Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/25.12.2015/

Необычный музыкальный инструмент: сербские гусле

Источник: Балканика.Ру

Когда я увидела этот инструмент впервые, решила, что попала как минимум во времена царя Гороха. А когда услышала его звучание… а потом ещё и пение музыканта… мне не просто поплохело, у меня сжались зубы и зашевелились волосы от этих звуков.        

Если красный диплом об окончании музыкальной школы ещё не является гарантией моих феноменальных музыкальных способностей, то уж различить фальшь как в музыке, так и в пении позволяет на 100%. А музыка сербских гусле и пение под неё, могу сказать, идут далеко вразрез со всеми привычными для меня представлениями о правилах музыкальной грамоты и сольфеджио.          

Я, конечно, понимаю, в те времена, когда этот инструмент был создан, не существовало вообще никаких понятий о мелодии и ритме: что вижу, то пою, и пою уж как умею, а чтобы не было совсем скучно, то ещё и играю. Но тогда, возможно, это было верхом музыкальности.          

Сейчас же слушать игру на сербских гусле и пение под них стоит тогда, когда всё это в руках профессионалов, которых осталось очень мало. Иначе рискуете возненавидеть этот инструмент навсегда. Хотя даже профессиональная игра далеко не всем доставит удовольствие. Но… сербские гусле – это неизменная часть истории, культуры и традиций сербов. А из песни, как известно, слов не выкинешь.          

Но это всё личные эмоции. А вот для того, чтобы докопаться до истории происхождения этого инструмента, мне пришлось перерыть кучу материала, перечитать кучу разных форумов. И единого мнения я так и не нашла. Более того, на форумах просто-таки идёт война по этому вопросу. Каждый тянет одеяло на себя. Кто-то говорит, что это исконно сербский инструмент. Кто-то приписывает ему исключительно черногорские корни. Кто-то утверждает, что это наследие турецкого господства. Есть версии, что инструмент пришёл из Азии. В общем, каждое мнение имеет право на жизнь.        

Из личных же наблюдений могу сказать, что в действительности игра на гусле и в настоящее время сильнее всего распространена именно в Черногории (если наблюдательность меня не подводит).        

Итак, что же такое гусле?! Этот инструмент выдолблен из дерева (обычно из клёна, который во времена язычества означал культ предков), чаще грушевидной формы, обтянутый сверху бараньей или кроличьей кожей и в ней проделаны отверстия для звучания. У него всего две (или одна) струны, сделанные из 30-60 сплетённых конских волоса. Смычок, которым играют, имеет такую же струну и похож на лук. А вот гриф (я его так назову) являет собой произведение искусства. Сверху, где крепятся струны, обычно вырезаны разные животные, птицы, национальные герои. В общем, выглядит это очень колоритно, но звучит…        

Музыкант действительно должен быть виртуозом, чтобы изобразить мало-мальски нечто приличное на двух струнах. При игре гусле ставят на колени, одной рукой держат гриф, иногда прислонив его к плечу, а в другой смычок. Основная их задача – это сопровождение пения. А поэтому звук гусле регулируется под высоту голоса гусляра и, соответственно, становится индивидуальным инструментом.          

Название «гусле» связывают со старославянским словом «госл» – струна (проволока). А первое упоминание, связывающее гусле с южными славянами, зафиксировано в первой половине 7 века у византийцев, когда ими были схвачены два шпиона, неимевшие при себе никакого оружия, только деревянный инструмент. Кто-то говорит о том, что гусле, наоборот, попали к южным славянам из Византии в 8–10 веках, а родина их – Азия.        

В некоторых книгах и публикациях есть упоминание о встрече сербского правителя Стефана Немани и короля Германии Фридриха I Барбаросы в 12 веке, последнего встречали звуки гусле с пением, которые так сильно поразили его, что он начал интересоваться любыми сведениями, связанными с этим инструментом.          

Можно ли все эти сведения принимать за истину… Как бы то ни было, под музыку гусле воспевали народные эпосы – героические события национальной истории, складывающейся веками, которые исполняли народные певцы в речитативном стиле, то есть вокал без ритма, вид певучего разговора (вероятно, поэтому и сложился такой необычный стиль пения и игры, существующий в настоящее время).      

Стараниями Вука Караджича – сербский филолог, реформатор сербского языка – многие эпические песни конца 18 начала 19 века были записаны и сохранены (со второй половины 19 века сербский эпос начал деградировать и постепенно почти угас). Большая их часть повествует о временах османского владычества и национальной борьбе за независимость, а также о прославлении предков. Теоретики народной литературы считают эти песни высшим достижением сербского устного эпоса, главной ценностью устной литературы, а само явление сербского эпоса – одним из самых важных в эпической поэзии европейских народов после Гомера.        

Черногорский эпос при этом повествовал в большей степени только об исторических событиях и отличался своей документальной достоверностью, чем и был ценен.
А вот известный сербский поэт (а некогда и министр культуры) Милорад Панич Суреп в своей книге о самом известном и популярном слепом гусляре Филипе Вишниче, вообще, пишет, что гусле не были редкостью или показателем благосостояния, имелись в каждом сербском доме. Некоторые пели под гусле о надежде на лучшее, просили дать им сил выдержать настоящее; другие провозглашали свои господство и победу, с прицелом на неизменность судьбы; для попрошаек гусле были средством получения милостыни. Таким образом, этот примитивный инструмент стал неотъемлемой частью любого духовного проявления в очень разношерстном обществе, служа всем страждущим как в радости, так и в горе.          

Но по сути, эта музыка служила поддержкой для сербов в борьбе за выживание, показывая своими текстами исторические примеры тяжёлых времён:        

«Под музыку гусле учили историю, вспоминали героев, «пьянели поколения» и строилось национальное равенство, чтобы никогда не сдаваться в борьбе за свободу и единство.»   

Сначала меня мучили смутные сомнения о существовании инструмента аж в 7 веке. Как же так, гусле существовали, а эпосы не сохранились. Но если они и вправду были в каждом доме и пели под них как на свадьбах, так на похоронах, то потеря миллионов текстов становится вполне естественной.          

Сейчас, конечно, вы не встретите гусле в каждом сербском доме, да и далеко не каждый возьмётся на них играть. В Черногории они частенько встречаются на рынках. Хотя, думаю, их покупают больше как сувенир или этно предмет для украшения интерьера общепита. Однако искусство игры на гусле живо. Существуют различные содружества гусляров, проходят концерты и музыкальные соревнования.     

Но с момента книгоиздания текстов песен их самобытность постепенно была утеряна. Сборники песен были очень дёшевы и популярны, и, естественно, стали просто народными, что привело к фиксации текстов. Ведь исполнение песен по памяти всегда имело немного экспромта. Вместе с этим была утеряна манера исполнения – рифмованными двустишиями, – а старый эпос облекли в современный язык.          

Однако, несмотря на всё, радует тот факт, что и в 21 веке музыка гусле всё ещё жива, в отличие от наших гуслей, которые мы видим только на картинах, в мультфильмах и, может, в музеях.