Это публичное умозаключение меня вынудило сделать очередное письмо, пришедшее из Сербии в адрес нашего социального проекта "Русские на Балканах". За время работы проекта в Сербии мы часто встречаемся с преподавателями русского языка в сербских школах. Этих людей немного, но они есть, и, что особенно ценно - это не наши соотечественницы, которые когда-то уехали и вышли замуж, а коренные сербки, которые крепкой хваткой держатся за сохранение в школах предмета под названием "Русский язык". А почему они это делают? Почему в сербских университетах на филологическом факультете молодые, красивые девочки продолжают изучать русский язык и на резонный вопрос, а что дальше вы будете делать, пожимают плечами? Пути у них два: или преподавать в школе, или быть переводчиком. Вот на первом мы и остановимся чуть подробнее.
Понятно, что учителями в школах работают женщины, а они эмоциональны и умеют эмоционально всё рассказать, но, увы, в данном случае, за этими эмоциями скрывается правда, которую не раз нам приходилось видеть своими глазами. На чём ведётся, в большинстве своём, преподавание русского языка в Сербии в провинциальных школах (а таковых в Сербии - большинство)? На старых советских/югославских учебниках или копиях этих учебников, на том, что смогли сами преподаватели сохранить со времён своего обучения (а молодые выпускники сербских ВУЗов не имеют и этого!). В качестве пособий нас просят присылать красочные журналы о России, чтобы из них показывать картинки о России, о традициях и прочее. В то время как Германия, Франция, Италия оборудуют соседний класс для билингвального обучения, наполняя его всяческими мультимедиа и методическим пособием. Да, любовь к России живёт в сербских сердцах с рождения. Но простите, если не подпитывать эту любовь, не показывать, хотя бы мало-мальски, что нам они тоже не безразличны, то и это население от нас отвернётся окончательно, и мы будем потом снова искать союзников.
Статистика сокращения официальных часов для изучения русского языка и перевод его преподавания в разряд факультативного удручает и не предполагает, что в ближайшие пару лет будет улучшение. Сегодня в России работает огромное количество различных заведений, создана Комиссия по русскому языку, мы ГОВОРИМ правильные слова о необходимости продвижения его в мире, а что имеем по факту - попытки докричаться до России со стороны русофилов, желающих нам помогать в этом деле, но не имеющих необходимых инструментов! Я не говорю, что Россия должна "достать сумочку, открыть кошелёк" и начать оборудовать супер-классы в каждой школе Сербии, я - разумный человек и понимаю, что мы сейчас не в той финансовой ситуации. Но у нас на сегодняшний день уже достаточно ресурсов в Сербии, чтобы, не затрачивая больших финансовых вложений, обеспечить сравнительно небольшую страну необходимым материалом, пособиями по продвижению имиджа России.
К великому сожалению, ни государственные учреждения, ни представительства известных Фондов в Сербии не решают даже на 10% таких задач. Я уверен, обратись к ним с вопросом, почему так происходит, они отчитаются перед любым ведомством, сколько книг и куда передано и какие акты на это подписаны. А что потом происходит с этими книгами, они знают? К примеру, в одном из сербских университетов, которому торжественно была передана подобная литература (для подготовки студентов по русскому языку, кстати), её поместили в стеклянную витрину, на обозрение публики и сказали: "Для того, чтобы не попортили!". Что это? Издевательство, особое почитание или же попытка не использовать помощь России, чтобы не испортить отношения с "заокеанскими кураторами" ?
И, по моему разумению, нелогично, когда крупные российские бизнес-компании, работающие в Сербии, ремонтируют и оборудуют классы в школах, где никогда не изучался русский язык. Это несколько противоречит всем правилам, в том числе, и бизнеса. Почему так происходит? Нет системного подхода?
Почему об этом говорю я? Ни один человек, который, прочитав эту статью и получив в интернете информацию, не сможет сказать, что мной и моими партнёрами ничего не сделано, а только ведутся разговоры. Мы делаем в силу тех возможностей, которые у нас есть. Но то, о чем я говорю сейчас, это не попытка выбить под себя огромное финансирование и сидеть "пилить" государственные деньги в тёплой стране, а реальная возможность наладить системную работу. Для того, чтобы работа пошла, необходимо создать координационный центр (почему снова создать? Всё просто, переломить имеющиеся структуры просто невозможно - лишняя трата времени и денег), который будет иметь прямые связи с государственными организациями по поставке обучающей литературы и других материалов. Не надо разрабатывать и печатать новые учебники, нужно использовать то, что хранится на складах и напечатано уже за государственный счёт. Только у меня сейчас на руках находится несколько предложений по помещениям, где бы мог располагаться подобный Центр, и эти помещения передаются в долгосрочную бесплатную аренду городскими властями, штат в данном учреждении должен быть не более 2-3 человек. В задачи Центра должны входить обязанности по прямому контакту со всеми преподавателями русского языка в Сербии, кураторство выпускников филологических факультетов и связь с государственными структурами России. У нас нет задачи взять этот Центр под свой контроль, наша задача - не потерять то, что мы имеем, а находимся мы уже на грани, и я думаю, стоит обратить на это внимание и начать АКТИВНЫЕ действия, но не по отправке отчетов, а в реальной сфере, тем более, что сегодня всё для этого имеется.
Руководитель социального проекта "Русские на Балканах"
Филипп Кудряшов