Воспоминание русского добровольца Александра Кравченко о бытие казаков-добровольцев в Сербской Боснии во время войны в 1993 году.
Ивица – это гора, расположенная западнее Дрины, нависающая над дорогой из Вышеграда в Рогатицу. Дорога эта была старая, возможно римского времени или может быть даже раньше. С древнейших времён до начала 80-х годов XX века она связывала центральную Боснию со средним течением реки Дрины. Знаменитый Вышеградский мост был построен в XVI веке, для того чтобы сделать эту дорогу основной стратегической артерией турецкого натиска на Запад. В начале XIX века эта дорога была важным элементом в планах Наполеона по преодолению товарного дефицита, вызванного континентальной блокадой Англии. Караваны, нагруженные мешками с хлопком, двигались из солнечного Египта в европейскую часть Турции, затем по боснийским дорогам к иллирийским провинциям наполеоновской Франции. Вероятнее всего под влиянием этой транспортной артерии в местном селе Борики с давних времен разводили породистых боснийских лошадей. Во время Второй мировой войны недалеко от Ивицы на Семечском поле немцы создали аэродром. Слово «ивица» в сербском языке означает грань, границу между двумя предметами или состояниями.
Установив контроль за Ивицей, сербы надёжно прикрывали с юга эту дорогу со стороны мусульманского Горажданского анклава. В тоже время Ивица закрывала путь из Горажде в Жепу. Ивица, Столац и Заглавак были воротами для неприятеля на караванной тропе, называемом «Аллаховой дорогой».
Здесь первые постоянные позиции появились в конце февраля 1993 года. Тогда казаков перевели из Вышеграда на Семеч, им предстояло там построить укрепления. На Ивице было поставлено 4 или 6 бункеров–срубов с бойницами, в которых люди могли жить и защищать эту высоту. Затем казаки уехали (первый отряд – январь-февраль 1993 года), и эти позиции заняли сербы из новосозданной Горажданской бригады, составленной в основном беженцами-сербами из города Горажде. Они находились здесь постоянно, прикрывая дорогу из Вышеграда в Рогатицу и контролируя передвижения неприятеля.
Перед Ивицей в сторону Дрины находилось поле, а за ним начинался Столац, подходы к каньону Дрины. Мне довелось побывать на этих позициях один раз. В начале марта 1993 года я вместе с добровольцами из Петербурга Владимиром Сафоновым, Дмитрием Поповым и Андреем, были направлены сюда с задачей, провести ночную разведку. Поступали сведения о том, что противник просачивается группами по два–три человека по полю перед сербскими бункерами. Нам выдали отличные спальники, в них можно было лежать на снегу и оставаться сухим, а также дали бинокль ночного видения. Пройдя линию бункеров, мы поднялись выше, откуда вели наблюдение за тем полем, которое было за Ивицей, или перед ней. Пролежали мы в снегу почти всю ночь, под утро никого не обнаружив, мы вернулись в свой жарко натопленный дом на Семече.
С этих же позиций, через несколько дней выдвинулась часть нашего отряда и заняла высоту Столац. Когда начались бои за Заглавак, по этой дороге, курсировала ракетная система залпового огня, попросту «Катюша», которую сербы называли ВБРом. Эта «Катюша» вела огонь по Джанкичам. После 12 апреля, когда были оставлены Заглавак и Столац, было принято решение переправить оставшихся казаков на Ивицу. Там они несли караульную службу. Как раз начиналась цветущая балканская весна, всё цвело и благоухало, и на этих позициях было очень приятно находиться. Рядом было небольшое озеро, туда казаки ходили на охоту, пытаясь подстрелить серну. Так они проводили время на Ивице, и самый известный, яркий из них был казак по имени Казна. Так его прозвали за то, что он отвечал за материальные ценности и не давал им пропасть. Впоследствии, через несколько месяцев, с Ивицы велось наступление по направлению к Дрине.