Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/13.1.2015/

Кризис в Косово

  Мадлен Олбрайт, семья которой во время

  Второй мировой войны укрывалась от нац-

 истов в Сербии, будучи на посту госсекре-

   таря США сделала все для проведения вое-

  нной операции НАТО против Сербии.

 ,Беженка из Косово смотрела на свое отра-

  жение в зеркале, но видела, как рушится

 вновь построенное здание Всемирного тор-

 гового центра.

/Фантазия/ 

  

     Косово - территория, находящаяся на основании Резолюции 1244 Совета Безопасности ООН, под управлением ООН. По Конституции Республики Сербия от 30.09.2006г. эта территория  часть государства Республика Сербия.-  автономный край Косово и Метохия

     

     17 февраля 2008 года Косово объявило о своей независимости и признана 107 государствами. Сербия заявила о не признании  независимости Косово.

     

    Президент Атифете Яхьяга, курсы Академии ФБР США, генерал-майор полиции Косово.

     

    C 17.02.2008г. по 09.12.2014г. Премьер-министром был Хашим Тачи, полевой командир Армии Освобождения Косово.  Правительство Сербии направило материалы в ЕС о его причастности к убийству сербов в целях торговли внутренними органами. Результата нет.

     

     С 09.12.2014г. Премьер-министр Мустафа Иса, в 80-е годы работал в государственных органах Косово (глава муниципального правительства, министр правительства  Косово), в 90-х годах стал сторонником отделения Косово, был членом правительства Косово в изгнании, с 2007г. по 2010г. мэр Приштины (столица Косово).

     

    Природные ресурсы: уголь легнит (5 место в мире), золото, серебро, никель, ферроникель, редкоземельные металлы.

     

   Экономика:

     

- безработица от 40 до 60%,

     

- промышленность и сельское хозяйство развито слабо, средства механизации применяются ограничено, более развита сфера услуг;  

     

-экономический рост  в 2013Г. 2,7%1 в основном за счет увеличения доли услуг.  На территории Косово расположен крупнейший в Сербии горнометаллургический комбинат «Трепча»  (аналог российского Норникеля),,находящийся в собственности правительства Сербии, Работа комбината ограничена миссией ООН в Косово.

     

   Население: 1,8 млн, 90% албанцы.  Сербские анклавы на юге Штрипце, на севере в районе города Косово-Митровица . с 1999г. более 250 тыс.сербов, цыган и лиц  других национальностей были вынуждены покинуть Косово2.

     

  В настоящей статье мы рассмотрим:

     

- развитие процесса межэтнического конфликта между албанцами с одной стороны и сербами,, включая   другие национальности с другой с 1945г., с момента образования государства Югославия;

     

-; использование межнациональной проблемы в своих интересах сначала Премьер-министром, затем с 1953г. Президентом Югославии Иосипом  Броз Тито;

     

 - начиная с 90-х годов   иностранными государствами, реализующими свои геополитические интересы в процессе передела мира.

     

       В конце  Второй мировой войны,  главами СССР.США и Англии на встречах в Тегеране (1943г.), Ялтинской конференции(1945г.), Потсдамской конференции (1945г.) был установлен новый мировой порядок, были определены и признаны границы государств, была учреждена ООН, для поддержания международного мира, и международной  безопасности, установления экономических и культурных связей между государствами, на Лондонской конференции (1945г.) было заключено Соглашение «О судебном преследовании и наказании главных военных преступников европейских стран оси», был учрежден Международный трибунал, по приговору которого фашизм был признан античеловеческой идеологией, осуждены руководители фашистской Германии Гесс, Геринг и др. Был создан новый мир.

     

      Точкой отсчета разрушения Потсдамского мира можно считать 1992г., когда  СССР,  государство поддерживающее баланс в противостоянии между западной и восточной культурами,  прекратил свое существование.   В  мире оказалась одна сила – НАТО. Не имея противодействия,  НАТО начало реализовывать политику завоевания мирового господства: путем разрушения государств (Югославия 1992г.), смены неугодных режимов (например восточноевропейские страны: Болгария, Румыния, страны Ближнего востока).и присоединения стран бывшего Варшавского договора к Европейскому Союзу. В ближневосточных странах была избрана «теория хаоса».

     

     НАТО разделило мир на тех кто с ними и тех кто против.

     

     Одним их элементов общей картины по переделу мира является  разрушение Союзной Республики Югославии ( Черногории, Сербии, Косово, часть территории  Сербии),  смены политического режима и как конечная цель создание новых государств и присоединение их к Европейскому Союзу.

     

    Ход, событий и развитие межнационального конфликта можно разделить на четыре периода:

     

         
  1.      Период правления Тито 1945 – 1980г.г.
  2.      
  3.      Период после смерти ТИТО и до прихода к власти Милошевича 1980 – 1989г.г.
  4.      
  5.      Период правления Милошевича 1989 – 2000г.г.
  6.      
  7.      Период после Милошевича 2000 г. по настоящее время.
  8.      

     

     В рамках послевоенного устройства мира 29 ноября 1945г. была образована  Федеративная Народная  Республика Югославия. Премьер-министром стал Тито, власть которого была единолична, как политического, так и государственного деятеля.   В 1946 г. была принята Конституция, согласно которой в состав ФНРЮ входили 6 союзных республик Хорватия, Македония, Босния и Герцеговина, Черногория и Сербия. В союзную республику Сербия и две автономные области: Воеводино и Косовско-Метохийская.

     

     Политическая система была однопартийной. Коммунистическая партия Югославии, с 1952г. Союз коммунистов Югославии, была единственной политической партией в стране, ею  был выбран курс на построение социализма.

     

     Во внутренней политике Тито, хорват по национальности, для нейтрализации сербов, как государствообразующей нации, в борьбе за власть  использовал лозунг «о великосербском  гегемонизме» и Косово, руководство которого состояло из албанцев, в качестве противопоставления  Сербии.

     

     Население  Косово албанцы и сербы c другим неалбанским населением по соотношению было примерно 60% к 40%. У обоих наций имелись претензии друг к другу: албанцы хотели присоединения к государству Албания, сербы помнили, что албанцы были на стороне итало-германского союза и принимали участие в массовом уничтожении сербов

     

     После образования ФНРЮ начался  рост албанского населения в крае:

     

- первым фактором служило то, что во внешней политике Тито стремился к созданию «Великой Югославии» на Балканах с присоединением Болгарии и Албании; по этому плану  Косово передавалось Албании, в случае ее присоединения в качестве союзной республики; границы между Югославией и Албанией оставались открыты до1949г., что способствовало неконтролируемому переселению албанцев в Косово, в то же время косовским сербам, беженцам времен войны, было запрещено возвращаться;  доля албанского населения начала увеличиваться3.

     

- второй фактор способствовавший увеличению числа албанцев это рост рождаемости.

     

     В 1948 г. между Тито и Сталиным произошел разрыв.  Резолюцией Информационного бюро коммунистических партий от 29.06.1948г. «О положении в коммунистической партии Югославии» была осуждена деятельность руководства  КПЮ.,    Энвер Ходжа, лидер коммунистов Албании,  в конфликте поддержал Сталина и высказал предложение о присоединении  Косово к Албании, обратившись в ЦК ВКП(б) с письмом « О Косово и Метохии».

     

     Идея о создании «Великой Югославии реализована не была, но стремление албанцев к присоединению к Албании осталось. Со своей стороны Албания предпринимала меры для аннексии Косово:

     

- предложение Энвера Ходжа Сталину провести военную операцию по отделению Косово,

     

- засылка подпольных групп на территорию автономной области для ведения подрывной сепаратистской деятельности.

     

     В 50-е годы в Косово продолжалась борьба за независимость, имевшая подпольный, конспиративный характер. В 1956г. был судебный процесс над членами подпольной организации, раскрытый органами безопасности4, в ходе судебного процесса были установлены контакты подполья с руководством автономной области . В 1966г., после скандала с обнаружением подслушивающей аппаратуры в резиденции Тито, в отставку был отправлен руководитель Службы государственной безопасности  Александр Ранкович, серб по национальности, который непосредственно осуществлял руководство по борьбе  с албанским сепаратизмом

     

     В 1963г. была принята новая Конституция, в соответствии с которой Югославия получила новое название - Социалистическая Федеративная Республика Югославия (СФРЮ). Косово-Метохийская автономная область была преобразована в автономный край Косово. Более широкое применение получил албанский язык, в школах и Университете Приштины преподавание велось на албанском языке.

     

     В 60-е годы процесс сепаратизма сделал новый виток, от подпольных групп до проявления массовых протестных элементов, неповиновения и демонстраций.

     

    1968г. в Косово прошли массовые демонстрации албанцев под лозунгом «Косово - Республика», «Долой сербский колониализм», переросшие в массовые беспорядки, которые удалось подавить при помощи армейских подразделений.

     

     При проведении конституционной реформы  был повышен статус автономий и их полномочия. В Конституции СФРЮ 1974г. Автономный край  Косово  фактически уравнивался с правами союзных республик.  Был введен принцип двуязычия и при приеме на государственную службу, как правило принимались албанцы ,Доля албанцев на государственной службе стала подавляющей..

     

     В период правления Тито в национальной политике были допущены принципиальные ошибки: В Югославии не было создано единое государство, единая нация; албанцы категорически отвергали сербскую культуру; национальная проблема в Косово решалась при помощи уступок, при этом требования албанцев постоянно увеличивались; Косово использовалось как противопоставление Сербии в борьбе политических групп; не решалась проблема пропорции населения: албанское население увеличивалось, сербское постепенно выдавливалось из Косово.

     

     Сдерживающим фактором в проявлении сепаратизма была администрация  Косово, состоящее из албанцев, которые реально не было заинтересованы в отделении от Югославии, т.к. это влекло кардинальное изменение власти, но было заинтересовано в национализме, что позволяло влиять на принимаемые в Сербии и Югославии решения.

     

     После смерти Тито в 1981г. в Косово начались самые большие массовые беспорядки с политическими требованиями «Мы албанцы, мы не югославы», «В единстве с Албанией». Поддержку сепаратистам оказывала Албания. В ходе беспорядков был сожжен православный Печский монастырь, начались погромы сербских сел. Неповиновение было подавлено  полицией и югославской народной армией5..   

     

     По данным переписи населения 1981г албанцы составляли 77% населения Косово, это уже было подавляющее превосходство. Национализм албанского населения усиливался. Руководство Косово, не предпринимали мер к устранению национальной розни. Усилилась миграция сербов.

     

     Одной из основных проблем Югославии  на данном этапе было отсутствие главы государства. Югославией управлял Президиум, который возглавлял представитель республики или автономного края. Ежегодно происходила смена руководителя Президиума. Такая частая смена не способствовала укреплению национального единства в Югославии, отсутствовала стабильность в руководстве.

     

     В 1989г. президентом Сербии был избран Милошевич, до этого занимавший пост Председателя ЦК Союза коммунистов Сербии. Одной из целей Милошевича было возрождение сербского патриотизма. В 1989г. на Косовом поле во время митинга Милошевич призвал косовских сербов не отступать и оставаться на своих землях.

     

      В сентябре 1990 сербский парламент принял решение о ликвидации автономии Косово. На руководящие должности были назначены сербы. В ответ албанцы начала создавать параллельные, неформальные структуры управления, образования, социального обеспечения, был проведены неофициальные выборы президента Косово им стал Ибрагим Ругова. Фактически в Косово было создано параллельное государство. Руководство Сербии реальных мер по ликвидации этого параллельного государства не предприняло. Борьба албанцев за отделение Косово приняла массовый характер. Требование  о независимости, с учетом поддержки албанцев  третьими странами, приобрело реальный характер.

     

          27 апреля 1992 г., после распада СФРЮ, была образована Союзная Республика Югославия в составе союзных республик Черногории и Сербии, которая странами НАТО не признавалась правопреемником СФРЮ. В отношении СРЮ была принята Резолюция Советом Безопасности ООН №777 от 19.09.1992г. о том, что это государство не может быть правопреемником СФРЮ в ООН..Союзная республика Югославия стала членом ООН только в 2000г. Югославия, не являясь членом ОБСЕ, не допускала миссию этой организации на свою территорию в период с 1993 по 1998г.г.,увязывая  присутствие миссии на территории Косово с возобновлением членства в ОБСЕ.

     

   В  продолжающемся межнациональном конфликте в Косово  албанцы использовали   два способа  для  получения независимости:

     

1.Мирный,  возглавляемый Ибрагимом Руговой.

     

2.Вооруженной борьбы.

     

     Второй путь для заинтересованных сторон по отделению Косово был наиболее предпочтителен. В 1992г  на съезде представителей различных албанских группировок, который проходил в Македонии, было принято решение о создании боевой организации для отделения Косово от Югославии. Для этих целей была образована Армия Освобождения Косово, которая первоначально была занесена в список ЦРУ, как террористическая организация.  До 1996г АОК формировалась. Финансирование производилось за счет контроля над трафиком наркотиков, различных пожертвований, сбора денежных средств косовских албанцев проживающих, как в Косово, так и за границей. В 1996г. по некоторым источникам, была проведена первая боевая операция.6

     

     В 1998г АОК была полностью сформирована как боевая армейская единица в составе 20 бригад, численностью по некоторым оценкам, до 21 тыс. человек, с генеральным штабом, который возглавлял Аким Цегу, генерал хорватской армии13.

     

     Учебные базы и дислокация ОАК находились на территории Албании, которая поддерживала  сепаратистское движение.

     

     Длительный период формирования АОК с 1992 по 1996г.г. можно объяснить тем, что основные государства заинтересованные в распаде Югославии и, в частности, отделения Косово от Сербии, были задействованы в гражданской войне в Боснии и Хорватии.  После заключения Дейтонского соглашения  14.12.1995г. по Боснии и проведения военной операции армией Хорватии в августе 1995г  против  Республики Сербская Краина, которая прекратила свое существование,  началась активизация АОК.

     

   В период с 1996г по 1998г. количество  террористических операций проводимых АОК начало увеличиваться, а с 1998г. они стали непрерывными. Армия Освобождения Косово и поддерживающие ее стороны перешли к активной фазе по отделению Косово от Югославии. На всей территории края была развернута террористическая война, вызвавшая ответные действия со стороны Правительственных сил.. В борьбе с террористами принимали участие полицейские и армейские подразделения.

     

     Странами НАТО для подготовки негативного отношения мирового общественного мнения была развернута пропаганда в средствах массовой информации.  Цель дискредитации действий Правительства Югославии и Президента Милошевича. которые предпринимали меры, в том числе и с применением силы, для наведения законного порядка в Косово и поддержания государственного суверенитета.

     

     Для того, чтобы сковать действия правительственных сил Югославии, активизировалась дипломатическая игра стран НАТО по нейтрализации предпринимаемых мер Правительством СРЮ, в том числе , были задействованы  ОБСЕ, ООН, неправительственные организации, различного рода гуманитарные миссии, Красный Крест.

     

     Если рассматривать всю совокупность действий проводимых НАТО, то можно сделать вывод  о том, что с 1998г. Североатлантическим блоком было принято решение на эскалацию конфликта в СРЮ

     

     В начале  марта 1998г. сербскими силами правопорядка в районе села Дреница, центре албанского терроризма,  была проведена полицейская операция, это послужило поводом для вмешательства  стран  НАТО во внутренние дела Югославии.   Было проведено заседание Контактной группы, состоявшееся 09.03.1998г., на котором   были осуждены действия Югославии, как чрезмерное   применение  силы  в отношении гражданского населения, как в Дренице, так и против демонстраций 2 марта 1998г., было указано о гибели 80 человек, Сторонам   было предложено начать мирные переговоры и были приняты следующие меры, являющиеся санкциями:

     

- о рассмотрении вопроса Советом Безопасности ООН  по введению эмбарго на поставки оружия;

     

-  отказ от поставки в СРЮ оборудования, которое может быть использовано для внутренних репрессий или для терроризма;

     

 - отказ в выдаче виз представителям СРЮ;

     

 - мораторий на финансируемую  правительствами поддержку экспортного кредитования торговли и инвестиций.

     

      18.03.1998г.  в ООН поступила Декларация Президента Республики Милутиновича о затягивании переговорного процесса со стороны албанских  политических партий Косово.

     

         Вопрос о чрезмерном применении силы неоднозначен. В международном праве отсутствуют критерии определяющие понятие - достаточное применение силы или чрезмерное применение силы и выводы носят субъективный характер. В частности, страны НАТО настаивали на том, что действия по применению силы являются чрезмерными, но проведение военной операции НАТО в 1999г. с бомбардировкой городов и гибелью мирного населения, НАТО оценивало, как «гуманитарную интервенцию».

     

     На заседании 25.03.1998г. Контактная группа подтвердила принятые меры, вновь призвала к проведению переговоров, осудила террористический действия и действия сербской полиции, одобрила курс Руговы на ненасильственные действия.

     

     В Письме7 от 30.03.1998г. временного поверенного  Югославии при ООН В.Йовановича сообщалось, что Югославия возражает против рассмотрения событий в Косово, которые являются внутренним делом Югославии,   полицейская операция в Дреновице проводилась с целью подавления терроризма. В письме также сообщалось, что албанские партии Косово уклоняются от начала проведения переговоров, так как их цель -  получение независимости Косово..

     

 Кроме того, Сербия проводила расследования о событиях в Дреновице, для чего приглашала принять участие Красный Крест и другие организации. Красный Крест от участия отказался сославшись на отсутствие специалистов.

     

     Согласно п.7 ст.2  Устава ООН право на вмешательство во внутренние дела государств ООН не имеет, за исключением применения принудительных мер по главе. VII Устава.

     

      Правомерность  рассмотрения вопроса Советом Безопасности ООН о событиях в Косово вызывает сомнения  поскольку проведение полицейской операции был исключительно внутренним делом Югославии и не угрожало международной безопасности.

     

     Однако 31.03.1998г. на своем заседании Совет Безопасности ООН  принял Резолюцию №1160 по главе VII

     

- в отношении сторон вводилось эмбарго на поставки оружия;

     

- осуждались действия  сербской полиции по чрезмерному применению силы, а также террористическая деятельность  ОАК;

     

-запрет на финансирование террористической деятельности;

     

-стороны призывались к проведению мирных переговоров;

     

-  подключались   Контактная группа, ОБСЕ, ЕС  для дачи оценки о ситуации в Косово при подготовке доклада Генерального секретаря ООН.

     

 30.04.1998г. во исполнение Резолюции 1160 был подготовлен доклад Генераль-ного секретаря ООН, в котором  в качестве приложения на основании доклада Ев-ропейского Союза. ОБСЕ, записки Российской федерации, была дана оценка сто-ронам участникам конфликта  по урегулированию ситуации:

     

- при отказе от участия в переговорах албанской стороны ответственность за их срыв  ЕС и ОБСЕ   возложила на Югославию, т.к. проведение переговоров в рамках  единой Республики Сербии рассматривалось, как предварительное условие, несмотря на то, что в Резолюции СБ ООН признавал целостность Югославии,.    высказывалось требование о включении в процесс переговоров представителя третьего государства.

     

- РФ действиям Югославии давало в целом положительную оценку.

     

     В дальнейшем на рассмотрение Совета Безопасности ООН до октября 1998г. представлялись ежемесячные доклады Генерального секретаря ООН о положе-нии дел в Косово.

     

Суть их заключалась в следующем:

     

- осуждение чрезмерного применения силы со стороны полицейских сил Сербии;

     

- осуждение террористических  действий со стороны ОАК;

     

- эскалация конфликта:

     

- отсутствие процесса мирных переговоров.

     

     15-16 июня 1998г. в Москве прошла встреча Президента РФ Ельцина и Президента Югославии Милошевича по результатам  которой было сделано Заявление:

     

- о возобновлении переговоров с политическими партиями албанцев;

     

- отказ в репрессивных действиях в отношении населения;

     

- доступ в Косово без каких-либо ограничений дипломатов и международных  ор-ганизаций;

     

- переговоры с ОБСЕ о приеме в Косово миссии и возобновление членства Юго-славии в этой организации.

     

     В  октябрьском 1998г Докладе Генерального секретаря ООН указывалось что за время конфликта погибло 200 человек, но при этом не разделялось на количество жертв гражданского населения ( на сербов, албанцев; погибших от проведения полицейской операции; жертв актов террора; погибших в бою боевиков ОАК,). Не учитывалось что к  середине 1998г. ОАК контролировала до 40% территории Косово, но в ходе проведения войсковой операции сил правопорядка и армии, Югославия восстановила суверенитет практически на всей территории Косово.

     

     В докладах Генерального секретаря  за ноябрь, декабрь, 1998г  январь, март 1999г. постоянно муссировался вопрос  о чрезмерном применении силы со стороны  полицейских сил и сил безопасности Югославии. О допуске третьего государства в переговорный процесс,  страны НАТО под угрозой применения силы требовали допустить в Косово миссию ОБСЕ, которая  была выслана в 1992г. в связи с тем, что СРЮ не восстанавливали в членстве в ОБСЕ.

     

     В целом доклады Генерального секретаря ООН имели антиюгославский характер и не имели цели выработки мер по прекращению конфликта, а преследовали цели сковать действия Правительства СРЮ по восстановлению правопорядка.

     

     23.09.1998г. Советом Безопасности ООН  была принята Резолюция №1199 ко-торой стороны конфликта на основании главы VII обязывались:

     

- прекратить боевые действия;

     

- провести переговоры с международным участием  по политическому решению кризиса;

     

-  Союзная Республика Югославия  должна  вывести полицейские силы, обеспечить  доступ и контроль для  международного наблюдения и др.

     

- осуждение руководителями косовских албанцев террористической деятельности;

     

- привлечение виновных из состава полицейских сил к ответственности. 

     

14.10.1998г. было принято Заявление Сербского правительства об одобрении со-глашения достигнутого Президентом Милошевичем  со спецпосланником  США Холбруком о следующем:

     

- мирный политический процесс;

     

-проведение выборов, предоставление Косово автономии;

     

- создание полицейских сил подчиненных местным общинным органам власти.

     

     16.10.1999г. между ОБСЕ и Югославией было заключено соглашение  о Контрольной миссии ОБСЕ в Косово, которая получала следующие функции и полномочия:

     

-контроль за выполнением Резолюции 1199 СБ ООН;

     

- наблюдение за выборами в Косово;

     

- предоставление докладов и рекомендаций  ОБСЕ, Совету Безопасности ООН;

     

- контроль за прекращением огня и расследование случаев его нарушения;

     

- получение информации  от военных и полицейских штабов Югославии  о пере-движении сил, установке заграждений (блокпостов);

     

- сопровождение полицейских сил при выполнении ими своих функций;

     

- оказание помощи  после проведения выборов и определения статуса  само-управления Косово, в создании органов власти и полицейских сил.

     

      Совет Безопасности ООН в своей Резолюции №1203 от 24.10.1998г одобрил действия СРЮ по выполнению требуемы от нее мер.

     

В докладах Генерального секретаря ООН за октябрь, декабрь в целом отмечалось перемирие между сторонами конфликта и давалась положительная оценка Юго-славии за предпринятые ею меры.

     

     Принятие Резолюции 1199, давление НАТО на Югославию и заключение соглашения с ОАК обусловлено успешными действиями сил безопасности в Косово по установлению законности и уничтожению боевиков ОАК.  Этот вывод и свидетельство того, ,что  НАТО было заинтересовано в дальнейшем вооруженном развитии конфликта  подтверждается ходом дальнейших событий, в частности провокацией в селе Рачак.

     

     15 января 1999г. произошел инцидент в  Рачак,  где было обнаружено 40 трупов албанцев. ОАК возложило ответственность за убийство якобы мирных граждан на югославские силы безопасности. Югославия заявила, что убитые являются боевиками, которые погибли в ходе боестолкновения.

     

     Глава КМК ОБСЕ  15.01.1999г. сделал заявление об убийстве в селе Рачак 15.01.1999г. гражданских лиц, возложив ответственность за произошедшее на полицейские силы Югославии.

     

     В своем заявлении от 16.01.1999г.   Президент Сербии сделал опровержение  заявлению Уокера и сообщил, что 15.01.1999г. при аресте подозреваемых в убийстве полицейского произошло боестолкновение.

     

    Председатель Совета Безопасности ООН от 19.01.1999г.осудил убийство косовских албанцев в селе Рачак, призвал к проведению полного расследования, имевших место событий, и констатировал, что произошло нарушение ранее принятых Резолюций.

     

     Первоначально проведенная  медицинскими экспертами Югославии и Белоруссии экспертиза показала, что на руках  убитых найдены следы пороха и пришла к выводу, что убитые не были казнены и держали в руках оружие.8

     

    На пресс-конференции  Хелена Ранта,  возглавлявшая  группу медицинских экспертов ЕС, сказала, что  «нет никаких подтверждений того, что жертвы не были мирными жителями».9

     

     Некоторые эксперты изучавшие заключение комиссии Европейского союза высказали сомнение в достоверности выводов10.

     

     Международный трибунал по бывшей Югославии проводил свое расследование, но данных о признании  лиц виновных в якобы массовых убийствах в Рачаке нет.

     

    Событиями в Рачак были нарушены все ранее достигнутые договоренности о мирном урегулировании имеющихся противоречий. По сути эти события носят характер провокации с целью эскалации межнациональной вражды.

     

    При таких неоднозначных и противоречивых данных инцидент в Рачак позволил странам НАТО  поставить вопрос о применении силы в отношении Югославии.   

     

В феврале 1999г. В  Рамбуйе   под эгидой Контактной группы прошли переговоры между Югославией и косовскими албанцами. Был  представлен на рассмотрение проект  Cоглашения Рамбуйе по урегулированию конфликта, предусматривавший полную политическую автономию края, ввод войск НАТО на его территорию и вывод оттуда югославской армии и сил МВД. Кроме того, в проект соглашения был включён пункт об утверждении окончательного статуса Косово через три года на конференции. Данные условия для югославской делегации были неприемлемы и соглашение подписано не было.

     

     В связи с непринятием  предложенных условий,  в период с 24.03.1999г. по 10.06.1999г.страны НАТО провели военную операцию против Югославии без санкции  СБ ООН.

     

     С целью легализации военной операции странами НАТО было использовано понятие «гуманитарная интервенция» - применение военной силы против другого государства для предотвращения гуманитарной катастрофы или пресечения геноцида, но любое применение силы возможно только по решению Совета Безопасности ООН, который не принимал решения о том,, что на территории Косово   имеет место быть гуманитарная катастрофа или совершаются акты геноцида и, следовательно, данная  военная акция подпадает под  признаки агрессии закрепленные в Резолюции 3314 Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии», которая является рекомендацией для Совета Безопасности ООН. Dejureстранами НАТО был нарушен Устав ООН в части обязанности о неприменении первым силы, но при существующей процедуре международного признания страны применившим силу агрессором или нарушителем Устава ООН требуется решение Совета Безопасности ООН оформленного Резолюцией, При условии, что страна нарушитель Постоянный член СБ ООН, имеющий право вето, принятие решения невозможно. Кроме того, США, Англия, Франция являются мировыми лидерами и имеют возможность политического и экономического давления на другие страны, в т.ч. являющиеся Временными членами СБ ООН. Это дает возможность принимать решения простым большинством, не применяя вето.

     

 По инициативе России 24.03.1999г. состоялось заседании Совета Безопасности ООН, на котором рассматривался вопрос о  применении силы в нарушение норм международного права странами НАТО в отношении Югославии и  26.03.1999г. был предложен проект Резолюции с требованием немедленного прекращения силы. резолюция не была принята.

     

      Решения о квалификации действий государств НАТО Советом Безопасности ООН принято не было. Данный факт свидетельствует о том, что в условиях, когда группа государств мировых лидеров нарушает мир и международную безопасность с целью установления нового мирового порядка международные общественные организации и международное право не действует.   

     

     3.06.1999г. парламент Югославии, которая подвергалась бомбардировкам, вынужден был согласиться с Планом мирного урегулирования11, как условием для прекращения боевых действий. Решение о принятии Плана  являлось следствием принуждения, в результате применения силы странами НАТО членами ООН, которые нарушили Устав ООН.

     

     10.06.1999г. при рассмотрении вопроса о Югославии  Совет Безопасности ООН игнорировал базовые принципы и цели Организации Объединенных Наций, исказил понятия нарушитель мира и международной безопасности,, не корректно  установил обстоятельства по нарушению мира и, международной безопасности, не квалифицировал акт агрессии  в соответствии со  ст.39 Устава ООН.

     

     Нарушителем являлись страны НАТО, проводившие военную операцию, без санкции Совета Безопасности ООН.  в интересах Освободительной Армии Косово. В результате проведенной военной операции, (массированные ракетно-бомбовые удары по городам, гражданским объектам и гражданскому населению) не только на территории Косово, но и на всей территории Югославии возникла гуманитарная катастрофа, в Косово усилились межэтнические противоречия.

     

     Нарушители, - США, Англия и Франция, будучи постоянными членами СБ ООН,  стали судьями.

     

     При таких обстоятельствах 10.06.1999 Совет Безопасности ООН рассмотрел вопрос об угрозе нарушения мира и международной безопасности на территории Косово и принял Резолюцию 1244 по гл.VII Устава ООН, согласно которой нарушителем международного мира и международной безопасности  была признана Югославия.

     

     Основные положения Резолюции 1244 заключаются в следующем:

     

 -вывод югославских войск из Косово;

     

- присутствие по безопасности;

     

-политический процесс и урегулирование конфликта в Косово, суверенитет и территориальная целостность Югославии;

     

- гражданское присутствие, которым вводилось управление территорией Косово и ограничивался суверенитет Югославии.

     

     Поскольку данная резолюция имеет распорядительный, обязательный характер для государства в отношении которого принимаются принудительные меры. то Югославия выполнила все требования Резолюции:

     

 -выведены войска и силы правопорядка из Косово,

     

- размещены войска НАТО под флагом ООН и миссия ООН в Косово.

     

     Принятие СБ ООН решения о размещении гражданского присутствия противоречит Уставу ООН и международному праву.

     

     В Справочнике по практике Совета Безопасности ООН гл.XI рассмотрение положений гл.VII  Устава  правовым основанием для введения на территории Косово гражданского присутствия  является ст.42, гл.VII Устава ООН  Диспозицией ст.42  предусмотрено применение ООН воздушных, морских, сухопутных сил и в том числе проведение этими силами других операций. В данном случае правомерно введение на территории Косово присутствие по безопасности, которое можно отнести к понятию  «проведение других операций», а также к миротворческим операциям ООН с использованием военной силы.

     

    Статья 42 не применима к введению управления ООН  какой-либо территорией, поскольку такое управление  не является принудительной мерой по применению силы.

     

     О том, что ООН ввело оккупационный режим и управление территорией Косово, чем ограничило суверенитет Югославии, свидетельствуют полномочия Специального представителя   Генерального секретаря – главы миссии ООН в Косово,12 в компетенцию которого входило изменять или отменять существующие законы, приостанавливать их действие, назначать или увольнять должностных лиц временной администрации, издавать законодательные акты в форме распоряжений,

     

   В Уставе ООН  право на  управление территорией государства регулируется только гл.XII «Международная система опеки»,которая в данном случае не применима.

     

    В преамбуле и п.2 Резолюции 1244 имеется ссылка на согласие Югославии с Планом мирного урегулирования, являющегося приложением №2 к Резолюции 1244, который предусматривает вывод югославских войск с территории Косово, введение присутствия по безопасности и гражданского присутствия, условия по прекращению применения силы в отношении Югославии, но в случае  применения принудительных мер согласие государства не требуется. Кроме того согласие Югославии с условиями  Плана мирного  урегулирования является ничтожным, поскольку дано под принуждением в нарушении ст.2 п. 4.Устава ООН  «все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций»;

     

     На момент проведения операции Югославия не являлась членом ООН, но в данном случае подпадает под понятие «любое государство».

     

      Устав ООН был   нарушен членами ООН странами НАТО и на своем заседании 10.06.1999г. Совет Безопасности ООН должен был учитывать эти нарушения, а также заявление. министра иностранных дел Югославии Йовановича, который высказался против введения на территории Косово гражданского присутствия.

     

    Возникает проблема ответственности  ООН, как международной организации, за  принятое решение ее органом – Советом Безопасности, превысившим свои полномочия,  в части введения международного управления территорией Косово, и нарушившим  Устав ООН..

     

    В октябре  2000г. во время уличных беспорядков Милошевич был свергнут,  в 2001г. был предан Гаагскому трибуналу и 11.03.2006г. скончался в тюрьме.

     

     Не имея сильного покровителя Милошевич был вынужден действовать в рамках, установленных ему мировыми лидерами, и в результате проиграл.

     

     В период с 2000 по 2007г. каких- либо существенных договоренностей о статусе Косово между сторонами достигнуто не было.

     

    26.03.2007г. Совету Безопасности был представлен Доклад Специального посланника Генерального секретаря ООН по определению статуса Косово. Согласно этому докладу Косово превращалось в независимое образование (территорию) под управлением международного гражданского присутствия. Defacto территория Косово становилась независимым от Сербии.

     

     На заседании Совета Безопасности ООН 3.04.2007г. План Ахтисаари  принят не был.

     

     17.02.2008г. на заседании парламента Косово был принят Акт о независимости.

     

18.02.2008г.США, Англия,  Франция, 20.02.2008г. Германия  признали независимость Косово.

     

Сербия независимость Косово не признала.

     

     8.10.2008г. Генеральная Ассамблея ООН, по просьбе Сербии  обратилась в Международный суд ООН с вопросом: «Соответствует ли одностороннее провозглашение независимости временными институтами самоуправления Косово нормам международного права?».

     

     22.07.2011г. Международный суд огласил решение о том, что международное право не содержит запрета деклараций независимости.  Суд также не усмотрел в декларации независимости Косова противоречий с применимыми специальными нормами международного права — Резолюцией Совета безопасности ООН № 1244 от 10 июня 1999 года (так как счёл, что резолюция не запрещала авторам декларации её принять) и Конституционными рамками UNMIK (так как счёл, что декларация не была принята временными органами самоуправления Косово 

     

Решение Международного суда  было воспринято неоднозначно.

     

     Резолюция 1244  не запрещает принятие декларации, но она подтверждает территориальную целостность Югославии и принятие декларации о независимости  входит в противоречие с Резолюцией.

     

     19.04.2013г. между Сербией и Косово было принято Соглашение «О принципах управления нормализацией отношений» по которому:

     

- создается Ассоциация районов с сербским населением, полномочия ассоциации надзор в областях экономического развития, образования, здравоохранения, городского и сельского планирования;

     

- образовывается  единая полиция Косово;

     

- судебная система интегрируется в законодательную систему Косово.

     

    По сути Соглашение носит технический характер, политически это шаг к признанию независимости Косово.

     

    В настоящее время перед Сербией стоит вопрос:

     

- не признавать независимости Косово, но невыполнение условий Евросоюза приведет к изоляции Сербии и последующее разрушение ее как государства;

     

- признавать независимость, но это будет не только военное 1999 года., но и полное политическое поражение.  

     

                                         СПИСОК  ИСТОЧНИКОВ

    

1.The World Bank .Kosovo

     

2.Интернет-газета «Столетие»  Петр Ильченков  «Нет автономии - нет проблем»

     

3.Александр Маначинский «Броз Тито, Энвер Ходжа и НАТО  в борьбе за Косово». http://users.i.kiev.ua/~kosovo/tito.htm

     

4.Владимир Букарский  «Косово: двойные сьандарьы, порождающие хаос»  http://www.russ.ru/layout/set/print/Mirovaya-povestka/Kosovo-dvojnye-standarty-porozhdayuschie-haos

     

5. «Косово: международные аспекты кризиса» под редакцией Д.Тренина, Е. Степановой http://www.propagandist.narod.ru/yugoslav/book/titul.htm

     

6.Дж.Арас «Терроризм вчера,  сегодня и навеки»  http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Aras/12.php

     

7.Письмо Временного Поверенного  в делах постоянного  Представительства Югославии  в ООН

     

Документ ООН S/1998/285

     

8. Гуськова Е.Ю. «Операция Рачак» газета «Столетие» 31.12.2013г.

     

интернет-источник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/operacija_rachak_815.htm

     

9.Полит.ру «Комиссия Хелены Ранты пришла к выводу, что убитые в Рачаке были мирными жителями. 17.03.1999 интернет-источник: http://polit.ru/news/1999/03/17/529164

     

10. Гуськова Е.Ю. «Операция Рачак» газета «Столетие» 31.12.2013г.

     

интернет-источник: http://www.stoletie.ru/territoriya_istorii/operacija_rachak_815.htm

     

         
  1. План мирного урегулирования документ ООН S/1999/649 интернет источник сайт ООН: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/168/12/PDF/N9916812.pdf?OpenElement
  2.      

     

12.Распоряжение №1999/1 от 25.07.1999г. Специального представителя Генерального секретаря ООН «Об органе Временной Администрации в Косово» Документ ООН S/1999/987