Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/31.8.2016/

Протоиерей Йован Пламенац: „Святой Йован Владимир среди нас в своей земной и небесной жизни“

Источник: митрополија

 

     

     

Киот с мощами святого Йована Владимира

     

Протоиерей Йован Пламенац 14 августа в монастыре Вознесения Господня в Радовичах выступил с лекцией „Святой Йован Владимир среди нас в своей земной и небесной жизни“, в основу которой преимущественно легли Житие святого Йована Владимира святого Аввы Иустина и Книга для чтения о Святом короле Йоване Владимире святого Владыки Николая. Лекция охватила и часть новых сведений о святом Йоване Владимире, в том числе и не соответствующих данным из Жития. Все было богато иллюстрировано фотографиями и видеороликами.

     

     

*** 

     

Святой Йован Владимир, князь Сербский, как записано в Церковном календаре Сербской православной церкви (день памяти 22 мая / 4 июня), произошел от благочестивого корня сербских правителей, управлявших княжествами в Захумье и Превале (Диоклития, Дукля или Зета).

     

Его отец архонт (князь) Петр княжил в городе  Мартинича (под Даниловградом), вероятно, там он и родился.

     

     

Мартинича городище 

     

На рубеже X-XI веков он управлял Дуклей и Подгорьем. Его столица была в Краине у Скадарского озера, где расположена церковь Пречистой Девы Марии в Кра­ине (Пречистая Краинская). Так говорит его Житие.

     

В ходе археологических исследований монастыря Пречистой Краинской, проведенных в прошлом столетии, установлено, что он не старше XIV века. По сути это означает, что между святым Йованом Владимиром и Пречистой Краинской – три столетия, и что данный монастырь возведен триста лет спустя после земной жизни святого Йована Владимира.

     

Археолог Младен Загарчанин уверен, что столицей Святого Йована Владимира являлся древний город Свач, на Шасском озере. Оно и логично, чтобы правитель проживал не в глухомани у монастыря, а в городе.

     

     

Пречистая Краинская

     

     

Свач

     

Человек справедливый, миролюбивый и добродетельный, каким его описал византийский историк Кедрин, князь Владимир в юности изучал не только военное искусство, но и Священное писание. Богоугодной жизнью он снискал благосклонность своих подданных.

     

Древний славянский летописец Поп Дуклянин в „Славянском царстве“ (Regnum Slavorum) описал, на основании впоследствии утраченного жития, жизнь князя Владимира. Данная „Летопись Попа Дуклянина“, или „Барская родословная“ является источником, с которого пили все последующие живописатели святого Йована Владимира.

     

Авва Иустин Попович в „Житиях святых“ указывает, что болгарский царь Самуил осадил князя Владимира и его войско на холме Облик (Косогор), между г. Улцинь и Скадарским озером, на том месте его воины  стра­дали от уку­сов ядо­ви­тых змей. Святой Йован Владимир тогда усердно помолился Богу и „ с тех пор и по сей день змеи никого не кусают, а если кого и укусят, то без последствий“.

     

Существует официальная научная версия, что данный холм Облик находится в Албании, у Скадарского озера. Загарчанин же уверен, что Облик на самом деле есть холм Владимир, у одноименного населенного пункта, поблизости от Свача. Албанцы данный холм называют Сума.

     

     

Облик (Владимир, Сума)

     

Утверждение Загарчанина подтверждают остатки крепости на данном холме, и церкви в ней. Загарчанин утверждает, что эта церковь была посвящена святому Йовану Владимиру.

     

     

Археолог Младен Загарчанин у остатков крепости на Облике

     

     

Князя Владимира предал один из местных князей, и он оказался в плену. Царь Самуил заключил его в тюрьму своей столицы, в Преспе, где его, вместе с другими узниками, посещала царская дочь Косара (Теодора), „всем сердцем полюбившая“ его, „цветущего молодостью, благообразного и благоразумного“.

     

Крестная смерть 

     

Самуил выдал Косару замуж за Владимира и вернул ему государство, добавив и землю Диррахийскую (Дуррескую). Супруги жили в Краине „свято и целомудренно, подобно Ангелам“, храня свою девственность.

     

У Самуила в 1014 году случился сердечный приступ, после того, как Василий II Македонянин (Болгаробойца) на горе Беласица разгромил и ослепил его войско. Его престол унаследовал сын Гавриил Радомир, которого почти год спустя убил его двоюродный брат Йован Владислав, отца которого, своего брата Аарона, убил Самуил.

     

„Прими веру креста и приходи увидеться со мной“, передал Йован Владислав Владимиру, отправляя ему золотой крест, пишет Поп Дуклянин. Но Владимир в качестве залога веры потребовал деревянный крест, как и тот, на котором Иисус Христос был распят. Когда он прибыл в Преспу, согласно „Славянскому Житию“, Владислав  ударил его мечом, но не смог отрубить ему голову. Тогда Владимир дал ему свой меч, которым и был обезглавлен.

     

     

Церковь Святого Ахиллия в Преспе, перед которой князь Владимир убит

     

Косара нетленное тело Владимира перенесла в Пречистую Краинскую, где оно почивало до 1215 года, когда греки (эпирцы) перенесли его в Драч (Дуррес) где, под его ногами, прожив оставшуюся жизнь монахиней, была похоронена и она. Так указано в Житии. Но, как нам известно, археологи считают, что в момент убийства князя Владимира, впоследствии святителя Йована Владимира, монастыря Пречистой Краинской еще не было.

     

Йована Владислава во время осады Драча в 1018 году „поразила безвинно пролитая кровь Святого Владимира“. „Однажды, когда он ужинал и пировал под Дурресом, ему внезапно явился воин с ликом Святого Владимира“, пишет Дуклянин. Когда он в ужасе бросился бежать, „Ангел Божий поразил его“. После его смерти, Болгария на 168 лет попала под власть Византии.

     

Мощи Святого Владимира в 1381 году перенесли из Дурреса в монастырь Святого Йована (Шин-Джон) возле Эльбасана, предварительно восстановленный албанским князем Карло Топией, о чем есть запись на самой церкви (на греческом, латинском и сербском языках).

     

     

Монастырь Шин-Джон Владимирит

     

Святому князю мученику вскоре были написаны Житие и Служба, причем, сначала на сербском языке, а затем и на греческом. Об этом говорит Йован Папа, родом из города Неокастра (Эльбасана), издавший греческое Богослужение (Аколуфию) и Житие (Синаксарь) Святителя в 1690 году в Венеции. Впоследствии сербская версия Службы и Жития были утрачены, поэтому афонские хиландарские иеромонахи и проигумены Лука и Парфений вновь перевели их с греческого на сербский, и с исправлениями и дополнениями (в особенности в Житии) триестинского приходского священника и известного агиографа Викентия Ракича, их отпечатал в 1802 году в Венеции Хаджи-Теодор Мекша, купец из Триеста. Оттуда митрополит Белградский Михаил Богослужение и Житие святого Йована Владимира в 1861 году включил в Сербляк. 

     

Народные верования и легенды о Святом Короле 

     

Культ святого Йована Владимира глубоко проник в душу православного сербского, греческого, албанского, болгарского и македонского народов, по сей день почитающих Святого Мученика как чудотворца и мироточца. Города Дуррес и Бар чествуют его као своего защитника. В 1925 году в его честь воздвигнута церковь у монастыря Святого Наума на Охридском озере, а потом и в Белграде. Святому Йовану Владимиру посвящены и церкви в Доброй Воде в Баре, в Мюнхене - придел в монастыре Черная Река. В Баре заканчивается возведение великолепного храма, посвященного ему.

     

     

Соборный храм Святого Йована Владимира в Баре

     

Святой Владыка Николай, именовавший Владимира королем, по присвоенному ему народом титулу, в „Книге для чтения о Святом короле Йоване Владимире“, вышедшей в 1925 году, записал несколько народных преданий о нем. Между Охридом и Кичево, над селом Песочаны, находятся руины церкви святого Афанасия, народ говорит, что эта церковь является задушбиной короля Владимира. В этой церкви 3 июня собирается народ. Поблизости протекает речушка, которая, как говорят, в эту ночь всегда набухает и наполняется рыбой, которую паломники ловят после молитвы. Недалеко от Песочан находится населенный пункт Владимирово (Владимиро), где, по народному преданию, родился князь Владимир, и где находился его дворец.

     

На границе Македонии и Албании, на пути Струга – Эльбасан (Via Ignatia), расположен холм Чафа Сан. Тут, у дороги находится старая, полуразрушенная церковь. Народ в Албании твердо верит, что в этой церкви обезглавлен Владимир. Чафа Сан по албански значит „Святая Голова“.

     

Предания о том, что святой Йован Владимир в том или ином месте родился или убит, свидетельствуют о любви народа Балкан к нему. Всем  бы хотелось, чтобы он как можно больше "принадлежал" им.

     

Во дворе церкви Богородицы Челницы в Охриде показывают камень, на котором святой Йован Владимир убит, и рядом каменный гроб, в котором его потом похоронили.

     

     

Двор церкви Богородицы Челницы в Охриде

     

Народ в окрестностях монастыря Святого Йована Бигорского верит, что первым его ктитором был святой Йован Владимир.

     

Устное предание утверждает, что и монастырь Святого Наума является задушбиной святого Йована Владимира. В притворе церкви, с левой стороны, где обычно расположены изображения главных ктиторов храма, находится фреска святого Йована Владимира. Его икона есть и в иконостасе данной церкви.

     

     

Фреска святого Йована Владимира в монастыре Святого Наума

     

     

Икона святого Йована Владимира на иконостасе в монастыре Святого Наума

     

Патерик монастыря Шин-Джон содержит легенды о святом Йоване Владимире. Данный монастырь находится на расстоянии шесть километров от Эльбасана. Под монастырем протекает река Куш, а высоко над монастырем находится небольшая христианская деревня Примишиони („Над святым Йованом“). Гора имеет то же название.

     

По преданию, первую церковь на этом месте воздвиг сам святой Йован Владимир, в честь Пресвятой Богородицы. Церковь, воздвигнутая Карло Топией, пострадала в середине XIX века от землетрясения. Ее восстановили в 1901 году. Данная церковь снова разрушилась, когда ее кровельная конструкция пострадала в 1978 году. До января 1991 года не было известно, сохранились ли мощи Святого Мученика, и тогда журналист газеты „Победа“ обнаружил их в церкви Святой Марии в Эльбасане, куда их перенесли из монастыря Шин-Джон в 1967 году, когда Албания официально стала первой атеистической страной в мире.

     

     

Церковь Святой Марии в Эльбасане

     

По преданию, церковь возведена у дуба, под которым святой Йован Владимир молился Богу во время войны с греческим царем Василием. Этот дуб упал лишь четыре века спустя. „И так он и по сей день лежит на земле“, записал в 1925 году Владыка Николай.

     

„Многие паломники стрезали ветки на память и как реликвию, имеющую целебную силу. Но, после того как все ветки отрезали, ствол больше не поддавался рубке… Несколько раз устанавливали защитную кровлю над этим стволом, но любая кровля вскорости обрушалась, причем дерево оставалось невредимым“.

     

Искусствовед Райко Вуйичич, посетивший в 2000 году монастырь Шин-Джон, написал в журнале „Матица“, что „остатки этого дерева, как говорят местные жители, до недавнего времени можно было увидеть во дворе церкви“. Перед святым Йованом Владимиром, когда он однажды молился под этим дубом, появился орел, на голове которого блистал крест, что святой воспринял как знамение свыше о победе. И, подобно тому, как в IV веке царь Константин силой Креста победил Максенция, так и он победил намного превосходящие войска царя Василия.

     

     

Святой Йован Владимир молится под дубом (сцена на киоте с его мощами)

     

По верованию народа в Албании и Македонии, святой Йован Владимир, обезглавленный на Чафа Сане, взял свою от­се­чен­ную го­ло­ву, сел на коня и поскакал к Эльбасану. Там его встретили Митрополит и священство с народом.

     

 

     

Митрополит и народ встречают обезглавленного святого Йована Владимира у Эльбасана (сцена на киоте с его мощами)

     

Конь перед ними преклонил колени и опустил тело Святителя, которое отнесли к тому дубу, под которым он при жизни молился Богу, и там его похоронили.

     

 

     

Конь опускает на землю обезглавленного святого Йована Владимира (сцена на киоте с его мощами)

     

Легенда говорит, что воры несколько раз пытались украсть мощи святого Йована Владимира. Каждый раз, когда они его уносили, ковчег становился настолько тяжелым, что им приходилось бросать его. Однажды им удалось отнести его до реки Шкумба, с другой стороны Эльбасана. Но, он снова стал очень тяжелым, и воры бросили его в реку. Тогда вода настолько набухла, что затопила всю округу, и вернула киот к с монастырю.

     

 

     

Воры крадут мощи святого Йована Владимира (сцена на киоте с его мощами)

     

В Патерике монастыря Шин-Джон записаны и некоторые чудеса, произошедшие у мощей святого Йована Владимира. Филиппа Вукчевича из г. Скадар (Шкодер) он исцелил от эпилепсии. Однажды несколько разбойников ограбили монастырь Святого Йована. Но при дележе добычи они поссорились и поубивали друг друга. По молитвам Святому Князю в 1910 году заговорила немая турчанка из Краба. Одна бездетная турецкая семья из деревни Сулова под Бератом пришла к Святителю вымолить себе ребенка. В 1923 году они пришли снова, на сей раз с мальчиком, который на плече внес ягненка в монастырь и с ним три раза обошел вокруг церкви… 

     

Румийский крестный ход 

     

Можно сказать, что память о святом Йоване Владимире самым впечатляющим образом сохранилась в окрестностях г. Бар. Семья Андрович из села Микуличи, под горой Румия, ныне - жители Бара, столетиями хранит тот деревянный крест, вставленный позднее в оправу, который святой Йован Владимир держал в руках, когда его обезглавили в Преспе. После того, как тело Святого Князя перенесли в Пречистую Краинскую, данный крест хранили краиняне. Когда они „отурчились“, крест оказался в Микуличах, с другой, приморской, стороны горы Румия. Иван Ястребов пишет, что микуличане отняли его у краинян, а в Микуличах сохранилось предание о том, что они унаследовали его по женской линии, и что краиняне стремились любой ценой вернуть его себе, так как, когда остались без креста, у них пересохли все источники. Ястребов пишет, что в деревянный крест святого Йована Владимира вставлена частица Честного Креста, на котором распят Господь.

     

В конце 19 века публиковались статьи о Румийском крестном ходе. Почти во всех упомяналось о многовековом желании и стремлении народа из окрестностей Бара, чтобы там была воздвигнута церковь, как они говорили, чтобы эта церковь вернулась, или, как поколениями передавали – „прилетела“. О людях, поднимавших камни на Румию, остались свидетельства многих авторов.

     

Румийский крестный ход во времена его возникновения являлся собранием только православных. А потом, гонимые бурями завоевательных походов, часть из них приняла римокатолицизм, другая – ислам. Но, по примеру своих предков, они продолжали в  день Троицы Крестным ходом подниматься на верх Румии.

     

     

Румийский крестный ход (видео)

     

В 2005 году оказалось, что данная легенда на деле является народным пророчеством. В этом году церковь воистину прилетела на верх Румии.

     

 

     

Спускание Свято-Троицкой церкви на верх Румии

     

В Остросе, населенном пункте, возникшем рядом с монастырем Пречистой Краинской, в котором живут только албанцы-мусульмане, находится колодец святого Йована Владимира. Здесь сохранилось предание, что Владимир примчался на коне, который стал копать копытами… Так, в совсем безводной местности, данный колодец сегодня является жемчужиной живой воды.

     

     

Колодец святого Йована Владимира в Остросе 

     

Как бы там ни было, Микуличане в крестном ходе от церкви Святого Николая в своем селе до верха Румии всегда шли вооруженными "до зубов" . Андровичи прятали крест Святого Йована Владимира, то ли в доме, то ли где-то поблизости, в расщелине или пне, а где именно, знали лишь два старших члена семьи (если один из них внезапно умрет).

     

     

Андровичи в первой половине XX века

     

     

Андровичи в наши дни

     

В последние годы украшением Бара стал крестный ход по улицам города в день Святого Йована Владимира, 4 июня.

     

     

Крестный ход в Баре

     

Литературное вдохновение и балканские фрустрации 

     

Невинная, христианская любовь Владимира и Косары, многими воспринимаемая как романтичная, и мученическая смерть Владимира вдохновили многих писателей, преимущественно сербских и болгарских. Наряду с Попом Дуклянином, во второй половине XII, и дубровницким аббатом Мавро Орбини, в самом начале XVII века, об этом дивном мученике писали Авва Иустин, Святой Владыка Николай, Стеван Сремац написал повесть, Лаза Лазаревич историческую драму, Петар Прерадович – оперу. Йован Стерия Попович написал грустную пьесу „Смерть короля Владислава“, францисканец Андрия Качич-Миошич -  „Песнь о короле Владимире“, князь Никола воспел его в „Балканской царице“… В прошлом столетии о нем писали многие писатели. Барский поэт Невен Милакович несколько лет назад составил и опубликовал сборник стихов о святом Йоване Владимире и о Румийской церкви.

     

В Болгарии Кирилл Христов в 1903 году опубликовал легенду „Владимир и Косара“, Людмил Стоянов в сборнике „Меч и слово“ опубликовал стихотворение „Йоан Владимир“, Величко Тодоров - исследование „Владимир и Косара“, „Йоан-Владимир”  является псевдонимом болгарской писательницы Ангелины Илиевой…

     

Д-р Пламен Павлов и Христо Темелски в „Българските светци“ Святого Йована Владимира называют „Свети великомъченик княз Йоан-Владимир Български, Чудотворец“, а в официальный календарь Болгарской православной церкви он внесен как „принц болгарский, великомученик и чудотворец“.

     

В Википедии на болгарском языке Йоан Владимир – „сръбски княз и християнски светец“, а для болгарина Косты Църнушанова – „сръбско-български светец“. Для нынешних македонцев он „црногорскиот кнез Владимир“, а для идеологических черногорцев – „Sveti mucenik Vladimir Dukljanski“ (Святой мученик Владимир Дуклянский), „первый черногорский святой“. Никола Вукчевич, художественный директор Городского театра Подгорицы, анонсируя премьеру пьесы „Владимир и Косара“, несколько лет назад сказал: „Владимир был дуклянином, Косара была македонкой, и это – исторические факты“. В календаре Греческой православной церкви он – „Святой Йован Владимир Сербский“.

     

Римокатолическая церковь Святого Йована Владимира считает блаженным („Блаженный князь Владимир“), что является этапом, предваряющим канонизацию. Хотя данный святитель всей своей сущностью принадлежал к Восточной церкви, Западная считает его своим блаженным, ибо он жил и пострадал до формального раскола Христианской церкви.

     

„Один наш Святой правитель пребывает в сердце современной Албании, и это показатель того, что действительно перед Богом нет ни эллина ни иудея, нет раба ни свободного“, говорил в беседе Митрополит Черногорско-Приморский г-н Амфилохий о святом Йоване Владимире 4 июня 2005 года на Литургии в Пречистой Краинской. Поистине, святой Йован Владимир уже тысячу лет свидетельствует о том, насколько мы все едины во Христе. Но, также свидетельствует и о фрустрации значительной части сегодняшних Балкан.

     

Священный Собор Сербской православной церкви провозгласил 2016 год годом святого Йована Владимира, в связи с тысячелетием его мученической кончины. Во всей Сербской Церкви по этому случаю проходят различные мероприятия. Кульминацией станет освящение храма Святого Йована Владимира в Баре, 25 сентября.

     

     

Соборный храм Святого Йована Владимира в Баре (видео)

     

Политическая выгода и сверхвременность Святителя 

     

Мощи святого Йована Владимира теперь покоятся под Престолом Благовещенской церкви Архиепископии тиранской и всей Албании в Тиране.

     

     

Ежегодно накануне дня, посвященного этому святителю,  совершается крестный ход из Тираны до Эльбасана, до церкви Святой Марии, где до недавнего времени находилась его мощи, и после всенощного бдения, на следующий день, крестный ход возвращается в албанскую столицу.

     

 

     

Крестный ход с мощами святого Йована Владимира в Албании

     

Но не все мощи Святого Йована Владимира целиком находятся в упомянутом киоте. Часть черепа – в болгарском монастыре Зограф на Афоне (возможно, она осталась у болгар еще с того времени, когда Владимира обезглавили в Преспе).

     

 

     

Череп святого Йована Владимира в монастыре Зограф на Афоне

     

В церкви Святого Николая Больничного, в Охриде, находится одно предплечье Святителя.

     

 

     

Часть мощей святого Йована Владимира в церкви Святого Николая Болничного в Охриде

     

Второе его предплечье – в соборе Воскресения Христова в центре Тираны, вместе с ребром Святого Космы Этолийского. Киот с этими мощами до возведения Собора находился в Благовещенской церкви, и только его выносили верующим на поклонение.

     

 

     

Предплечье святого Йована Владимира (с ребром святого Космы Этолийского)

     

В Историческом народном музее в Тиране находятся части локтя, ноги и головы Святителя, а в Онуфри, в музее в Берате – его таз.

     

Историческая наука, из-за нехватки источников, не дает четкую картину жизни князя Владимира. Неизвестно, где его убили, в Преспе, Дурресе, под Эльбасаном..? Неизвестно, также, за что он убит: то ли Йован Владислав его убил, чтобы убрать претендента на болгарский престол после убийства сына Самуила, чтобы занать его земли, или потому, что был еретиком; неизвестно даже, является ли именно он убийцей. Историческое замешательство доходит до того, что и женитьбу Владимира на дочери болгарского царя Самуила ставят под сомнение. Епископ Деволский Михаил записал в начале XII века в своей редакции „Краткой истории“ Йована Скилицы, что жена Владимира была гречанкой, дочерью Теодорита (Теодора), сына дурресского вельможи Йована Хрисилия. Дочь Йована Хрисилия выдали замуж за царя Самуила. Шурин и жена Владимира якобы были еретиками-новатианами, поэтому его и убили, но не смотря на то, где, кем и по какой причине его убили, и какие именно еретики покушались на его жизнь - новатиане и армяне, или мессалиане и богомилы, Святой Йован Владимир стал светилом Православной Церкви и укреплением как православного народа на Балканах, так и многих римокатоликов и мусульман.

     

Историческая детализация,  как и навязываемые ему свойства политического характера, выглядят достаточно печально на фоне сверхвременности, универсальной ценности личности святого Йована Владимира.

     

О Святом Йоване Владимире до недавнего времени мы знали весьма мало, но, слава Богу, теперь ситуация изменилась. Международная научная конференция „Святой Йован Владимир на протяжении веков – история и предание“, которая пройдет в Баре в середине сентября, расширит наши общие знания о святом Йоване Владимире.

     

Протоиерей Йован Пламенац

     

     

     

     

     

     

Фотографии с лекции в Радовичах: Желько Джурович

     

Фотографии из Албании, Македонии и Греции: Крсто Пламенац 

     

Перевод с сербского Савы Росич

     

 




Просмотров: 5722