Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/9.11.2005/

Истоки словенской готики




     


      У подножия гор, вблизи Костаневицы-на-Крке, в 1234 году воевода и властелин Крайны Бернард Шпангейм основал цистерцианский монастырь св. Марии у Источника.


      Члены ордена, переселенцы из Ветриня — точно такого же монастыря, основанного его отцом, — осушили это болотистое место и, поставив монастырскую церковь, положили тем самым начало возведению готических построек на территории Словении.


      Монастырь в Костаневице, или, как называют его местные жители, «костаневичский дворец» является замечательным памятником архитектуры, на примере которого можно наглядно проследить переход от ранней готики через ренессанс к барокко. Это один из крупнейших архитектурных комплексов Словении, обладающий самой большой аркадной галереей.


      Костаневица возникла как торговое поселение у переправы через Крку, вблизи римской дороги, ведущей на восток, в то время, по всей вероятности, весьма оживленной. А выросший неподалеку монастырь постепенно стал не только религиозным, но и хозяйственным центром края.


      Церковь была заложена в первой половине XIII века рядом с тогда еще деревянными монастырскими постройками. Она возводилась по образцу построек цистерцианекого бернардин-ского ордена, но вобрала в себя характерные местные черты. Цистерцианцам вообще принадлежит немалая заслуга в распространении готического стиля в Европе. Этим, в частности, и объясняется преобладание в архитектуре храма элементов готики — заостренные арксолии и ребристые своды. Но более ранняя, романская традиция просматривается в базиликальном типе организации внутреннего пространства с характерным верхним освещением, которое, однако, сочетается с большими окнами в боковых нефах и капеллах.


      Монастырь в средние века представлял собой крестообразную галерею. Первоначально он был деревянный, и лишь в XV веке над ним появились каменные своды. Первое время монастырь существенно не расширялся, но из-за постоянных набегов турок его стены пришлось укрепить башнями. В XVI веке монастырь достраивается со стороны южного фасада. Новые сооружения связываются с существовавшими ранее хозяйственными и жилыми строениями, формируя общий двор, опоясанный аркадными галереями.


      В 1786 году австрийский император Иосиф II упразднил пастырь, положив конец его более чем пятивековой истории. Церковное имущество было распродано, церковь опустела. Часть первоначальной внутренней крестообразной галереи, претерпевшей к тому времени переделки в духе барокко, была разрушена. Во время второй мировой войны церковь и монастырь пострадали от пожара. Но сразу после освобождения были начаты планомерные реставрационные работы, вернувшие всем постройкам первоначальный облик. Восстановленный монастырский комплекс сейчас переоборудуется в художественную галерею: здесь экспонируются работы живописца и скульптора Йоже Горьюпа, живописца и графика Франце Краля, уроженца Костаневицы Божидара Якаца, а также картины зарубежных мастеров из собрания монастыря, находящегося неподалеку, в Плетерье. Прилегающая территория стала галереей под открытым небом для мастеров, создающих произведения декоративной скульптуры, так называемой Forma viva.