Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/21.3.2014/

Путешествие в прошлое по «Шарганской восьмерке»

Когда в конце 19 века знаменитый сербский Нострадамус, Митар Тарабич из Кремны, горной деревни, расположенной между горной областью Златибор и горой Тара, говорил о том, что через Мокра-гору будет проложен «железный путь», никому и не снилось, что всего несколько десятилетий спустя в этой части западной Сербии начнется строительство железной дороги – легендарной Шарганской восьмерки.

     

     

Эта узкоколейка и сегодня остается чудом инженерной мысли, благодаря уникальному техническому решению, позволившему ей на горе Шарган преодолеть большой перепад высот почти в 300 метров над уровнем моря.

     

Местные жители не поверили и словам Митра, что «железный путь» будет забыт, но когда пройдет много лет, люди вспомнят о нем и восстановят его. Он говорил еще, что «по нему пассажиры будут ездить в Вышеград, но не из-за нужды или по делам, а ради развлечения, отдыха и удовольствия». Было ли это пророчеством, народной легендой или еще чем-то, но эта железная дорога действовала всего лет 50.

     

     

С историей строительства Шарганской железной дороги связано много легенд. Начали строительство австрийцы в 1916 году. Им удалось построить всего 9 км рельсовой трассы, когда при проходке тоннеля произошел обвал скальной породы, в результате которого погибло около 200 итальянских и русских пленных-строителей. Из-за этого работы были прерваны.

     

     

Строительство возобновилось только в 1921 году в тогдашнем Королевстве сербов, хорватов и словенцев. Работа над проектом была поручена опытному инженеру-австрийцу, приговоренному к пожизненному заключению. Ему была обещана свобода, если он решит техническую проблему. Его расчеты по сооружению тоннелей не оправдались, и он покончил жизнь самоубийством. Всего через день после его смерти при проверке его расчетов обнаружена ошибка. Работы продолжались, туннель был пробит, а дорога была введена в эксплуатацию в 1925 году и поезда ходили по ней 49 лет и 25 дней от г. Ужице через Шарганский перевал и Вышеград до Адриатического моря. В феврале 1974 года движение прекратилось из-за нерентабильности дороги.

     

     

В конце 90-х годов сбылось и второе предсказание Митра, упомянутого в начале нашего рассказа. Началось возрождение Шарганской восьмерки.

     

Сегодня по этой трассе снова курсирует пассажирский поезд. В течение часа поезд минует 22 тоннеля и 5 мостов, а путешественники могут полюбоваться видами, которые открываются, на пяти смотровых площадках в местах остановки поезда. По долинам и ущельям Мокра-горы текут реки Бели-Рзав, Црни-Рзав и река Камишка, а их берега покрыты хвойными лесами. Тут же, напоминая мозаику, пестреют горные луга и пастбища.

     

     

На этой трассе поезд делает четыре остановки на станциях: Ятаре, Голубич, Луди-камен и Шарган-Витаси. Нам показалась наиболее интересной станция Луди-камен. Ее название связано с современной сказкой. Именно в этом месте, откуда как на ладони видна вся долина Мокра-горы, несколько лет назад рыцарь нашего времени попросил руки своей возлюбленной. Совсем рядом с железной дорогой находится огромная каменная глыба. Кто-то говорит, что это метеорит, кто-то, что это обычный камень, но с 2004 года его называют Луди-камен. Именно в этом месте одна под другой пересекаются желенодорожные ветки.
Любопытна история станции Ятаре - «вокзал на бездорожье», в который никто никогда не вошел и не купил билет. Сегодня здесь стоит побывать не только из-за водопада, который сливается по крутым скалам, но и из-за смотровой площадки, на которую можно попасть по крутой лесной тропинке, и с которой открывается неповторимый вид на Мокра-гору и гору Мечавник.

     

http://voiceofserbia.org