В Институте искусств в Санкт-Петербурге, с 17 октября до 4 ноября посетители смогут увидеть 33 иконы из монастыря Жича, в первую очередь это иконы Пресвятой Богородицы и святителей, которых одинаково почитают как в России, так и в Сербии.
Выставка икон из Жичского монастыря является частью проекта "Духовные ценности Афона и русский Север". Монастырь Жича был основан Стефаном Первовенчанным , первым королем из династии Неманичей. Предполагается, что именно в этом монастыре происходил чин его коронации, в 1217 году, а спустя два года монастырь стал резиденцией сербских архиепископов.
Институт искусств является старейшим научно - исследовательским центром в Европе, изучающим музыкальное и театральное искусство, а также фольклор. Последние десятилетия, когда в России возрождается церковная культура, институт считает своей миссией и поддержку в развитии церковного искусства, организацию православного образования и катехизации.
"Сотрудничество с Русской православной церковью было всегда, но наибольшее развитие оно получило в 2011 году, когда мы организовали в монастыре международный симпозиум по женскому монашеству, в котором участвовали игумны и монахи русских монастырей. После этого все доклады были опубликованы на четырех языках, большую часть текстов на русский язык перевела Ирина Чудинова, научный сотрудник Института искусств в Санкт-Петербурге, а в 2015 году у нас прошла выставка икон в Москве. Тогда же появилась совместная идея организовать аналогичную выставку в институте Санкт-Петербурга. Открытие этой выставки состоится 17 октября, и продлится выставка до 4 ноября" - рассказала монахиня Нектария.
Также состоится круглый стол на тему «Бессмертие Византии и славянский мир: Монастырское искусство сегодня». В центре внимания будет современное иконописное мастерство. Будут обсуждены проблемы, связанные с трудом монастырского иконописца сегодня и значением благотворительности в современной культуре. Завершит программу концерт русской, сербской и греческой церковной музыки. В нем примут участие певческий хор сербского женского монастыря Жича, художественный руководитель ансамбля «Филофониты» (Греция, Салоники) протопсалт Дмитрий Манусис, Мужской певческий ансамбль «Путь», вокальный ансамбль «Артос» миссионерского отдела Санкт-Петербургской Митрополии (художественный руководитель Маргарита Красова).
Предстоящая конференция будет посвящена духовным ценностям Святой Горы и Русского Севера, поскольку Россия отмечает тысячелетие присутствия русских монахов на Афоне. Институт Искусств выбрал тему исследований "Духовные ценности Афона и Русский Север" в рамках темы бессмертия Византии и о монашеству в наши дни.
На вопрос, по какому принципу были выбраны монастырские иконы для выставки, сестра Нектария рассказала,что, по благословению епископа жичского, будет представлено 33 иконы, и в основном это изображения Пресвятой Богородицы.
"Прежде всего мы старались, чтобы это были образцы святогорских икон, а во вторую очередь - русских и сербских. Это изображения святителей, которые одинаково почитаемы и в России, и в Сербии", рассказала нам монахиня Нектария. Также она уточнила, что речь идет об иконах большого формата, будет представлено 30 таких изображений. Это те иконы, которые по формату можно разместить в стенах института. Иконы уже доставлены в Санкт-Петербург. Мы благодарим Министерство иностранных дел за помощь в доставке икон и их сохранении, что особо важно" - сказала монахиня Нектария.
На упоминание об удивительной связи, существующей между монастырем Жича и его посетителями, которые приезжают в монастырь, в первую очередь, чтобы увидеть фреску последнего русского царя, Николая Второго, монахиня согласилась, что это, действительно, так, и что эта фреска является первой фреской и первой живописной иконой последнего русского царя Николая. Монахиня Нектария отметила, что фреска была написана благодаря Владыке Николаю Велимировичу, который жил в монастыре в то время, когда царь Николай еще не был причислен к лику святых, поэтому на фреске русский царь изображен баз нимба.
Так же монахиня рассказала, что до этого Владыка Николай уже построил церковь в Охриде, где также была фреска царя Николая, но церковь уничтожили коммунисты , когда пришли к власти, от той церкви осталась только жичская фреска. Интересно отметить, что эту фреску, из-за страха монахинь, что изображение будет уничтожено, десятилетиями скрывали под слоями бумаги, вплоть до 94-95 гг. В конце беседы монахиня Нектария особо отметила, что всю церковь, в которой находится и эта фреска, расписали русские мастера.
Перевод с сербского: Наталия Унгерова