Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/22.1.2016/

Народная обувь Сербии

Источник: Балканика.ру

«Тот, кто не носил опАнки, не знает какой это рай – хождение по земле».     

Многих интересует, что же это за чоботы такие развешаны во всех углах сайта. Наверно, пришло время рассказать.     

Обувь эта называется опАнки, которые самопроизвольно превратились в символ сайта. Почему именно эти незатейливые мокасины азиатского вида на славянский манер?! Даже и не знаю. Может, потому, что своим обликом они напоминают о прежних временах, когда служили обычной ежедневной обувью, но при этом сохранились в неизменном виде и в настоящее время.     

Опанки стали настоящей национальной обувью и были популярны ещё совсем недавно, в 20 веке. Естественно, сейчас их носят только артисты фольклорных ансамблей или покупают туристы как сувениры. Но искусство выделки опанков живо и по сей день. И для меня эти смешные тапочки стали символом некой духовной связи многих поколений сербов.     

     

История опанков     

Конечно, история происхождения этого вида обувки никак не связана с Сербией. Придумана обувь была далеко за пределами страны и история её возникновения, естественно, очень долга. Упоминания о ней находят в далёком прошлом на широком индоевропейском пространстве (от Индии до Скандинавии и от Атлантики до далёкой Японии). Каждый регион придал этой волшебной обуви свои отдельные особенности и характер.     

     

Считается, что самые примитивные опанки произошли ещё в начале человеческой цивилизации. На санскрите обувь, похожая на опанки, имеет название upanah (upana). Это слово, в свою очередь, делится ещё на два UPA – привязать, связывать, привязать наверх и NAT – согнуть, сгибаться, и в настоящее время в некоторых частях Индии такая обувь является частью праздничной или свадебной одежды. Хотя, сейчас появились непризнанные сербские учёные, доказывающие, что прародителем санскрита является именно сербский язык.     

     

На фресках этрусков (1 тысячелетие до н. э.) также можно увидеть обувь с загнутыми мысами. В теории считается, что они стали прародителями обуви римских сенаторов со шнурками и лентами. В такие туфли обута статуя древнеиталийского божества, покровительницы женщин, Юноны Спасительницы, которая в Риме была очень почитаема. И обувь её считается типично этрусской. Хотя, многие учёные полагают, что этруски – это русские, поэтому трудно сказать, для какого конкретно народа эта обувь была типичной. При этом сербские умники имеют собственное мнение об этимологии данного слова. Но мы сейчас не об этом.     

     

Упоминания об опанках периода 13 века до н. э. найдены и в Азербайджане. Отмечено наличие опанков в Иране и Афганистане в местах древнейших цивилизаций.     

В Европе она непрерывно использовалась как в Средних веках, так и в период Нового времени на территории от севера до юга. Такая же обувь была частью Византийских костюмов знати и означала принадлежность к дворянству.     

Естественно, в каждой стране опанки имели своё название, они также считаются частью национального костюма в Македонии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Черногории.     

Появление опанков в Сербии     

Есть мнение, что в Сербии опанки носили ещё в Средние века. Масштабное их производство налажено в середине 18 века, тогда же основываются первые специализированные торговые точки. С начала 19 века их начали производить именно отличающимися от всех остальных: с передней частью, загнутой наверх, и прозвали «шИльканы» – то есть заострённые, остроконечные. В просторечье этот загнутый мыс называют «клювом». Опанки с большим клювом обычно считаются мужскими, с маленьким или без него – женскими. 

Можно увидеть клювы разной формы, в зависимости от места пошива: одни в видефрулы, другие немного расплющены. Их также формируют по желанию клиента прямо при шитье. Для этого верхушку опанка недолго держат в воде, чтобы размягчить кожу, и сразу придают нужную форму.     

Во второй половине 19 века начался просто бум опанчарства, который плавно перетёк и в 20 век – именно тогда опанки стали выглядеть так, как и выглядят до настоящего времени.     

Опанки стали основной обувью большей части сельских жителей. Ремесло это достигло своего расцвета в годы между двумя мировыми войнами, тогда многие экземпляры имели не просто потребительскую, а художественную ценность. Кроме того, опанки были частью униформы сербской армии. Некоторые опанчары ещё помнят те времена, когда опанки были ценнее врача. За пару опанков когда-то можно было купить гектар земли, а сейчас их цена колеблется от 1500 и максимум до 5000 динаров (12–40 евро) в зависимости от качества.     

До половины 20 века опанчарские мастерские были в каждом крупном поселении Сербии, а само ремесло было не просто важным, но и престижным. А потом эту обувь похоронило массовое производство кроссовок (думаю, в Сербии не имеют кроссовок ну, может, только старые бабушки в забытых богом сёлах).     

     

По своей сути опанки – это наши лапти, но более надёжные, так как изготавливались из кожи одного или нескольких видов, при этом они очень лёгкие. Думаю, что изначально это был просто кусок кожи, которым обтягивали ногу и обвязывали, чтобы не свалился. Но человеческая мысль не стоит на месте, и некто умный придумал эту кожу сшивать, то есть придавать ей форму ноги. А поскольку технологии ещё не позволяли придать опанкам ту форму обуви, которую мы носим сейчас, то к ноге их привязывали специальными ремешками.     

С 15 – 16 веков и до настоящего времени для изготовления опанков используется телячья, коровья и свиная кожа. Колодки, по которым подгоняли обувь, различались только размерами от 19 до 47. То есть левый и правый башмак были абсолютно одинаковы. При этом утверждается, что опанки никогда никому не натирали ноги.     

В первое время красота и мастерство при изготовлении опанков не играли особой роли, цель была защитить ноги от погодных условий и внешних воздействий. В старые времена у людей были более правильно сформированы стопы, не то, что сейчас, каждый второй с плоскостопием. Отчасти этому способствовала и такая обувь, как опанки, изготовленная из природного материала, которая идеально прилегала к ноге и в то же время, за счёт своей мягкости, поддавалась деформации при ходьбе в зависимости от поверхности почвы, защищая при этом ноги от холода и повреждений.     

     

Обувь эта была по большей части сельская. Она стала довольно быстро популярна не только в Сербии, но и на всём Балканском полуострове благодаря тому, что легко шилась, была вполне доступна и удобна для ходьбы из-за своей лёгкости. Позже, уступая место фабричной обуви, опанки стали больше рабочей обувью. Носили их на шерстяные вязаные носки или гетры, а многие даже и на портянки.     

Однако существовали опанки и для праздничных мероприятий: из первоклассной кожи, богато и красиво украшенные. Носитель таких опанков вместе с шерстяными носками, украшенными национальным орнаментом, выглядел очень престижно. Теперь этот образ стал неотъемлемой частью национального костюма.     

Позже, в целях долговременного использования, опанки стали делать из более прочных материалов, как, например, дерево. В послевоенные годы начиная с 30-х годов, кожаные опанки потеснили опанки из резины, которые изготавливали из внутренней части старых автомобильных покрышек. По сути это наши с вами калоши. Однако снаружи их обтягивали лёном или хлопком. Видимо, в те годы это выглядело очень презентабельно, если резиновым опанкам стали отдавать предпочтение. Но у меня есть подозрение, что на фоне кожаных, принимавших при носке форму ноги, а ноги, как известно, не у всех идеальные, резиновые опанки смотрелись как настоящие туфли. К тому же они просто были практичными и носкими.     

В разных областях Сербии производили опанки разного вида, но способ выделки и потребительская востребованность всегда оставались неизменны. Всё, что было создано народом и имело художественное, практичное и духовное значение, всё это сплелось в ныне существующем сербском опанке, как наследии различных ценностей. Благодаря большой популярности опанков они постепенно стали традиционной сербской обувью и, в общем-то, национальным символом Сербии.     

Виды опанков     

Поскольку производились они в разных областях страны и имели какие-то свои неповторимые особенности, то им начали давать названия, по которым можно было сразу понять, где, из какой кожи сделан опанок или как выглядит. Например, опанки из свиной кожи называли «шивэняци», произведённые в г. Пирот – «пирочане», сделанные из резины старых колёс – «точкаши» (колесо по-сербски – точак).     

Что они из себя представляют: нижнюю часть стопы покрывает цельный кусок кожи, а сверху плетённое полотно из кожаных тесёмок – тонких ремешков. Мастерство заключалось в том, чтобы этих тесёмок было переплетено как можно больше. Самые лучшие из них имели от 12 до 18 отверстий, через которые и переплетали кожаные тонкие ремешки. Сейчас подобные работы считаются шедевром. Именно этот декоративный переплёт, исконно сербский, и является отличительной чертой сербских опанков от подобной обуви других народов, и благодаря ему эта обувь стала национальным символом Сербии.     

В зависимости от выделки кожи и способа изготовления различали:     

- невыделанные опанки, для изготовления которых использовалась недубленая (сырая) кожа, шили в частных мастерских. Их делали из невыделанной коровьей, свиной, козьей и буйволовой кожи, которую осаливали и сушили на солнце. Носили главным образом скотоводы, населяющие горные местности.     

     

В конце 19 века эти опанки были запрещены санитарным союзом Сербии, так как задерживали в себе влагу и на них, соответственно, налипала грязь, что способствовало появлению различных грибковых заболеваний, перераставших в эпидемии. Кроме того, прослужить они могли всего несколько месяцев, но бедствующее население их носило и по целому году, что также приводило к болезням. Это и стало основной причиной использования дублёной кожи, которую дубили в натуральном растворе воды и еловых шишек определённого вида;     

- красные опанки «црвеняши» изготавливали из полудублёной кожи и шили на мануфактурах, то есть по сути та же ручная работа, но в производственных масштабах. Своё название они получили из-за цвета кожи, из которой изготавливались;     

- «джёнаши» от слова джён – подошва, которые шились из выделанной коровьей кожи, а лицевая часть была сплетена из тонких мягких лент. Эти ленты являлись основным украшением опанка и отличались разным переплётом. Также словом «джёновски» называли каждодневные опанки, имевшие очень толстый нижний слой (подошву), чтоб носились дольше, иногда с весом до килограмма;     

- и «капичары», которые выделывались непосредственно в опанчарских, а также в обычных обувных мастерских по всей Сербии. Название получили от слова капак – крышка, так как их лицевая часть была сделана из единого куска кожи и как бы покрывала стопу сверху.     

     

Качество опанков можно определить по типу кожи, из которой они сшиты, и по выделке. Верхняя часть самых дешёвых опанков раньше изготавливалась из собачьей кожи, сейчас из козьей, её качество также можно оценить по количеству тесёмок, из которых сплетен верх. Чем мельче переплёт и больше число тесёмок, тем качественнее опанки. Настоящие шедевры имели сотню тесёмок в переплёте, их часто называли «тканными». Конечно, сложнее всего сделать маленькие сувенирные опанки, которые используют как брелоки.     

Все эти виды имели ещё кучу всяких подвидов со своими всевозможными названиями. Наличие местечковых названий опанков свидетельствуют об их признании сербским населением. Чаще опанки носили название края, в котором были изготовлены, или же название означало их некую особенность. А по виду опанков сразу можно было определить откуда родом человек.     

Сейчас также можно приобрести опанки либо в сувенирных магазинах, либо заказав их у производителей, что я и сделала этим летом. Вот такие опанки улетели в Италию в подарок моей близкой знакомой. По-моему, она осталась в восторге, впрочем, как и я. Очень красивые оказались.     

     

Что означают загнутые мысы     

Значение обуви с загнутыми мысами объясняют по-разному. Одни утверждают, что это фаллосный символ, потому её и использовали (а в некоторых странах и по сей день) как часть свадебной и праздничной одежды, как Обувь Сербииакцент на полную боевую готовность мужчины, то есть буквально сейчас же готового к продолжению рода. И для меня эта версия убедительнее остальных, поскольку одним из культов наших языческих предков был именно фаллос – символ мужского плодородия и начала новой жизни.     
Примерно из этой же серии: изготовление туфель для свадьбы в доказательство любви. Чем выше мыс, тем сильнее чувства.
     
Занятные сведения     
     

В Сербии каждая семья имеет собственный праздник, который называется Слава. В этот день ни один член семьи не работает. Причём с работодателями по этому поводу проблем не возникает. Это такое негласное правило. В этот день прославляется святой покровитель не просто семьи, а целого рода. Праздник очень интересный, я ещё о нём напишу. Но вернёмся к опанкам.     

По народному поверью святой Савва научил людей как обрабатывать кожу (звучит смешно, но таковы уж народные поверья). В благодарность за это все опанчары 27 января отмечают, то есть славят день Св. Саввы, как покровителя всех опанчаров. То есть они сами себе придумали дополнительную Славу.     

Ещё одна интересная народная примета, что опанки защищают тело и душу человека, их даже продают в эзотерических магазинах. Вероятно, с этой приметой связан и старый обычай напоить и умыть водой жену из левого опанка мужа при трудных родах.     

Сейчас, конечно, ремесло опанчаров практически утрачено. Но фанаты своего дела всё-таки остались и не останавливаются на достигнутом.       

Вот этот мастер (Дракче Йевтич) с 50-летним стажем сделал, вероятно, самый большой в мире опанок. На его выделку ушло 30 кв. м. кожи, или кожа 6 быков, на носок сверху опанка объёмом 7,5 м потребовалась шерсть 2-х овец. Размер опанка получился примерно 909, который был бы впору человеку высотой в 39 м. Опанок был сделан всего за 2 месяца, а его стоимость около 150 тыс. динаров (это 1200 евро).     

Он сшил и самый маленький опанок размером всего 1 см. Вероятно, на него ушло немало времени, ведь, как известно, миниатюрные вещи куда сложнее изготовить. Шьёт мастер традиционным методом, применяющимся уже больше двух столетий и характерным только для сербского кожаного переплёта. Подарков мастера удостоились Д. Медведев и В. Путин.     

Как я уже говорила, сейчас опанки чаще продают как сувениры в виде брелоков. Но дарить нужно обязательно пару (ещё одна примета), скорее всего, один опанок символизирует одиночество. Поэтому сувенирные опанки всегда изготавливают только в паре.      

Ремесло опанчаров является настоящим мастерством ручной работы и с 2005 г. находится под защитой закона, поскольку в настоящее время таких ремесленников на территории целой Сербии осталось всего порядка 15.     

Опанчары считают, что опанки должны стать единственным сувениром Сербии, как символ отличия и уникальности, ассоциирующийся с Сербией. В их богатство орнаментов, расшитых кожей, вплетены символика, традиции и верования сербства. Обувь эта, как часть народного костюма, должна быть в первую очередь гордостью старшего поколения, чтобы подать пример молодым как следует почитать свои традиции, наследие и культурные ценности.