Размышление русского добровольца Александра Кравченко о том что происходит в Хорватии о возможности выживания народов в современном мире.
Дивные дела вновь деяться в братской, славянской Хорватии. Наши братья - хорваты решились вновь наступить в тритий раз на грабли славянского единства. И видно это в обращением к древним общеславянским корням. В прошлом подобное стала причиной появления двух Югославий и многих кровопролитных воин на их обломках.
У балканских славян в связи с негативным югославским опытом в последнии десятилетия выработалась стойкая неприязнь к идеям славянского единства в любой форме. И самыми ярыми противниками славянского единства были как раз хорваты, они считают, что оби Югославии были замаскированным продолжением великосербской идеи.
Будучи в санатории в Сербской Боснии в 2019 году я наткнулся на рекламу хорватского пива ( https://www.youtube.com/watch?app=desktop&v=1TeZiyT2YjY), в которой остроумно обыгрывается древнее славянское единство, а именно разделение земель между славянскими племенами легендарным праотцом славян. При этом праотец использует в качестве древнего славянского языка исковерканный южнославянским говором русский.
Также недавно в русском видеопространстве появился документально-художественный сериал о истории Хорватии, хорватского же производства. Сериал этот сделан профессионально, он тоже отсылает начало земли хорватской к общеславянскому единству.
Но самым необычным проявлением увлечением современных хорватов своими древними корнями является возрождение глаголицы. Это древнее славянская азбука созданная святыми братьями Кириллом и Мефодием, является совершенно оригинальным явлением древней славянской культуры.
Глаголица была переработана учениками Кирилла и Мефодия и многие её знаки вошли в последующею кириллицу. Эта азбука как нестранно прижилась только у хорватов и использовалась ими вплоть до XVIIвека.
Католическая церковь Хорватии (а именно она определяло общественно-культурные тенденции) до сего времени не проявляла интереса к древней славянской азбуке. Хоть глаголица и важная часть хорватское самобытности, она неминуемо отсылает мысль хорвата к древним славянским корням. Это обстоятельство очень не нравилось католикам, даже архив древних глаголических текстов хорватов оказался в итоге в Санкт-Петербурге, а не в Загребе.
Сегодня в Хорватии глаголический бум. На глаголице повсеместно встречаются - пути указатели, вывески, реклама. Есть даже памятники и целая аллея этой древней азбуки.
Справедливости ради надо сказать что хорваты изначально, то есть с середины XIXвека, когда стал развиваться хорватский язык сознательно искали замену иностранных слов на хорватские. Слова эти либо придумывались, либо находились подобия в других славянских языках либо их отыскивали в древних славянских языковых пластах. Это происходило и происходит и у других славянских народов живших в основном в составе германских государст. подобная политика обеспечивала выживание этих народов. Так же обстаят дела и с украинским и белорусским языком, правда мотив заключается в максимальном отрыве от русского литературного языка.
На мой взгляд, все эти любопытные действия происходят по одной причине – из-за горячего желания выжить в условиях вожделенной европейской действительности. Выжить и физически и духовно как самобытному народу.
Не славянское единство интересует хорватов, а страх перед пропастью небытия.
Хорваты ради своего выживания обращаются к своим древним истокам. Вероятно, им это крайне необходимо, ибо их духовная база становиться всё более неустойчивой. Они это не осознают, но остро чувствуют.
Хорваты не способны на действия присущие великим народам. Хотя как славяне они время от времени, делают попытки. Это, как правило, касается отдельных личностей. Гордость, ограниченность, неправильные духовные основы, а не малочисленность мешают хорватам стать воистину великим славянским народом.
В отличие от хорватов сербы проявляют себя как великий народ. Они, не отрекаясь од своего древнего прошлого, проявляют широту и глубину мировоззрения присущие великим народам. Это касается как отдельных личностей, так и общенационального поведения.
Сербам удалось создать мини империю - Югославию, Хорваты же при первой возможности создают исключительно национальное государство, где сами составляли меньшинство. Речь идет о Независимой Державе Хорватии, созданной под эгидой гитлеровской Германии в 1941 году. В этом же государстве хорваты додумались до практике носильного перевода православных сербов в католичество.
Такие культурные явления как Иво Андрич или Эмир Кустурица ясно показывают, что истинная реализация таланта возможна только в сербской культурной среде, а не в хорватской или славяно-мусульманской.
Основная проблема выживания народов есть массовое нарушение заповеди Божьей о необходимости плодиться и размножаться.
Что бы сохраниться народам в их истинном обличии необходимо обратиться к истиной духовности, а именно к Православию в его русской редакции. Это, прежде всего, касается восточно-европейских народов, например хорватов или венгров. Эти народа остро ощущают необходимость самосохранения в условиях реалий западной цивилизации.
Другой путь выживания народа, как биологического явления лежит в обращение к исламской духовности. При этом народ утратит свою самобытность и связь с предками и историей. В этом случае, народ не сохраняется в своем изначальном виде или даже вообще перестает существовать. В качестве примера можно привести балканских славян мусульман.
Что бы спастись и развиваться народам необходимо черпать силы в опыте предыдущих поколений, сохранять живую связь с предками. В тоже время вязь эту можно установить только через обращение к Православной духовности, которая сама по себе является живой связью с источником животворения Господом нашим Иисусом Христом.