Сегодня Сербия отмечает главный национальный праздник страны – День государственности Сербии, совпадающий с другой важной датой – Днем Сербской Армии. Исторические традиции становления сербской государственности и ее вооруженных сил неразрывно связаны с героической борьбой сербского народа против турецкого порабощения. В России это помнят и гордятся тем, что наша страна поддерживала сербских братьев и помогала в этой справедливой борьбе. В числе славных страниц нашей общей истории освободительные войны 1877-1878 годов, где вместе с русскими солдатами героически сражались сербы, черногорцы, болгары и другие балканские народы. Это героическое прошлое наших народов стало неотъемлемой частью общей исторической памяти и национального самосознания, на многие столетия заложило прочный фундамент для дружеских отношений между Россией и Сербией.
Нынешние отношения наших стран достаточно динамично развиваются по многим направлением, что не может не радовать. Однако, наши общие успехи у некоторых людей в самой Сербии и за ее пределами вызывают сильное беспокойство и даже раздражение. Звучат голоса с призывами «остановить возрастание пророссийской и антиевропейской риторики в сербском обществе и поддержать граждан Сербии «объективными аргументами», для того чтобы они по настоящему ощутили пользу евроатлантической интеграции и европейского пути Сербии при сотрудничестве с НАТО». По этому поводу еще 140 лет назад, в 1876 году великий русский публицист, поэт, общественный деятель, славянофил и балканист Иван Сергеевич Аксаков написал: «Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли».
Нынешний шум по поводу «российского влияния на стабилизацию, демократизацию, европейскую и евроатлантическую интеграции» в Сербии и Черногории и в других государствах региона говорит о том, что Россия идет правильным курсом, усиливая свою историческую линию поддержки братских балканских стран в проведение ими самостоятельной независимой политики.
На сегодняшний день мы отчетливо видим возрастание национально ориентированных политических сил, прежде всего в Сербии и Черногории. В странах региона набирают силу ответственные политики, которые отстаивая, прежде всего национальные интересы, выступают за укрепление связей с Россией. Они проходят тяжелый период осознания преимуществ совместных действий, преодоления старых разногласий и противостояния попыткам извне воспрепятствовать этим важным процессам.
В Сербии патриотические силы выступают за независимый курс и всестороннее укрепление связей с Россией. В Черногории ведется упорная борьба за проведение референдума, который определил бы волю народа в вопросе нейтрального или блокового будущего страны, за снятие антироссийских санкций и развитие сотрудничества с Российской Федерацией, прежде всего в сфере экономики и туризма. Поддерживаем и будем дальше развивать диалог с нашими балканскими союзниками и единомышленниками, как посредством межпарламентского диалога, так и по линии партии «Единая Россия».
В политическом диалоге с представителями Сербии и Черногории больше внимания сегодня следует уделять экономической повестке. Необходимо обсуждать как экономические вопросы стратегического характера, так и осуществлять прямой диалог с бизнесом в отношении конкретных проектов и предпринимательских инициатив. Это будет способствовать укреплению экономических связей между нашими странами, и сформированные предложения могут учитываться в дальнейшей работе исполнительных органов, в том числе на уровне Межправительственных комитетов.
Считаю также, что важным аспектом диалога в сфере экономики должно быть создание условий, при которых предпринимательское сообщество будет заинтересовано в развитии информационно-общественных проектов, которые должны быть направленны на укрепление дружественных межгосударственных отношений и создание благоприятного бизнес климата. Необходимо стремиться к тому, что бы критерий «политической ответственности и лояльности» давал бы компаниям не только престижный статус, но реальные экономические преимущества и выгоды.
Отдельно хотел бы отметить важную политическую инициативу Балканского внеблокового союза. Она была озвучена сербскими и черногорскими политиками, представляет серьезный потенциал в качестве стратегической доктрины и имеет глубокие исторические корни. Мы поддерживаем данную инициативу и готовы помочь в координации работы по её обсуждению, если у балканских политиков есть готовность работать сообща в этом направлении. В Государственной Думе обсуждался общественно-информационный проект «Балканская Швейцария», направленный на всесторонний диалог по поиску и формированию внеблоковых принципов и решений. Но некоторые западные дипломаты в Подгорице, не разобравшись в сути вопроса, поспешили объявить, что Москва навязывает Черногории швейцарскую модель нейтралитета. Мы прекрасно понимаем, что в современных условиях внеблоковые подходы требуют принципиально новых решений в соответствии с нормами международного права. Поэтому автоматическое копирование швейцарской, австрийской или другой принятой ранее модели нейтралитета в данном случае не может быть применимо.
Также очевидно, что нестабильность, свойственная, к сожалению, для Балкан, требует от страны этого региона, имеющей внеблоковый статус наличие хорошего оборонного потенциала, способного надежно защитить свои воздушные, сухопутные, а для Черногории и морские границы. Поэтому, помимо всесторонней политической поддержки внеблокового статуса имеет смысл выработать для Сербии иЧерногории предложения по созданию там надежных и современных оборонных систем на основе эффективных российских комплексов. При этом в экономическом отношении приобретение и обслуживание данных систем не будет превышать нормативов на военный бюджет, установленных для стран НАТО.
Главная задача — укрепить Сербию в намерении следовать независимым курсом, включая политику военного нейтралитета. Жители всего Балканского региона должны быть уверены, что их мнение является основополагающим в решении любых национальных вопросов и выбора внешнеполитического курса их стран. Только сплочение нации, добрососедские отношения с другими странами, равноправный диалог, экономическое сотрудничество и укрепление культурных связей могут обеспечить сохранение национального суверенитета, выгодность расширения традиционных связей и надежную защиту государства от политического давления и посягательств извне.