Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/6.3.2019/

Русские добровольцы в Сербии

 
 
    

 Доброволец. Кого мы невольно вспоминаем, произнося это слово?   Конечно же, доброволец это человек, поступивший на военную службу по собственному желанию. Историки могут еще вспомнить, что добровольцы в годы Гражданской войны в России — одно из самоназваний белогвардейцев. А еще, доброволец — начальное воинское звание в рядах Добровольческой армии, сходное званию вольноопределяющегося.      

Во все времена русские добровольцы держали путь на Балканы — защищать православные земли и спасать братьев-сербов от иноверцев. Шли в одиночку, шли отрядами. Целые сербские вооруженные отряды возглавлялись русскими. Так, во главе сербской армии во время сербско-турецкой войны 1876 года встал генерал Михаил Григорьевич Черняев, герой завоевания Средней Азии[1]. Чёрно-жёлто-белый флаг, использовавшийся добровольцами – это еще и символ, пронесенный через века.

     

Как же раскололся сербский народ?

     

В четырнадцатом веке в Сербию вторглись турки. В 1389 году на Косовом поле произошла решающая битва. Сербы дрались отчаянно, но силы были слишком неравны, и войско сербов потерпело поражение. Восточная часть страны была порабощена на пятьсот лет.

     

На захваченных землях турки стали насильственно вводить ислам, но сербы отказывались его принимать. Тогда турки поменяли кнут на пряник: каждому, кто принимал ислам, давали землю, дом, корову. Часть сербов перешла в мусульманство.

     

Когда православные сербы поднимали восстания против захватчиков, турки создавали из сербов-мусульман карательные отряды, вырезавшие православное население целых областей. Те же мусульмане служили и надсмотрщиками и сборщиками налогов.

     

Ослабленные постоянными войнами с Турцией, западные районы Сербии также утратили свою независимость, попав под гнет Австрии. Здесь насаждение чуждого для православных сербов католицизма происходило по тому же сценарию, что насаждение мусульманства. Так и возникли хорваты-католики и сербы-мусульмане.

     

Когда гитлеровцы захватили Югославию и сербы взялись за оружие, хорваты и мусульмане стали верно служить своим новым хозяевам. Шесть хорватских дивизий воевали на советско-германском фронте, и зверства, творимые ими на русской земле, поражали даже солдат СС. У себя же в Югославии хорваты уничтожили миллион сербов[2].

     

В 1945 году пришедшие к власти коммунисты тут же разделили страну на шесть республик. Причем так, что исконные сербские земли с сербским населением оказались в Хорватии, Боснии, Словении и Македонии.

     

После развала СССР таким же точно образом расчленили и Югославию. В независимых Хорватии, Боснии и Словении тут же началось фактическое уничтожение сербов. После интервенции под руководством США на сербские города посыпались бомбы, а Югославию за ее помощь сербам стали душить экономической блокадой, попутно снабжая хорватов и мусульман оружием.

     

Кто же пришел на помощь сербам?

     

В 1991 г. в достаточно широких слоях общественности России формируется отношение солидарности с сербами. Осенью 1991 г. у югославского посольства в Москве состоялись первые общественные акции в поддержку сербов. Особое значение имела встреча группы бывших советских военнослужащих с представителями белградского телевидения в конце 1991 г. Около двух десятков молодых мужчин, часть из которых были одеты в камуфлированную форму, выразили готовность сражаться на стороне сербов. Это вызвало огромный резонанс в сербском обществе. Так тема русских добровольцев впервые была заявлена в Югославии.

     

Вне всякого сомнения, добровольчество явилось продолжением духовных традиций защиты славянского народа. Панславизм и братский чувства не были забыты. Первые русские добровольцы в сербских вооруженных силах появились в 1991 году, с самого начала боевых действий в Хорватии. Это были русские люди, волей случая оказывавшиеся в районе боевых действий (рабочие, торговцы-"челноки"). Об их численности судить трудно, но сербы то и дело вспоминают про того или иного русского, перед войной торговавшего на местном рынке, а после ее начала ставшего добровольцем. Во время войны в Сербской Краине, по всей вероятности, не было организованных групп добровольцев, там они уже появились позднее, после перемирия с хорватами осенью 1991 года[3].

     

В 1992 и 1993 годах в республике Сербская Краина (РСК) было несколько групп добровольцев, которые были либо самоорганизованными, либо организовывались по инициативе и при участии сербов. В них были добровольцы с Урала по казачьей линии, несколько человек из Казахстана и Москвы. Общая численность этих групп составляла 20-30 человек. Они находились в составе подразделений Аркана и Войска республики Сербская Краина (ВРСК). Из них же и был хорватами взят в плен один русский доброволец[4].

     

Участие русских добровольцев в войне в Сербской Крайне в 1991 г. было незначительным. Добровольческое движение сложилось во время войны в Боснии и Герцеговине (БиГ) в 1992—1995 гг.

     

Там совпали три фактора: ожидание помощи со стороны русских добровольцев в сербском обществе; наличие значительного числа ветеранов Приднестровья, желающих отправиться воевать на стороне сербов; наличие организаторов, способных установить связь между добровольцами и сербами.

     

После начала войны в Боснии и Герцеговине в апреле 1992 года первыми добровольцами в Войске республики Сербской (ВРС) тоже стали русские рабочие и «челноки». Летом 1992 года несколько групп добровольцев перебрались из РСК в Боснию[5][6]. В то время все добровольцы вливались, как правило, в организацию «Белые орлы» Драгослава Бокана. Можно предположить, что в период с апреля до сентября 1992 года в Боснии побывало около 10-15 добровольцев.

     

Летом 1992 года, когда стало очевидно, что война в Боснии становится затяжной, а международная изоляция сильно отражалась на моральном духе народа, сербы заняли новую позицию в отношении русских добровольцев.

     

Они выделили значительные средства для организации прибытия в РС значительного количества добровольцев из России. Расчет, по всей видимости, был следующий — небольшие отряды добровольцев (5-10 человек) располагаются на наиболее важных участках фронта в Восточной Боснии и Герцеговине, т.е. в непосредственной близости границы с Сербией. Цель этих отрядов была одной — поднимать и поддерживать моральный дух сербов.

     

Русские добровольцы, действуя в составе интервентных отрядов, которые несли главную тяжесть манёвренных операций — акций, по-местному, — надежды сербов в общем оправдали. К тому же русские добровольцы усиливали местные войска не только количественно, но и психологически, давая сербам большую моральную поддержку.

     

Первым организатором с русской стороны стал известный Ярослав Ястребов. Он со своими подручными в основном через казачество искал добровольцев, организовывал их и отправлял небольшими группами (2-3 человека) в Югославию. В Белграде их встречал связной, по прозвищу Брада (Борода) и переправлял в РС. Таким образом были созданы 1-й и 2-й Русские Добровольческие Отряды (РДО). Первый насчитывал 10-15 человек, базировался в г. Требине.

     

Именно в «РДО-1» были заложены некоторые традиции добровольцев и элементы униформы — черные береты и монархическая символика. Своими символами они считали черно-желто-белый флаг и большого двуглавого орла цвета бронзы с изображением св. Георгия Победоносца на груди. Монархизм, как правило, не был политическим убеждением, а являлся частью традиции. Боевая деятельность отряда сводилась к несению службы в дозорах, противодействию эпизодическим попыткам разведывательных групп противника пересечь линию фронта и ведению разведки в хорватском тылу. «РДО-1» действовал до конца 1991 г[7].

     

Второй РДО просуществовал почти год и прошел путь от Вышеграда через Прибой до Прачи, участвовал во многих боях. Добровольцы назвали его «Царские волки» или «РДО-2». У него была та же символика, что и у «РДО-1». Этот отряд считается наиболее знаменитым и уважаемым, что определялось серьезным отбором, который добровольцы предъявляли к кандидатам. Костяк составляли ветераны Приднестровья. Его численность примерно была 15-20 человек. В разное время через него прошло по общим подсчетам до 50 человек. Первым командиром отряда был знаменитый Ас, его назначил Ястребов еще в Москве. В дальнейшем отрядом командовал майор-афганец, он был одним из лучших командиров за всю войну. В мае 1993 2РДО возглавил Михаил Трофимов — офицер, участник афганской войны, имевший за нее 2 Красных Звезды. Он погиб при попытке захвата «языка» в тылу противника. Отряд был создан 5 ноября 1992 и завершил свое существование в ноябре 1993 года, знамя отряда сдано в музей Белградского подворья Русской Православной Церкви, где находится вместе со знаменами Белой Добровольческой Армии. За год своего существования отряд потерял 3 человека. В отряде, помимо русских добровольцев, были и болгары[8].

     

В ноябре — декабре 1992 г. сложился в городе Скилани небольшой отряд Александрова, в его составе было 5-7 человек. В дальнейшем отряд перебрался из Восточной Боснии в регион Сараево. Там отряд распался после гибели его командира — это случилось в мае 1993 года.

     

Осенью 1992 и зимой 1992-93 годов в РС действовали еще два небольших отряда в г. Миличи и в Боснии, в районе г. Коница в Герцеговине, их общая численность была 10-15 человек.

     

Казачья эпопея в РС началась 2 января 1993 года. В этот день в восточно-босанский город Вышеград прибыло большое подразделение казаков (до 50 человек). Позиция сербов в отношении русских добровольцев начала меняться после более чем успешных действий русских отрядов, особенно Второго РДО. По всей вероятности, сербы сделали вывод, что русских целесообразнее использовать не для поднятия духа сербских воинов, но для решения сложных боевых задач, тем более, что готовились крупные операции против неприятельских группировок в г. Горажде и г. Сребренице. Руководствуясь этими соображениями, сербы значительно увеличили финансирование общих мер по приезду добровольцев, надеясь в первой половине 1993 года увеличить общую численность русских отрядов до 150 человек с дислокацией в городах Требине, Вышеграде и Скилане. Основные силы должны были находиться в Вышеграде 100-120 человек. Эта группировка состояла в основном из казаков, совместно со штурмовыми ротами 3 бригад ВРС (Вышеградская, Гораждинская, Рогатицкая), совершить мощный бросок вдоль реки Дрина к центру неприятельского анклава Горажды.

     

К концу февраля 1993 года в Вышеград стали прибывать новые добровольцы, казаки среди них уже не составляли подавляющего большинства. В десятых числах марта 1993 года из остатков Второго РДО, 1-й казачьей полусотни и вновь прибывших добровольцев был сформирован 2-й объединенный РДО, его численность была около 35 человек. Командовали отрядом разные командиры, в основном казаки. Отряд просуществовал до мая 1993 года, он участвовал в отражении 2-х крупных нападений на укрепрайон горы Заглавак близ г. Вышеград.

     

К лету 1993 года, кроме Второго РДО, который и сам уже находился в состоянии распада в связи с отсутствием командира, не осталось ни одного организованного отряда. Немало добровольцев, по одному, по двое находилось в составе сербских отрядов. Иногда эти добровольцы объединялись в небольшие отряды, такие как так называемые «Озренская бригада» (около 5 человек). К октябрю 1993 года, после окончательного распада Второго РДО, значительное количество добровольцев собралось в сараевском районе — Еврейское гробле. Там в ноябре 1993 года был создан 3 РДО, его командиром стал Александр Шкрабов. Отряд этот участвовал в очень многих операциях, порой очень успешных — прорыв к г. Олово в декабре 1993 г., взятие фабрики оружия «Победа-Горажде» и т.д. Через этот отряд прошло очень много людей — от 60 до 80 человек. 3 РДО закончил свое существование к 1994 году, вскоре после гибели своего командира А. Шкрабова[9][10].

     

Летом 1994 года от 3 РДО откололась небольшая группа добровольцев, и в сараевском районе Добрыня из них был создан небольшой отряд, который просуществовал до конца войны, которая закончилась в ноябре 1995 года. Через него прошло 10-15 человек.

     

Осенью 1995 года начались широкомасштабные бои в центральной Боснии. Это было последнее наступление ВРС, целью которого было расчленить силы противника и победоносно закончить войну. Для этой цели на Нишичской возвышенности были сконцентрированы крупные силы, в их составе важнейшую роль играло штурмовое разведывательное подразделение центрального подчинения «Белые Волки» под командой Сержана Кнежавича. В это подразделение влились почти все добровольцы из 3 РДО и отряда в Добрыне. Отряд «Белые Волки» стал самым известным подразделением конца войны, собравшим русских добровольцев[11].

     

Подразделение базировалось в Олимпийском центре «Яхорина» в 20 км от Сараево. Оно успешно участвовало во многих известных операциях 1994—1995 годов. В его составе воевало примерно 50-80 русских добровольцев и около десятка болгар, греков, румын и т.д.

     

Со второй половины 1993 года в Вышеград вернулось несколько казаков, они впоследствии стали основой небольшого русского отряда численностью около 5 человек[12].

     

Осенью 1995 года группа добровольцев (7-10 человек) отделилась от отряда «Белые Волки» и перебралась в г. Власеницу, где вступила в отряд «Волки с Дрины», в котором и оставалась до конца войны. В том же городе Власеница в то время существовал небольшой до 10 человек отряд греческих добровольцев «Греческая гвардия». Несколько греков было также в отряде «Белые Волки» и у сербских четников в Сараево на Еврейской гробле[13].

     

После начала боевых действий НАТО против СРЮ добровольцы из России устремились большим потоком на Косово. Добровольцев на Косово в 1999 году было примерно около 200 человек. Добровольцы находились в самых разных уголках Косово, группами по 5-15 человек. Известно, что отряды находились в г. Рашка, недалеко от г. Дечани, а также на границе с Албанией. В Косово самостоятельно устремились и ветераны войны в БиГ (например, первый командир «Царских волков»), и новички. Добровольцы принимали участие в боях с албанскими сепаратистами в составе сербских подразделений. Были среди них и гражданские специалисты. Так, врач из районной больницы Оленегорска (Мурманская область) отработал в госпитале Косово все время натовских бомбежек и эвакуировался лишь с югославскими частями, покидавшими край. В Югославию он приехал на деньги, которые занял у знакомых.

     

Небольшая группа русских добровольцев примерно 7 человек появилась в Македонии в августе 2001 года, где успешно участвовала в боях против албанских сепаратистов.

     

Что касается боевого опыта, то добровольцы сходятся во мнении, что наиболее эффективными в боевом отношении являлись отряды численностью около 10 бойцов. Однако неверно объяснять это только закономерностями психологии коллектива и острой нехваткой у добровольцев офицеров и младших командиров. Оптимальной формой боевой организации добровольцев стало отделение. Отряды численностью около взвода были уже плохо управляемы и, как правило, существовали недолго, а формирование роты было сложно для добровольцев, и попытки их создания особого успеха не имели[14].

     

В 1993 г. уже стало правилом, что русский добровольческий отряд является относительно самостоятельной единицей, числясь в составе какого-то сербского подразделения и, участвуя вместе с сербами в операциях, общее руководство которыми возложено на их же офицеров, хотя последние, как и личный состав их подразделений, часто были не на высоте. Отряд эффективно действует при взломе участка обороны противника, захвата укрепленного пункта, мелкого населенного пункта, разведке боем, обороне важного участка, а также в несении дозорной службы и разведке. Русские отряды, подчинённые сербскому командованию, использовались на самых тяжёлых участках как ударные единицы: для прорыва обороны противника, разведки, диверсий и т. д. Конечно, несколько десятков добровольцев не делали «погоды» в войне, где воевали десятки тысяч солдат с обеих сторон. Однако само присутствие русских добровольцев воодушевляло сербов, которые видели в них представителей великой, могучей России, и, значит, сербы не одни воюют против всего мира за свою землю. У боснийских мусульман возникала тревога, переходящая в панику, при сербском наступлении, когда они узнавали, что против них воюют русские добровольцы[15].

     

Один из ярких примеров боевого опыта русских добровольцев, применимый для оценки стрелкового отделения в обороне — бой за высоту Заглавак (Восточная Босния, весна 1993 г.) Он сравним с подвигом псковских десантников в Чечне весной 2000 г. На высоте Заглавак большие силы противника неожиданно атаковали отряд из 9 русских добровольцев. В течение 6 часов отряд, неся потери, вел бой под артиллерийским и минометным огнем до подхода подкрепления, имея ограниченную огневую поддержку сербской артиллерии. По сведениям сербского командования, основанным на перехвате данных противника, последний потерял около 80 бойцов убитыми и более 100 ранеными. Успех был достигнут не только подходом подкрепления (отряд имел возможность отойти), но и наличием нескольких пулеметов, большим запасом боеприпасов. Неудача под Заглавком привела к прекращению наступательной операции противника на этом участке фронта[16].

     

Некорректно сравнивать отряды добровольцев со спецназом российской армии, хотя в БиГ они часто играли роль сил специального назначения. Как правило, подготовку на соответствующем уровне при формировании отрядов имели один-два человека.

     

Следует отметить значение сознательного отношения личного состава к делу. Особую роль в этом играло формирование элементов воинской культуры у добровольцев, на что повлияло как обращение организаторов на начальном этапе к традициям и символике дореволюционной России, к добровольческой традиции XIX в., так и общение добровольцев с сербским населением, покровительство им со стороны Сербской Православной Церкви. Воинская культура играет определяющее значение при формировании психологии воина, поддержании боевого духа. При этом большинство добровольцев имеют негативное отношение ко всякой политической деятельности. Очевидно, что воспитательная работа в войсках не является «политизацией». Об этом же свидетельствует и опыт русской армии до 1917 г.

     

«"Среднестатистический" русский доброволец — это человек с незаконченным высшим образованием, как правило, неплохо разбирающийся в сути происходящих событий, часто — с какой-то бытовой или личной неустроенностью в жизни. Доля криминалитета, вопреки частым обвинениям прессы, была крайне мала. Там было много ярких личностей, вследствие чего отряды большей численности были неустойчивы и поэтому распадались. Никаких «рэмбо» среди добровольцев не было — так, обычные парни, среднего роста и телосложения. Все добровольцы были одеты в разномастный камуфляж. Кто в видавшем виды югославском пятицветном камуфляже. Однако в основном старались привезти с собой из России российский[17]».

     

К сожалению, в официальных российских кругах так и не прозвучало серьезного анализа ситуации на Балканах. Подвиги и самопожертвование ради братского народа остались делами частных лиц. Российская Федерация не смогла ни приобрести авторитет на Балканах, ни получить новую карту в геополитической игре. Российская дипломатия делала то, что Запад ждал от «демократической России, от демократов в Кремле» — «подлинного союза с теми, кто стоит на страже международной законности и готов применять для этого самые решительные меры». Такая позиция выражала победу в российской политике тех, кто утверждал, что "для России Балканы не могут стать основным направлением ее внешней политики и основной зоной обеспечения ее национальных интересов"[18]. По меньшей мере, спорные действия российского МИДа привели к тому, что Россия потеряла свои авторитет на Балканах, были ослаблены сербы и герои ушли в безвестность. Их подвиги исчезли во мраке…

     

В заключение, в 2013 г. правительство Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины приняло решение о награждении (посмертно) орденом Милоша Обилича (высшим орденом Сербии) 29 русских добровольцев, отдавших свои жизни при защите Республики Сербской и проявивших личную храбрость в ходе межнационального конфликта в Боснии и Герцеговине в 1992-95 гг[19]. И, хотя это лишь часть признания заслуг русских, это решение говорит о том, что их дела не забыты[20].

     

     

Литература.

     

 

     
         
  1. Валецкий О. Волки белые. М., 2006
  2.      
  3. Валецкий О. Фактор добровольчества в войнах сербского народа. URL:http://artofwar.ru/w/waleckij_o_w/text_0580.shtml
  4.      
  5. Гуськова Е. Балканский кризис и позиция России. URL: http://www.observer.materik.ru/observer/N13_95/13_06.htm
  6.      
  7. Зеличенко А.Косовский дневник. URL: http://militera.lib.ru/db/zelichenko_al/index.html
  8.      
  9. Земцов Б. Боснийская тетрадь (дневник добровольца). URL:http://lib.ru/MEMUARY/JUGOSLAVIA/bosna.txt
  10.      
  11. Кравченко А. Сколько нас было? URL: http://www.srpska.ru/article.php?nid=622
  12.      
  13. Поликарпов М. Русская сотня. Наши в Сербии. М., 1999.
  14.      
  15. Поликарпов М. Жертвоприношение. Откуда у парня сербская грусть? М., 1999
  16.      
  17. Тутов А. Русские в Сараево. — Архангельск, 2011
  18.      
     

 

     

 

     

[1]Валецкий О. Фактор добровольчества в войнах сербского народа. URL:http://artofwar.ru/w/waleckij_o_w/text_0580.shtml

     

[2] Петрович Р. Геноцид по благословлению Ватикана. М., 1992.

     

[3] Кравченко А. Сколько нас было? URL: http://www.srpska.ru/article.php?nid=622

     

[4] Там же.

     

[5]Поликарпов М. Русская сотня. Наши в Сербии. М., 1999.

     

[6] Кравченко А. Сколько нас было? URL: http://www.srpska.ru/article.php?nid=622

     

[7].Думнов Л. Большая помощь маленьких отрядов. URL: http://old.stjag.ru/print.php?nid=29899

     

[8] Кравченко А. Сколько нас было? URL: http://www.srpska.ru/article.php?nid=622

     

[9] Кравченко А. Сколько нас было? URL: http://www.srpska.ru/article.php?nid=622

     

[10]Поликарпов М. Жертвоприношение. Откуда у парня сербская грусть? М., 1999

     

[11]Валецкий О. Волки белые. М., 2006

     

[12] Там же.

     

[13] Валецкий О. Волки белые. М., 2006

     

[14].Русские добровольцы в сербских вооруженных силах. URL: http://www.srbija.ru/news/4076-id

     

[15] Кассин В. Кто и за что собирается судить добровольцев. URL: http://www.kosovo.ws/news/dobrovolcy.htm

     

[16]       Думнов Л. Большая помощь маленьких отрядов. URL: http://old.stjag.ru/print.php?nid=29899

     

[17]Поликарпов М. Жертвоприношение. Откуда у парня сербская грусть? М., 1999

     

[18] Гуськова Е. Балканский кризис и позиция России.

     

URL: http://www.observer.materik.ru/observer/N13_95/13_06.htm

     

[19] http://www.pravmir.ru/respublika-serbskaya-posmertno-nagradit-russkix-dobrovolcev/

     [20] http://www.senica.ru/serbia/facts/society/pervoe-nagrazhdenie-serbskimi-ordenami-v-21-veke
     



Просмотров: 724