик которого древен и мудр».

      За плечами нынешнего Сараево, большого и многолюдного города, опыт эпох. Неумолимое время вело в нем летопись трагических и радостных событий, вписывая в нее имена его славных горожан. В водовороте явлений многое стерлось в памяти... Но город продолжал жить по своим законам, по неписаным законам Сараево.

      И это не случайно. Множество таких неписаных законов были куда строже иных кодексов. Вот один из них — если строишь себе дом, ты не должен заслонять соседу вид. Это было своеобразное право на прекрасную панораму из окна, породившее водопады домов, спускающихся по крутым склонам. Так, по традиции каждое новое поколение семьи строило дом, разумеется, по своим средствам. Каменными были только знаменитые мечети, турецкие бани (амамы), торговые ряды вокруг четырехугольной площади (дайры) и колодцы (чесмы). Средоточием жизни всегда была чаршия (торговоремесленный квартал), которая стала формироваться более пяти столетий назад. Ее главная площадь — Башчаршия. Здесь люди жили, торговали, работали... Здесь собиралось войско, а иногда и бунтовщики, оглашались приговоры и летели головы с плеч... Усталые путники из дальних стран стекались сюда в многочисленные караван-сараи. Отсюда они уходили в огромный мир и сюда возвращались. Это подлинное сердце города всегда напряженно билось. Здесь было известно

     более шестидесяти ремесел, а каждый мастер принадлежал к какому-нибудь цеху... «В чаршии 1080 мастерских»,— записал в 1659 году Эвлия Челеби. Город назывался Сарай-оваси, Сарай-касабаси, просто Сарай, потом Сарай-Босна и наконец - Сараево. Еще в 1463 году он стал центром боснийского санджака. За два года до этого - на 148 лет раньше Лондона и на 378 лет раньше Вены - в нем появился водопровод. (Власти Австро-Венгрии насчитали здесь в 1878 году 68 водопроводов общей протяженностью 55 км и 156 общественных колодцев.) В 70-е годы прошлого века здесь было 50 караван-сараев, в которых могло разместиться 2640 человек и более тысячи лошадей. Местные зодчие возводили прекрасные мосты, деревянные и каменные, которые затем нарекались именами своих создателей или тех, для кого они строились. Устремляются к небу мощные пирамидальные тополя... «Город словно огромный сад...» — писал знаменитый археолог Артур Эванс, назвавший Сараево северным Дамаском. Иво Андрич, признаваясь, что не может объяснить свое ощущение, говорил о том, что воспетые в стихах сараевские сады словно карабкаются вверх по склонам, в то время как надгробия из белого камня стремятся вниз, подобно снежным лавинам. Самая важная, наиболее характерная особенность города заключается, вероятно, в том, что он никогда никого не оставлял равнодушным. В периоды расцвета о нем слагались оды, в несчастье ему приходили на помощь.

     

      Горожане верны традициям Сараево. Они выражаются в постоянном обновлении города, в сегодняшнем дне старой чаршии, сохраняющей свой древний облик, но пронизанной духом нового. Все здесь поставлено на службу человеку, и потому жизнь здесь никогда не угаснет. Нынешнее Сараево более чем в пять раз больше довоенного и, несомненно, будет расти и впредь.

      Самое прочное здесь — сама жизнь. Она ведет свое начало от неолитической стоянки в Бутмире (2400 — около 2000 г. до н. э.), давшей целому разделу в археологии название «бутмирская культура», Во времена римской империи Илиджа — видный муниципий и курорт с роскошными перистильными виллами, термами, мозаиками, изображающими мифические существа. На его территории найдены монеты римских императоров, от Веспасиана до Валента. За четыре века турецкого господства сложился характерный облик города, живописно раскинувшегося на склонах, с чаршией в центре и со своей неповторимой атмосферой. После оккупации в 1878 году австро-венгерскими войсками Боснии и Герцеговины город застраивали, не считаясь с ранее сложившимися принципами зодчества, характерными в прошлом для Сараево. Оттого так часто говорят, что здесь встретились Запад с Востоком. Чем ближе к нашим дням, тем плотнее хроника событий.

      Выстрел члена сербской националистической организации «Млада Босна» Гаврилы Принципа в австро-венгерского престолонаследника Франца Фердинанда в 1914 году стал событием, вошедшим в анналы истории.

      Убийство в Сараево послужило поводом для начала первой мировой войны, в результате которой Австро-Венгерская монархия пала.

      В единое понятие сливаются лицо города и его история.

      Нынешнее Сараево постоянно меняется. Город растет и ширится, приобретая все новые современные черты шумной и динамичной столицы Боснии и Герцеговины, крупного политического, промышленного, культурного центра.