Эта книга рассказывает о знаменитых сербах в русской истории, а о знаменитых в русской истории сербских родах мы напишем в особой главе. Одной из таких выдающихся семей, представители которой много благ принесли Русскому Православному Царству, безусловно, является семья Шевич.
Родоначальником этой семьи в России был Йован Шевич, полковник австрийской армии, командовавший граничарами Войной Краины. В 1750 году Шевич перебрался в Россию.
Это было то время, когда российское общество начало оживать после мрачной эпохи бироновщины. Взяв курс на утверждение в Российской Империи устоев просвещённого абсолютизма, императрица Елизавета Петровна последовательно расширяла привилегии дворянства, благоволила военному сословию.
Только что (в 1748 году) закончилась длительная война за австрийское наследство, в результате которой Габсбурги вынуждены были демонтировать большие участки границ, а также демобилизовать значительное количество военнослужащих. В Австрийской армии сербы тогда составляли до трети личного состава. Теперь же сербы-граничары лишались своего особого статуса и по логике развития событий должны были постепенно превратиться из православных сербов в онемеченных римокатоликов.
Находясь в Вене, могущественный в то время канцлер Бестужев-Рюмин сумел договориться с австрийцами о переходе сербов на русскую службу.
Итак, Иван Шевич в числе многих других сербских воинов, попадает в Россию. И хотя Петербургский двор той поры представлял собою арену векового противоборства французских Бурбонов и австрийских Габсбургов, для сербского дворянина Россия, пусть и насквозь проевропейская, была олицетворением именно православного царства.
Ведь императрица - при всей своей поистине анекдотичной легкомысленности, - была дамой по своему набожной, не устававшей подчёркивать свою церковность. И это не могло не пленять пылкого православного сердца сербского генерала.
Но, думается, всё-таки, дело не только в сентиментальной очарованности сербского дворянина. Сербы трепетно передавали их рода в род воспоминания о былом, и ныне утраченном великом прошлом славного средневекового Сербского царства, того самого царства, в котором вера православная и сами православные сербы занимали отнюдь не то место, в котором нынче пребывали подданные католического цесаря и мусульманского султана...
И сам генерал Шевич, и его героические потомки отдавали себе отчёт в том, что никакого будущего у православного славянства не может быть, если не устоит православная Россия. Не устоит Россия - и всему православному славянству будет уготована судьба лужицких сербов. Малому племени, затерявшемуся среди природных немцев и германизированных потомков западных славян...
***
В 1752 году все новоприбывшие сербы были приведены к присяге Российской Императрице, а затем Именным указом Елизаветы Петровны от 21-го октября 1753 года солдаты и офицеры команды Шевича были зачислены на русскую службу.
Сербы-граничары, поступившие на службу Русской Императрице, обосновались в составе двух автономий, подчинявшихся непосредственно Военной Коллегии.
Поскольку предполагалось, что Новая Сербия и Славяносербия станут своеобразными аналогами австрийской Войной Краины (Военной Границы), организационная структура колонии воспроизвела традиции граничар. Даже населенные пункты на территории создававшейся колонии российские власти разрешили называть привычными названиями городов и селений в Сербии. Были созданы полки, роты и шанцы. Последние представляли собой низовую базовую единицу организационной структуры колонии, как в административном, так и в военном отношении. Это были укрепленные земляными валами поселения с церковью.
Всего в Новой Сербии, расположенной на правом берегу Днепра на стыке польских, турецких и российских владений, насчитывалось сорок шанцев. Для строительства жилищ были предоставлены строительные материалы за счет российской казны.
Вслед за созданием Новой Сербии, в 1753 году появилась и Славяносербия. У истоков создания Славяносербии стояли полковник Иван Шевич и подполковник Райко Прерадович (позже переделавший свою фамилию на французский манер и ставший Депрерадовичем).
Каждый из этих сербских офицеров возглавлял собственный гусарский полк. Подразделение Ивана Шевича разместилось на границе с современной Ростовской областью, соприкасаясь с землями донских казаков. Райко Прерадович разместил своих гусар в районе Бахмута. И Шевич, и Прерадович, как и Иван Хорват-Откуртич, получили генерал-майорские звания, ставшие наградой за их вклад в оборону Российской империи посредством привода переселенцев.
Основные функции поселенцев Славяносербии состояли в охране границ и хозяйственном освоении земли, которая никогда не обрабатывалась и была известна как Дикое поле. Гусары одновременно со службой возделывали землю и их укрепления, таким образом, были и сельскими населенными пунктами.
Интересные данные приводит Илья Полонский:
«Как и Ивану Хорвату в Новой Сербии, Райко Прерадовичу и Ивану Шевичу не удалось укомплектовать свои гусарские полки исключительно сербами - граничарами, поэтому на территорию Славяносербии переселялись валахи, болгары, греки. Именно валахи, наряду с сербами, составили основу населения новой колонии и воинского контингента гусарских полков. Как и Новая Сербия, Славяносербия была фактически автономна во внутренних делах, подчиняясь лишь Сенату и Военной коллегии.
Отметим, что население Славяносербии было менее многочисленным, нежели население Новой Сербии. Ивану Шевичу удалось привести с собой 210 переселенцев с Балканского полуострова, Райко Прерадович прибыл с двадцатью семью колонистами. К 1763 году гусарский полк Ивана Шевича насчитывал 516 человек, а полк Райко Прерадовича - 426 человек. При этом численность полков в несколько сотен человек была достигнута частично за счет набора в подразделения малороссов.
Некоторое представление о национальном составе гусарских полков, расквартированных в Славяносербии, дают данные по полку Райко Прерадовича, датированные 1757 годом. На тот момент в полку числилось 199 военнослужащих, в том числе 92 офицера и 105 рядовых гусар. Среди них было 72 серба, 51 валах и молдаванин, 25 венгров, 11 греков, 9 болгар, 4 македонца, 3 цесарца, 1 славонец, 1 моравец, 1 малоросс, 1 русский и даже три турка и один еврей, принявшие православную веру. В полку Ивана Шевича из 272 военнослужащих на 1758 год были представлены следующие национальности: сербы - 151 человек, валахи и молдаване - 49 человек, македонцев - 20 человек, венгров - 17 человек, болгар - 11 человек, русских - 8 человек, «славян» - 5 человек. Также в полку несли службу принявшие православие босниец, татарин, еврей, немец и даже англичанин и швед.
(Подов В. И. Донбасс. Век XVIII-й. Социально-экономическое развитие Донбасса в XVIII веке., Луганск, 1998.)
В то же самое время анализ архивных данных, сохранивших до нашего времени подробное описание обоих славяносербских гусарских полков, их внутренней структуры и даже имена командиров, свидетельствует, что на командных должностях находились почти исключительно сербы. Более того, и в полку Прерадовича, и в полку Шевича должности командиров рот часто занимали и их родственники. Показательно, что в гусарских полках было много офицеров, численность которых лишь ненамного уступала численности рядовых гусар.
Многонациональность сербских гусарских полков и самой колонии Славяносербия повышали значимость православной религии как основы формирования общей идентичности колонистов. В самом деле - что могло объединить серба и валаха, болгарина и малоросса, крещеного еврея и крещеного турка, кроме православной религии и службы во славу государства российского? Поскольку православие имело для поселенцев основополагающее и объединяющее значение, командиры гусарских полков и рот уделяли много внимания укреплению религиозности населения колонии. В частности, в каждом поселении - шанце старались построить церковь и, организовав приход, выписать туда священнослужителей, желательно сербской национальности.
Однако население Славяносербии пополнялось недостаточно быстро. После первых нескольких лет активного прибытия эмигрантов с Балканского полуострова, приток сербов практически прекратился. Очевидно, что далеко не все подданные Австрийской империи, даже при предлагаемых привилегиях, соглашались бросать родные земли и отправляться на чужбину, в неизвестность, с большим риском погибнуть в бою с крымскими татарами или турками, только вдали от родного края. Между тем, российское правительство обещало офицерские звания каждому, кто приведет с собой более-менее значительный контингент переселенцев. Так, приведший 300 человек автоматически получал звание майора, приведший 150 - капитана, 80 - поручика. Однако все равно сербские полки, расквартированные в Славяносербии, оставались неукомплектованными, причем нехватка личного состава превышала тысячу вакансий рядового и офицерского состава.
Тем не менее, несмотря на малочисленность, славяносербские гусары Шевича и Прерадовича достаточно активно проявили себя во время прусской войны. Каждый гусарский полк Славяносербии выставил по два эскадрона в 300-400 гусар. Но малочисленность гусарских полков Шевича и Прерадовича заставила российское военное руководство в 1764 году слить оба полка в один. Так появился знаменитый Бахмутский гусарский полк, названный так по месту своего комплектования - городу Бахмуту, являвшемуся административным центром Славяносербии. Внук Ивана Шевича Иван Шевич-младший, пойдя по стопам деда и отца - также генерала русской армии, в Отечественную войну 1812 года командовал Лейб-гвардии гусарским полком, затем - кавалерийской бригадой в звании генерал-лейтенанта и героически погиб под Лейпцигом во время европейского похода русской армии.
Набеги крымских татар на территорию Новой Сербии в 1760-х гг. привели к тому, что царствовавшая в то время императрица Екатерина II осознала необходимость модернизации всей системы административного и военного управления Новороссийским краем в целом, Новой Сербией и Славяносербией в частности и 13 апреля 1764 года подписала указ о создании Новороссийской губернии».
12 августа 1764 года Йован Шевич был отставлен от военной и гражданской службы, с производством в генерал-поручики и с сохранением содержания. Год кончины его неизвестен.
***
Но если славный сербский дворянин Йован Шевич вошёл в историю колонизации Новороссии, но имя его героического внука, Ивана Егоровича Шевича, связано с подвигом народа нашего во время Отечественной войны 1812-го года.
Герой Отечественной Войны 1812 года, генерал-лейтенант Иоанн Шевич-младший (1754-1813) погиб в «Битве народов» под Лейпцигом.
Иван Шевич-младший вступил в военную службу 1 мая 1770 года в звании вахмистра, начав её в Московском легионе. Последующие 20 лет были наполнены множеством баталий: в 1774 году Шевич принимал участие в боевых действиях против отрядов Емельяна Пугачёва в Оренбургской губернии; в 1776-77 воевал против горцев на Кубани; в 1788-89 был участником Русско-турецкой войны, в том числе в осаде Очакова, взятии Бендер и Каушан; а в 1794 году - участвовал в подавлении восстания Костюшко.
В 1798 году произведён в полковники, а в следующем 1799 года назначен командиром Глуховского кирасирского полка.
24 февраля 1800 года был произведен в генерал-майоры и после этого вышел в отставку. Однако, в 1806 году вновь вернулся на действительную военную службу и спустя год, в 1807 году, участвовал, возглавляя отдельное подразделение, в боевых действиях против османских войск в Валахии. В декабре того же года вошёл в состав Военной коллегии по комиссариатской экспедиции. 28 ноября 1808 года возглавил лейб-гвардии Гусарский полк.
Вторжение Наполеоновской армии объединённой Европы Иоанн Егорович встретил будучи командующим гвардейской кавалерийской бригады, отличился при Бородино, за что был награждён орденом св. Анны 1-й степени.
Но кампания 1813-го года была последней в исполненной славных побед жизни нашего героя. 25 февраля 1813 года получил за сражения при Спас-Купле и Красном орден Св. Георгия 3-го класса. «В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в сражениях против французских войск 5-го и 6-го ноября под Красным».
В 1813 г. продолжал числиться командиром полка, но на самом деде командовал легкой гвардейской кавалерийской дивизией и за отличие был произведен (30-го авг. 1813 г.) в генерал-лейтенанты.
Погиб в Битве народов под Лейпцигом.
Спустя сто лет после этого грандиозного сражения прах Ивана Егоровича был перезахоронен в крипте Свято-Алексиевского храма-памятника Русской Славы.
***
Сербские переселенцы середины XVIII века, предводителями которых, наряду с Хорватом и Прерадовичем, был и Йован Шевич, должны были, по замыслу тогдашних российских государственников, стать передней линией обороны Русского Мира. И сербские гусарские полки сформировали своего рода новую «Войну Краину». Которая, впрочем, теперь уже служила защите Православного Царства.
По иронии судьбы, точнее, по Промыслу Господню, сегодня былая Славяносербия вновь стала передней линией обороны. Славяносербия в самом буквальном смысле слова находится на линии фронта, отделяющей Республики Донбасса от агрессивных янычар «евросодома», которым внушили, будто они являются «защитниками цивилизации».
Сейчас на Донбассе наряду с прочими детьми Новороссии сражаются и дальние потомки бывших соратников легендарного Йована Шевича. Человека, для которого - как и для любого сербского православного воина - высочайшей честью была возможность послужить Православной России.
Перевод - П.Тихомиров