Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/16.5.2022/

«Государь император Николай II в истории сербского народа»

 

19 декабря 2021 года в церковном доме храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (СПб, Наб.р.Малой Невки, 7) прошли Международные Николаевские чтения, посвящённые дню тезоименитства св. русского царя Николая II. Среди гостей была особая гостья — историограф, писатель, публицист, член Союза литераторов Сербии Биляна ЖИВКОВИЧ, прилетевшая из Белграда. Её доклад — нет, не доклад, а взволнованный, пронизанный любовью к России рассказ «Государь император Николай II в истории сербского народа» — мы предлагаем вниманию наших читателей.

     

[в Чтениях приняли также участие кинорежиссер В. С. Правдюк, док. ист. наук, профессор МСДА протодиакон Владимiр Василик, хор им. св. Иоанна Дамаскина Собора Владимiрской иконы Божией Матери под упр. Ирины Болдышевой, председатель Всероссийского Монархического Центра Николай Лукьянов-Разумовский и др. — Е. Ч.]

     

«Я буду говорить от своего сердца, от души… Святой царь Николай II Романов, он не только ваш, русский царь, он стал и нашим царём. Есть много поводов мне так говорить. У нас есть святитель — св.Николай Сербский (Николай Велимирович). Он оставил духовное завещание: каждому православному сербу надо любить Россию, русский народ; каждый православный серб должен положить жизнь свою за православную Россию. И так и будет, пока мы дышим. Завещание это хранится в сердце каждого серба.

     

Я расскажу наше видение места св.страстотерпца Николая II в истории сербского народа. Оно огромно, незабываемо и вечно. Почему? Да потому, что если бы не было царя Николая II, я бы сейчас не стояла здесь перед вами, не говорила бы с вами. Даже у себя в Сербии я, возможно, говорила бы не на сербском языке. Вы понимаете, что я сейчас говорю о событиях Первой мировой войны. Мы — народ-мученик, как и русские. Но мы маленький народ, проживающий в южной части Европы (я не люблю говорить «Балканы»), мы — славяне, как и русские, и в будущем, надеюсь, будем с вами единым народом.

     

Когда началась Первая мировая война, Сербия взошла на голгофу, это была настоящая национальная трагедия, почти треть населения погибла, в основном мужчины, которые могли бы жить, трудиться, создавать семьи… Сербы любят и готовы защищать свою маленькую православную страну, а наши враги — Австро-Венгрия, немцы — всегда стремились развязать войну. Только закончились Первая и Вторая Балканские войны (1912—1913 гг.), унёсшие множество сербских жизней, как Сербии пришлось снова воевать — наступил 1914 год. Враг был страшный — в их глазах не было милости, в их сердцах не было милосердия…

     

Святой царь Николай Романов тоже пережил личную голгофу — царскую голгофу, национальную голгофу, русскую голгофу. Вы знаете, что немецкий король Вильгельм II был близким родственником Николая II, казалось бы, они должны были поддерживать друг друга, но для русского святого царя важнее всего были истина и любовь: он поддержал братский славянский народ — сербов. Когда наш король Александр I Карагеоргиевич (в то время ещё принц-регент) обратился к русскому царю от имени сербского народа с просьбой о помощи, император Николай II заверил, что, если вспыхнет война, Россия не отступится от Сербии. И правда, по Дунаю потянулись караваны судов из России в Сербию с военной техникой, продовольствием, людьми и больничным оборудованием. А когда наши войска вынуждены были отступить в Албанию, Россия по-прежнему помогала нам. Так русский царь показал, что значит быть настоящим союзником, настоящим другом, настоящим человеком. Святой царь Николай II не бросал слов на ветер, но готов был жизнь отдать за данное им слово…

     

Когда наш свт.Николай Сербский, получив образование в Швейцарии и Англии и защитив докторскую степень по философии и богословию в Берне, вернулся в Сербию, митрополит Сербский Димитрий ему сказал: «Ты получил лучшее образование, которое может получить человек в Европе, но теперь тебе нужно стать человеком Христовым. Для этого тебе надо поехать в Россию». И в 1910 году будущий свт.Николай Сербский поехал в Россию, где учился в Санкт-Петербургской Духовной академии. Позже он писал, что его жизнь изменилась с того момента, как он сделал первый шаг к России, что он полюбил на всю жизнь Россию святую, Россию царскую, Россию православную, Россию серафимовскую. И эту любовь к России и к царю Николаю II он сохранил на всю жизнь и завещал всем сербам.

     

Когда в России произошла революция, наш король и наш митрополит сделали всё, чтобы достойно принять в Сербии русских беженцев и предоставить им работу идентичную той, которой они занимались в России. А свт.Николай Сербский, встретившись с русским художником Колесниковым, сказал, что надо написать фреску святого царя Николая. Работалось легко, только царский лик оставался ненаписанным. Однажды в сумерках Колесников вошёл в храм и долго разглядывал почти завершённую фреску. В этот момент оставленный им незаполненным чистый овал «ожил»: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Художник услышал слова: «Вот я. Напиши меня таким». Поражённый чудесным явлением, художник быстро закончил работу, а внизу сделал надпись: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства». Когда в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич, он долго смотрел на лик покойного Государя, по щекам его текли слёзы. Он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых».

     

Свт.Николай Сербский провидел будущее и предупреждал, что придёт время, когда нам придётся защищать эту фреску. И когда к власти в Сербии пришли коммунисты, икону св.русского царя действительно пришлось защищать. Фреску заклеили серой бумагой под цвет стены. И только когда в 2010 году произошло землетрясение, людям вновь открылся лик св.царя Николая II. Это была великая радость!

     

Ещё одного русского царя очень чтят сербы — св.царя Иоанна, которого вы, русские, называете Грозным, а мы, сербы, — Сильным. Почему? Потому что на сербском языке «грозный» означает «ужасный человек», но для нас царь Иоанн — Сильный! Сильный царь, защищавший Святую Русь и Православие.

     

В 2018 году были написаны три большие крестоходные иконы трёх особо чтимых в Сербии святых царей — св.царя-страстотерпца Николая II, св.царя Лазаря Сербского и Царя Иоанна Сильного. Икона Царя-страстотерпца Николая II была освящена в древней церкви св.пророка Иеремии в местечке Врбовац (близ г.Смедерева). Мы чтим это место, здесь во время Первой мировой войны, в 1916 году, погибло около трёх тысяч сербских солдат. И знаете, через пять минут после освящения икона св.царя Николая замироточила. И священники, и все сербы, ставшие свидетелями этого чуда, пали на колени и горячо молились.

     

Ко дню Тезоименитства Императора Николая II я привезла на Николаевские чтения, проходящие в храме Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, крестоходную мироточивую икону св.царя-мученика Николая II.

     

Я слышала и была свидетелем чудес и заступлений, совершающихся по молитвам к иконам св.царя Николая II и св.царя Иоанна Сильного. Царь Иоанн Сильный для нас, сербов, святой. Я была свидетелем такого случая. В храм, где хранилась икона св.царя Иоанна Сильного, пришёл молодой человек. Он хотел приложиться к иконе, но она его оттолкнула. Так случилось трижды. Тогда к нему подошёл священник, спросил: «А ты когда-нибудь причащался, исповедовался?» — «Нет. Я просто пришёл, чтобы поклониться русскому царю Иоанну». — «Хорошо. Оставайся у нас на несколько дней, исповедуйся и причастись. И тогда русский царь тебя примет». Так и случилось…

     

Ещё хочу рассказать такой случай. Я должна была ехать в Москву на конференцию и везти с собой иконы свв.русских царей Николая II и Иоанна Сильного. Иконы огромные и очень тяжёлые. Четыре человека пытались вынести из храма икону св.царя Николая, не смогли поднять, пришли ещё двое, но и вшестером не смогли сдвинуть икону с места. Тогда священник сказал: «Святой царь Николай идёт куда и когда захочет. Идём сейчас читать акафист царю-мученику». Так и сделали. В день отъезда, уже в аэропорту, мои помощники разбежались кто куда — надо было оформить документы и прочее. Я осталась одна с двумя царями по бокам. Они, огромные, и я, маленькая, посередине. Я мысленно спрашиваю: «Господи, что мне делать? Я осталась одна, надо проходить регистрацию, но мне не сдвинуть с места иконы, которые и шесть человек с трудом поднимают». Я пошла к окошку администрации: «Помогите. Мне надо вылетать в Россию с двумя святыми русскими царями, но одна я ничего не могу сделать». — «Я помогу, — ответил мне служащий, — но я неверующий». Он пригласил ещё людей, и вот мы наконец сдвинулись с места. Слева несли икону св.царя Николая, а справа три сестры катили на колёсиках икону св.царя Иоанна Сильного. Как сильно у меня стучало сердце! А душу заливала огромная радость, что два святых царя едут в свою страну, в православную Россию.

     

И знаете, когда мы уже прошли контроль, я оглянулась. Служащий, который сказал, что он неверующий, стоял навытяжку и отдавал честь русским святым царям, а три сестры-монахини пали на колени и молились…»

     

Записала Ирина РУБЦОВА (с сокр.)

     

Оригинальное название публикации: «ТАК БУДЕТ, ПОКА МЫ ДЫШИМ».

     

Православный Санкт-Петербург, №1 (361), январь 2022 года

     

     
     



Просмотров: 1017