Национальная сербская авиакомпания Air Serbia с базовым аэропортом «Никола Тесла» в Белграде, член альянса SkyTeam.
Полезная информация
Багаж
Ручная кладь: одна сумка до 8 кг размером не больше 55x40x20 см, которая проходит в рамку проверки размеров, и сумка с ноутбуком или портфель, или женская сумочка.
Багаж: одна единица багажа весом до 23 кг, суммарным размером (длина+ширина+высота) 158 см.
Однако, специальный тариф, основанный не на количестве единиц багажа, а на основе общего веса багажа, распространяется, в том числе, и на:
– рабочий тариф эконом-класса между Боснией/Черногории/Македонией/Сербией и Российской Федерацией (max 40 кг);
К бесплатному провозу, как и в большинстве других авиакомпаний, допускается разумное количество беспошлинных товаров.
Ограничения
Air Serbia в ручной клади разрешает провозить жидкости, гели, пасты и аэрозоли в ёмкостях до 100 мл. Даже если вещества, разумеется не незаконного, в ёмкости меньше 100 мл, но объём самой ёмкости – больше, т.е. она заполнена не полностью, то всё равно проносить такие предметы нельзя.
Исключение составляет молоко и детское питание, необходимые для маленького ребёнка в течение полёта. Также, в этом смысле, можно провозить лекарства и препараты (инсулин, плазму крови и др.), но лишь с соответствующей справкой и товары из Duty free, запечатанные в фирменную упаковку.
Особые вида багажа
Музыкальные инструменты, спортивное оборудование, велосипеды, инвалидные коляски, урны с прахом, негабаритный багаж - перевозятся по своим правилам, о которых можно прочитать здесь.
Плата за перевес
В случае перевеса вашего багажа компания Air Serbia руководствуется правилами, сведёнными в зависимости от класса билета, вида нарушения (перебор по багажу, перевес в рамках одной единицы багажа, перебор по габаритам), направления полёта и т.д., в несколько запутанных таблиц.
В самом простом случае, при перевесе одной разрешённой единицы багажа, прошедшей по габаритам, при полёте внутри Европы, доплата составляет 50 евро.
Также стоит учитывать, что Air Serbia осуществляет и совместные рейсы с другими авиакомпаниями, например Белград – Москва с Аэрофлотом.
Представительства
Официальный сайт: airserbia.com.
Представительство в Москве: Коровий Вал д. 7, офис 8, + 7 (495) 510-25-45, Карина Адабашьян.
Представительство в аэропорту в России: Москва, Шереметьево 2, + 7 (495) 956-46-61, агентство Давс.
Представительство в аэропорту в Сербии: Белград, Никола Тесла, + 381 11 20 97 202, Мирьяна Жигич.
Центральный офис в Сербии: Белград, бульвар Краля Александра, д. 17, + 381 11 311 21 23, Оливер Крджич.
История компании
Air Serbia ведёт свою историю с начала сербской гражданской авиации в 1927 году, которая зародилась всего четырьмя годами позже нашей, российской, гражданской авиации, от которой свою историю ведёт современный Аэрофлот.
17 июня 1927 года в тогда ещё Королевстве сербов, хорватов и словенцев, за два года до переименования в Королевство Югославия, было основано Общество воздушного сообщения Aeroput (в общем: «Аэропуть», но так как put по-сербски – «дорога», то название можно перевести как, скажем, «Воздор» – «Воздушная дорога», не многим лучше, чем наш «Добролёт»).
После Аэропута, точнее после тяжёлых и сложных трансформаций во время Второй мировой войны, после свержения монархии династии Карагеоргиевичей, после формирования Федеративной Народной Республики Югославия, которая только в 63-м официально станет «той», СФРЮ, Югославией, компания получила название Югославский аэротранспорт (Jугословенски Аеротранспорт, JAT).
Многие неправильно читали название JAT, думая, что оно написано на английском языке. На самом же деле это сербский или, если хотите, в том время, сербо-хорватский язык, поэтому первая J – это не «джей», а «й», и название целиком, соответственно, не «Джат», а «Ят».
JAT начал с двух американских военно-транспортных самолётов Дуглас C-47 и двух немецких Юнкерсов Ju 52, переоборудованных под пассажирские перевозки. Изначально компания, которая, конечно, была государственной, осуществляла полёты по внутренним линиям: Белград-Загреб-Любляна и Загреб-Сараево; и по международной «социалистической» линии Белград-Прага-Варшава.
Компания постепенно развивалась. Югославы даже получили три французских «Каравеллы» – одни из первых реактивных пассажирских лайнеров в мире, которые по качеству и экономичности превосходили наши Ту-104. В составе флота JAT были и Боинги. Началась эра реактивных самолётов, затем – широкофюзеляжных, позволявших производить трансатлантические перелёты.
«Золотое время» югославской авиации наступило как раз в те 70-е и 80-е года. JAT стал одной из крупнейших авиакомпаний в мире, заняв 31-е место в мире и 10-е в Европе.
В начале 70-х, а именно в 1972 и 1973 годах случились и первые, но и пока последние в истории компании, авиакатастрофы со смертельным исходом: теракт над Чехословакией, когда при падении с высоты 10 160 метров выжила только стюардесса Весна Вулович, и попадание в гору в Черногории при подлёте к Подгорице, который тогда назывался Титоград, когда погибли все пассажиры и члены экипажа.
8 августа 2003 года Югославский аэротранспорт был переименован из JAT в JAT Airways. В 2006 году, впервые с 1991-го, он вышел «в плюс». Не стоит упоминать причины 15 лет нерентабельности и переименования: югославские войны, санкции, агрессия НАТО, развал Восточного блока…
Фактически уже с того времени компания искала стратегического партнёра, в конце концов найдя его в лице арабов из Эмиратов – компании Etihad Airways. К слову, переговоры о сотрудничестве шли и с нашим Аэрофлотом.
1 августа 2013 года при посредничестве правительства Сербии JAT Airways подписала договор о партнёрстве, по которому 49% акций перешли в собственность Etihad Airways, а сама авиакомпания обязалась провести ребрендинг.
Официально JAT Airways изменила название на текущее Air Serbia 28 октября 2013 года. Была проведено полное обновление: новое название, новый бренд, новые самолёты, новые линии, новые завтраки и обеды, новая форма борт-проводников, новое качество услуг.
В настоящее время Air Serbia входит в так называемый «альянс уставного капитала», который объединяет ещё шесть партнёрских авиакомпаний: Air Berlin, Air Seychelles, Aer Lingus (Ирландия), Virgin Australia, Jet Airways (Индия) и Etihad Regional (бывшая швейцарская Darwin Airline).
Сейчас главной целью Air Serbia, кроме, конечно, «заботы о клиентах», обозначенной на официальном сайте airserbia.com, является возвращение ведущих позиций в регионе.
Управление
Административно Air Serbia состоит из собрания акционеров, в который входят представители правительства Сербии (Лука Томич) и авиакомпании Etihad Airways (Джим Каллаган), наблюдательного совета и исполнительного комитета.