Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/20.12.2005/

Царь Душан Сильный – оплот Православия на Балканах






     




      20 декабря исполняется 650 лет со дня смерти «царя сербов и греков» Стефана Душана (1308-1355), прозванного Сильным, который сумел объединить сербов и другие православные народы в единое государство. За 200 лет до Ивана Грозного сербский монарх принял титул царя, сделавшись оплотом Православия на Балканах в эпоху, когда византийские императоры уже потеряли былое могущество.




      Царь Душан Сильный принадлежал славной династии («лозе») Неманичей, основоположником которой был Стефан Неманя (Святой Симеон Мироточивый). Отец царя Душана – святой король Стефан Дечанский – получил свое прозвание по имени своей «задушбины» (монастыря, выстроенного на помин души) Високе Дечане.




      Царь Душан был прозван Сильным, поскольку ясный ум сочетался у него с большой физической силой и твердым характером. Уже в возрасте 13 лет он начал помогать отцу управлять страной, а по смерти отца в 1331 году он унаследовал от него королевский титул по решению «державного собора» (аналог русских Земских соборов). Через год, оценив ум и доблесть молодого сербского короля, болгарский царь предложил ему в жены свою сестру Елену. Сербский король и болгарская царевна обвенчались в тот же год на Пасху.




      Уже в самом начале правления юный государь продемонстрировал мудрость: он установил добрососедские отношения с другим сербским государством – Боснией (в XIV веке население Боснии было на 80 процентов сербским, проживали там и хорваты, а мусульман не было вообще – до самого турецкого нашествия). Затем твердою рукою король восстановил мир и спокойствие на западе Сербии, где подняла было голову местная «властела» (бояре). После этого Душан во главе войска двинулся на юг, в славянскую Македонию, вытесняя оттуда византийцев. Когда сербские войска находились на юге, вен-герский король, подстрекаемый римским папой, вторгся в сербские земли, грабя и предавая огню города и села. Но король Душан быстро отрезвил католиков, разбил их войско в ходе битвы у монастыря Жича и обратил их в бегство, после чего закрепился на берегах Савы и Дуная. А вскоре под властью сербского короля оказались северная Албания (в то время еще христианская) и вся северная Греция (за исключением Салоник). Специальным указом король Душан сохранил за афонскими монастырями все их владения и привилегии.




     Военные и политические успехи побудили сербского короля принять титул царя, что возлагало на монарха дополнительную ответственность. В 1346 году, в Пасхальную неделю, первый сербский патриарх Иоанникий I на церковном поместном соборе венчал короля Душана на царство с титулом Царя сербов и греков. Этому акту предшествовал чин возведения Архиепископа Печского Иоанникия в сан Патриарха Сербского с полным соблюдением церковных канонов.




      Благодаря царю Душану впервые в истории все сербы были фактически собраны в едином государстве, ведь и боснийский правитель (серб по национальности) согласовывал свою политику с Царем Сербов и Греков. Мудрость царя нашла свое воплощение и в подготовленном им первом своде законов, содержавшем 201 статью. Законы охватывали все стороны деятельности государства и учитывали интересы всех сословий.




      Царь Душан видел глубже и дальше своих западноевропейских современников. Осознавая, какую смертельную угрозу несли христианскому миру турки, он предложил европейским монархам сформировать широкую коалицию против них. Такую коалицию мог возглавить только сам царь Душан, и поэтому он потребовал от папы Иннокентия VI именовать его «капитаном христиан». Но папе хотелось видеть во главе христианского войска не православного государя, а венгерского короля, который, в свою очередь, не имел намерений открыто противостоять туркам, и коалиция не состоялась.




      Царь Душан неожиданно умер в расцвете сил, на сорок седьмом году жизни, и был похоронен в монастыре Святых Архангелов в Призрене (Косово). Сейчас этот сербский монастырь находится во враждебном албанском окружении. Но до тех пор, пока Сербская Православная Церковь в лице священников, монахов и верующих мирян присутствует на святой для всех сербов земле, Косово остается сербской территорией и – мистически - остается частью «Душанова царства».