В эти дни жители Белграда могут наслаждаться красивейшими мировыми иллюстрациями, представленными на Восьмом Международном бьеннале иллюстраций, проходящем под названием «Золотое перо Белграда». Подробнее в Культурной панораме.
«Золотое перо Белграда» учреждено в 1959 году. На этом уникальном в мире мероприятии экспонируются все формы и виды иллюстраций – книг, газет, комиксов, мультфильмов, иллюстраций для электронных медий, обложек, плакатов, календарей. Все эти работы реализованы при использовании классических и современных технических средств, появляющихся в период между двумя бьеннале. Постепенно эта выставка, начиная с 1990 года, обретает международный характер, заручившись большим престижем на отечественной и международной художественной сцене. На ей можно увидеть работы известнейших мировых иллюстраторов, которые заинтересованы в участии в белградском бьеннале. Так было и в этом году, а 212 художников представило 1186 работ. Отборочная комиссия выбрала 748 работ 179 художников. Кроме отечественных, в мероприятии «Золотое перо Белграда» участвуют художники из Белоруссии, Болгарии, Финляндии, Франции, Греции, Хорватии, Ирана, Словении, США и Германии.
Международное жюри должно было решить нелегкую задачу, и выбрать лучшие работы. Гран-при присужден Ласлу Анталу, Международное золотое перо Драгану Николичу, Рите Тимохавой и Фотине Стефаниди, а плаке «Золотое перо» - Резе Исефзадеху, Елене Обрадович и группе «Брак». На конкурсе за графический дизайн выставки первая премия присуждена Аните Кнези, дизайнеру из Нови Сада, тогда как известный белорусский иллюстратор Siarzhuk Tsimokhau, лауреат Гран-при предыдущего бьеннале, открыл выставку собственных работ.
«Золотое перо Белграда» на первом бьеннале в новом тысячелетии исследует сферу определения иллюстраций, устанавливая в изобразительном плане, собственную форму коммуникации со зрителями. Таким образом, иллюстрация становится одновременно и документом времени, в котором создана, актом аутентичного художника. Без иллюстрации текст стал бы бедным чередованием букв, а читатель лишился бы художественного произведения иллюстратора. Иллюстрация часто становится первой, которую мы замечаем на обложке книги, в газетах, на компактных дисках, плакатах, календарях и других печатных и электронных средствах. По мере того, как наша цивилизация становится цивилизацией зрения, по мере быстрого развития культуры визуального искусства, и роль этого мероприятия станет все более важной.