Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/5.11.2015/

Сербская сказка: Этно деревня Сирогойно

Источник: инфо-балкан

Первое упоминание об этом месте относиться к 1497 году.Село располагается на высоте 900 метров над уровнем моря, недалеко от города Златибор.     

Село располагается на высоте 900 метров над уровнем моря, недалеко от города Златибор.     

Село Сирогойно в течение веков славилось своими мастерицами-вязальщицами. Несколько десятилетий назад уроженка этих краев, модельер Добрила Смилянич, объединила женщин села в кооператив и начала производство вязанных вещей собственного дизайна. Модели пользовались необычайным спросом, в том числе и за границами Югославии.     

Умелые вязальщицы без труда превращали идеи модельера в уникальные изделия. Так традиции села Сирогойно прославились в мире, что побудило интерес к этому месту и других деятелей искусства и культуры.     

И в 1979 году, здесь был организован музей под открытым небом, получивший название «Старо село». Сюда были свезены и восстановлены деревянные дома со всех окрестностей Златибора.Златиборский деревянный дом, «брвнара», — самая совершенная форма жилища сербского населения горных краев динарского региона. Дома возводились всегда на солнечном, защищенном от ветра склоне горы, на каменном скошенном основании, которое служило подвалом, и покрывались дранкой или соломой.     

На территории этно-села находится церковь Святых апостолов Петра и Павла, построеная в 1764 году.Ктитором (лицо, выделявшие средства на строительство) этой церкви был Григорий Смилянич — родоначальник знаменитой семьи священников Смилянич, из которой вышло 16 поколений священников. В церкви находится иконостас большой ценности — произведение Симеона Лазовича из 1764 года. Храм построен из дерева, а в середине 20 в. реконструирован, прибавлена двухэтажная колокольня.     

Этно-село Сирогойно состоит из двух аутентичных усадеб с предметами домашнего обихода и утварью позапрошлого века:     

Кладовая — здание, которое получал каждый сын, когда женился. В этом помещении сначала находилась только кровать, постепенно добавлялась и другая мебель (сундук для одежды, палка для развешивания одежды и постельного белья, ткацкий станок). В этом помещении не было очага, и если очаг появился, это означало, что сын отделился от своего отца. Число кладовых зависело от числа женатых сыновей.     

Млекар — домик для хранения молока и молочных продуктов. В семье всегда только одна женщина заботилась о молоке и о производстве молочных продуктов. Только эта женщина (планинка) — по соображениям гигиены — могла входить в млекар.
Пекарня — находилась возле дома. Там выпекали хлеб для семьи на несколько дней. Возле дома стоял амбар (для хранения пшеницы) и салаш (склад для початков кукурузы). Салаш был заплетен прутьями, чтобы воздух мог проходить и сушить кукурузу. Оба сооружения были приподнятые над землей, чтобы уберечь запасы от сырости.     

Мишана — помещение, в котором в выдвижных ящиках сушили фрукты (яблоки, груши, сливы).
Сарай — помещение, в котором находится котел для перегонки ракии (водки) и кадочка для фруктовые выжимки. В краях, где много слив, эти помещения встречались в богатых домах и находились возле плодовых садов.     

Хлев — находится далеко от главного дома. В хлеву два этажа — на нижнем этаже крупный рогатый скот, а на верхнем — овцы.     

В экспозиции Музея находится и пастушья хижина, отдельная часть хозяйства, которая строилась в горах. Она состоит из избы, загона для скота и кутьера.
Изба — маленькая бревенчатая постройка, так как она нужна только для костра и хранения молочных продуктов во время пребывания на горе.
Кутьер — передвижная кровать на санях, чтобы пастухи всегда были возле скота.     

Вторая часть музейной экспозиции состоит из сооружений, которые сохранили свой первоначальный вид, но их назначение переменилось. В зале и на летней сцене организуются семинары, спектакли и концерты. Здесь находится помещение для выставок, продажи изделий старинных ремесел и копий музейных экспонатов, которые изготавливают сельские ремесленники.