Сочинение русского добровольца Александра Кравченко в память о русском кобзаре Василии Жданкине.
В 2016 году в апреле месяце на землях храма Рождества Христова, что в московском районе Митино, наша казачья община начала строительство казачьей хаты. Этот дом должен был получиться красивым, в кубанском или лучше сказать в карпатском стиле.
Примерно в это же время, я познакомился с творчеством православного певца, поэта, кобзаря Василия Жданкина, который проживал на западной Украине. Песни его произвели на меня огромное впечатление, они были созвучны моим чувствам, кроме того исполнялись на малороссийском наречии под его, Василия, собственное сопровождение кобзы или гуслей.
Строительство нашей казачьей хаты тогда только начиналось, но о том, как её открывать соответствующим образом, я стал уже думать. И мне пришла мысль, что присутствие Василия Жданкина на будущем открытии нашей хаты не только украсит собрание, но и отразит глубокий русский, казачий, славянский дух нашего казачьего дома в Рождествено.
Прежде всего, я решил более подробно познакомиться с творчеством и жизнью этого кобзаря. Огромное впечатление на меня произвела первая песня, которую я услышал в его исполнении. Речь идет о песни «Посвящение Львовскому православному братству».
З дідов прадідов, православніi,
Не вели?ка числом наша рать,
Не страшись, твої прадіди славні
За Твоєю спиною стоять.
Знову тьма нашу землю накрила,
Iудейськая чорна чума,
Знов нiмота розправила крила
И здається спасіня нема.
Та й не падаймо духом, братове,
И вставаймо плечем до плеча:
Нам за щит буде Божiе слово,
А молитва за вістря (острие) меча.
Вставай всяк чесний муж боронити Святу Русь!!! (3 повтора)
Львовское православное братство в тяжелых для русских в Польше условиях конца XVI века боролось за благочестие и истинную духовную жизнь русского народа. В то время набирало силу окатоличивание русских элит западной Руси. Возникает уния с католиками.
Если русская элита Западной Руси переходила в католичество, то для простого народа была предназначена церковная уния. Внешне униатские церкви не отличались от православных и многие простолюдины даже не подозревали, что их храм уже не православный. Эта песня отражает тяжесть исповеднического подвига русских в Галиции.
Творчество Василия Жданкина открывает для нас эту удивительную героическую и трагическую страницу нашей русской истории.
И очень важны в этой истории обстоятельства, которые отражены в последних словах, они говорят о чести русского человека, ибо то что происходило, было дело бесчестное. Это и сегодня можем воочию наблюдать на современной Украине.
Язык песни прекрасный малороссийский, который понятен всем русским людям и не требует дополнительного перевода.
Знакомясь по открытым источникам с жизнью Жданкина, я узнал для себя много любопытного. Прежде всего, он оказался «западенцем», то есть человеком с Западной Украины. Проживал Василий в древнем городе Кременец, Тернопольской области. Но правда родился на Кубани, отец его был сыном кубанского казака по фамилии Криворучко, этот казак, как говорил сам Василий, до начала 1930-х годов махал шашкой против советской власти и из-за этого сменил фамилию на Жданкин.
Мы в России думаем, что неплохо осведомлены о характере западных украинцев, и ничего хорошего сказать о них не можем. На мой взгляд, это не справедливо. Всё-таки мы мало знаем об этих людях и о том, что там происходило, и имеет место быть сейчас.
Василий Жданкин всему Русскому миру напоминает о той непростой истории, которую пережили русские люди, в Галиции начиная с монголо-татарского нашествия.
На западных границах Руси народ оказался на острие удара западного, латинского мира, который не может смириться с православием русских людей. И в борьбе за свою веру они проявляли удивительную стойкость. Первый униатские собор, который создал униатскую церковь на Украине прошёл только в конце XVI века, то есть латиняне вели подготовку к этому как минимум 300 лет со времен великого князя Даниила Галицкого. И даже этот униатский собор не смог оторвать Западную Украину от Православия, и сегодня треть верующих людей здесь по утверждению самого Василия Жданкина являются прихожанами церквей Русской Православной Церкви.
Многие представители этой части русского мира внесли огромный вклад в развитие России. Приведу пример из нашей современной жизни. Основной поток уникальных вещей крестьянского русского быта, прежде всего одежды (так сказать материального воплощение русского духа), идет в Москву, где у них стабильный рынок сбыта, именно с Западной Украины.
Василий Жданкин не сомневался, что на западе Украины живут русские люди со своими особенностями и надо сказать, что борьба за ду?ши этой части русского народа никогда не велась в полной мере. В тоже время за эти же души боролся латинский мир. Не потому что он любил этих людей, а потому что в них он видел, прежде всего, орудие против Православия как такового.
Мы в большой России в долгу перед этими людьми, которые очень долго сопротивлялись и боролись за свою русскость, но пали под ударами превосходящего противника. Любовь к своему народу должна нас вдохновить на труды по возвращению украинцев к истинной русскости. И пускай враг, для того чтобы покорить их, 300 лет вел свою преступную работу, нам не зазорно потратить и 600 лет.
Мало кто знает, что многие тысячи западных украинцев во время Первой мировой войны пострадали за свою любовь к России. Многие переселились в Россию. Эти переселенцы производили большое впечатление на окружающих людей и одеждой, и внешним видом, и песнями, и в них всё было необычно, от них веяло древней Русью.
Справедливости ради надо сказать, что Жданкин не был типичным представителем западенчества. Во-первых, отец у него был кубанским казаком, во вторых он сам родился на Кубани, что немаловажно. В-третьих, он жил хоть и в Галиции в Тернопольской области, но в её северной части, где население, в общем-то, было всегда православным из-за близости Почаевской Лавры. Этот православный монастырь очень сильно влиял на местное русское население. Да и вообще, Западная Украина, это условное понятие, так как она тоже разделяется на несколько регионов, которые сильно друг от друга отличаются.
Духовные поиски Василия Жданкина заслуживают особого внимания. Прежде всего, нужно сказать о том, что он был первым певцом, который исполнил украинский гимн на официальном публичном мероприятии. Это было на фестивале «Червона рута» в конце 80-х годов. Вероятнее всего Жданкин тогда был активным сторонником независимости Украины, исповедовал националистические взгляды.
Впоследствии, он оказался в секте «ивановцев», которая базировалась на Луганщине. Это мрачная, удивительная секта вполне отражает характер духовных поисков русского человека вне Православия, эти поиски, как правило, принимают очень странные формы. В какой-то момент Василий Жданкин увидел весь ужас сектантства «ивановцев» и прилепился к Русской Православной Церкви. Он стал настоящим православным человеком, стремящимся к истинной духовной жизни, а его творчество говорит, что он был настоящим ревнителем Православия.
Жданкин в полноте осознавал, что православие может быть только единым для всего русского народа, в этом смысле народ наш представляет единое целое, неразделённое на украинцев, белорусов, сибиряков, казаков и т. д.
Вера православная привела его к монархизму. То есть, он житель Западной Украины, оплота воинствующего украинского национализма, был настоящим русским православным монархистом, как бы это удивительно не звучало. И оказывается, что в тех краях таких людей довольно много. Жданкин говорил, что после трагических событий 2014 года почитание царя-мученика только усилилось в западных регионах Украины.
Надо сказать, что украинский язык Жданкина совершенно доступен для понимания всем русским людям. Это очень важно для осознания того, что кто-то намеренно меняет украинский язык, делая его недоступным русскому человеку. В украинский современный язык сознательно включены множество слов, которые заимствованы, прежде всего из польского языка. Хотя сам Жданкин утверждал, что это поляки заимствовали у украинцев, и это утверждение не лишено оснований. Однако хочу заметить, что и многие слова, которые присутствуют и в польском языке и украинском, тем не менее, не являются вообще славянскими. Они заимствованные очень давно поляками из немецкого языка, и не только из него. Например, такое важное для каждого народа слово определяющее понятие благодарности на украинском и польском языке звучит одинаково «дякую» несмотря на славянское звучание, оно было заимствовано западными славянами из немецкого языка. «Дякую» присходит от слова danke.
Надо сказать, что в русском языке слово «благодарность» звучит как спасибо, то есть, Спаси Бог. В русском языке основные слова в древности формировались под влиянием церковнославянского языка, или лучше сказать под влиянием православной духовности. Слова и понятия подобные «Благодарю», «Спасибо», «Хвала» отражают глубинные мировоззренческие основы сознания народа.
В тоже время в украинском языке сохранилось много того, что связывает нас с древней Русью, древним славянством, в этой связи творчество Жданкина имеет большое значение для всего Русского и Славянского мира.
Василий Жданкин собирал, обрабатывал, исполнял очень много старинных песен, особенно, его интересовало творчество малороссийского казачества и духовные народные песни русского народа.
На мой взгляд, самой сильной песней Василия Жданкина была «Господи помилуй!». В ней отражён весь ужас и отчаяние нашей жизни. В песне говорится об украинском народе, но песня обращена ко всем русским людям. Однако ситуация на Украине намного горше для автора, ибо колыбель русского мира должна и могла бы стать примером и образцом русской жизни и государственности. Вместо этого стало местом разгула бесчинства. И корень наших бед в нас самих.
У очах — печаль, на плечах — сума,
В рідній стороні місця нам нема.
Нашої землі — лиш по цвинтарах,
Нашого життя — в німця батрака.
Наші дівоньки — в турка хоромах,
Наші старики — ген, по смітниках.
Щедро родить хліб — наш багатий край,
А зав’яжеш сніп — жидові оддай.
Робим задарма, п’єм закрадене,
Отаке життя наше праведне.
Возлюбили ми демократію:
Як же прокормить всю ту братію?
Стали врешті ми українцями,
Тільки не зведем кінці з кінцями.
На своє життя нарікаємо,
Тяжкії гріхи забуваємо.
І з більшовиком цілувалися,
Над Святим Хрестом поглумлялися.
Господи помилуй…
Розорили Русь, Русь державную,
Церков розп’яли православную.
Господи помилуй…
Оддали царя на закланіє,
Нечистим жидам в поруганіє.
Господи помилуй…
Хлібчиком святим розкидалися,
Божіїм церквам не вклонялися.
Господи помилуй…
Душі — без Христа, тіло — без поста,
Європейський рай — в пекло путь проста.
Господи помилуй…
У очах — печаль, на плечах — сума,
В царстві Божому місця нам нема.
Господи помилуй…
Говоря такими сильными обличительными словами, Жданкин не отделяет себя от своего народа, «Не можем мы радоваться, когда видим погибель ближних своих во грехе и безбожии».
Жданкин обладал невероятной любовью к русскости и славянству. Любовь возгорелась от пламени нашей Православной веры. И любовь эта была сверхдеятельной в его жизни и творчестве. Своей любовью он пытался сшить разорванные лоскутки нашего самоцветного русского ковра. И сил Господь ему давал много, ибо не уставал он трудиться.
2 сентября 2019 года Василий Жданкин трагически погиб почти на пороге своего дома. История гибели Василия и странная, и обычная. Был ли здесь злой умысел или это был обычный несчастный случай, нельзя с уверенностью сказать. Ясно только одно, что современная Украина отторгает своих лучших сынов и дочерей, в угоду служению откровенному горделивому братоненавистничеству.
Наша казачья хата в Рождествено очень похожа на карпатские дома русских людей – гуцулов, лемков, русинов. И хоть Василий никогда не бывал в ней, пусть она напоминает о его трудах во имя собирания русских людей.