Нет такого красивого и величавого города в мире, как Петербург. Исторически сложилось, что величие и красота всегда очень дорогого стоят. За великолепными фасадами, величием и красотой всегда кроются многочисленные усилия, огромный титанический труд цивилизации исторический непростой путь. Государь Петр Великий не имел много милости. Его великой целью было строительство Петербурга. Это был тяжелый, но благородный и благодарный труд. Строительство не только города, а еще и основы сильной империи. И родился самый прекрасный город в мире во славу св. апостола Петра. И история строительства Петербурга, в этом смысле, тоже была апостольская!
История говорит, что Петр I, основав Санкт-Петербург, лично участвовал в строительстве и контролировал всех и вся. Дата основания Санкт-Петербурга хорошо известна — 16 мая 1703 года. Именно в этот день на одном из островов, только что отвоеванной у шведов территории на берегах Невы заложили деревянную крепость, которую Петр назвал Санкт-Петербургом.
Как написал в предисловии книги «История строительства Петербурга в первой четверти 18 века», автора С.П. Лупулов, проф. А.В. Предтеченский: «Петровские реформы являлись попыткой преодоления вековой отсталости России. Необходимость крупных преобразований во всех областях жизни страны диктовалась ходом исторического развития и стала особенно острой к началу 18 в. Даже, внешняя торговля находилась в руках англичан и голландцев. Торгового флота у России не было. Экономическая отсталость обусловливала военную слабость России. В это время Военного флота Россия не имела».
Лупулов указал в своей книге, что отсутствие у России выхода к морю в это время вызывало задержку в ее экономическом развитии и увеличивало ее зависимость от других государств. Перед страной все более нависала угроза потери национальной независимости России. Возвращение берегов Балтийского моря становилось для России абсолютной необходимостью. Без этого условия не приходилось и думать о том, чтобы догнать передовые страны Европы. Таким образом, задача приобретения выхода к морю тесно связывалась с основной проблемой эпохи проблемой преодоления вековой отсталости России. Разрешение этих задач требовало проведения реформ во всех областях жизни страны, потому что невозможно было вести борьбу с таким сильным в военном отношении врагом, как Швеция, без преобразования русской армии, постройки флота, строительства целого ряда промышленных предприятий, преобразования финансов и т. д.
С первых лет своего существования Петербург приобрел большое значение для всей России. Царь Петр Великий все это понимал, видевший строительстве города задачу государственной важности, проводивший строительство со свойственной ему энергией в годы величайшего напряжения сил страны в борьбе с внешним врагом. Недаром через десяток лет после основания Петербурга на берега Невы была перенесена столица Русского Царства: этим подчеркивалась та выдающаяся роль, которую должен сыграть новый город в истории Царской России. И действительно, основание Петербурга способствовало быстрому развитию внешней торговли царской России, что в свою очередь было связано с подъемом промышленности и всего хозяйства страны. Российская Империя медленно набирала новые обороты с новым городом. Создание мощного Балтийского флота превратило Россию в крупную морскую державу, содействовало росту геополитического влияния. Перенесение столицы на берега Невы создало условия для более тесного общения России с Западной Европой. Это было очень важно Петру Великому.
Таким образом, строительство Петербурга тесно связано с реформами первой четверти 18 в. По существу, история говорит, что это была одна из важнейших реформ царя Петра: она знаменовала собой изменение внешней и внутренней политики царствия. Строительство Петербурга содействовало введению в России новых порядков...
«Попытка строить город по определенному плану, строжайшая регламентация всего строительства, широко проведенные мероприятия по городскому благоустройству имели целью сделать столицу идеальным городом по представлениям того времени и придавали Петербургу те новые черты, которые отличали его от других русских городов», - писал Лупулов.
Петр Великий устроил так, что жители Петербурга должны были поселяться только в определенных, отведенных им (в зависимости от их социального положения и рода занятий) местах, строить и благоустраивать свои жилища по определенным образцам, участвовать в выполнении многочисленных городских повинностей, приучаться к пользованию водным транспортом; представители господствующих классов обязаны были посещать ассамблеи, принимать участие в общественной и деловой жизни столицы и т. д.
Первым большим научным исследованием по истории Петербурга 18 в. была книга П.Н. Петрова «История Санкт-Петербурга», публикована в 1885 г. Петров изучил огромное количество документальных материалов по истории Петербурга: обследовал целый ряд архивных фондов, тщательно проштудировал «Полное собрание законов Российской Империи», «Санкт-Петербургские Ведомости», познакомился с описаниям и Петербурга, составленными современниками, со всей литературой по истории Петербурга, планами города и т. д. В результате 18-летней кропотливой работы им был составлен монументальный труд (848 стр. текста + 246 стр. примечаний). Главная ценность этого труда – огромное количество собранного историографического материала.
История строительства Петербурга. В застройке города четко различаются два основных этапа: до и после Полтавской победы. До 1709 г. город строился стихийно, после Полтавы в строительство были внесены элементы плановости. Можно проследить и еще один переломный момент — 1714 год, год Гангутской победы, после которой застройка Петербурга пошла значительно более интенсивно.
Основание Петербурга было связано с первыми победами над шведами. Воспользовавшись тем, что основные шведские силы были заняты в Польше, русские начали наступление в сторону побережья Финского залива. Уже в конце 1702 г. была взята сильная шведская крепость Нотебург, переименованная Петром в Шлиссельбург, а 1 мая 1703 г. русские войска овладели крепостью Ниеншанц на Неве и вслед за тем вышли к морскому побережью, из-за которого и велась война. Предстояло закрепиться на отвоеванной территории.
«Нужно было строить не только сухопутную крепость, но и создавать базу для русского военного флота: порта и судостроительной верфи. 16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 г. по приказу Петра на маленьком Заячьем острове, недалеко от устья Невы, была заложена Петропавловская крепость. Осенью следующего 1704 г. «на левом берегу Невы начались работы по строительству Адмиралтейства — судостроительной верфи русского Балтийского военного флота. Совершенно естественно, что местом для крепости было избрано устье Невы и что Адмиралтейство возникло в близи моря и недалеко от крепости, под ее защитой», - написал Петров в своей книге.
В письме А.Д. Меншикову 28 сентября 1704 г. Петр уже называет Петербург «столицей». Строительство Петербурга превращалось, таким образом, в одну из крупнейших государственных задач того времени, и понятно, почему правительство Петра Первого не жалело для выполнения этой задачи никаких сил и средств.
Если бы дело шло лишь о создании военных укреплений в устье Невы, то эту задачу можно было в какой-то степени считать решенной уже в первый же год существования Петербурга, после того, как в сентябре 1703 г. было закончено строительство земляной Петропавловской крепости, а в мае 1704 г. в Финском заливе построен форт Кроншлот, который преградил вражеским кораблям вход в Неву со стороны Балтийского моря. С 1704 г. правительство стало каждого года вызывать в Петербург по 40 000 работных людей и развернуло строительные работы далеко не одного лишь военного характера. В 1706 г. было создано специальное учреждение для руководства работами по строительству города — Канцелярия городовых дел.
«Постоянная угроза нападения шведов заставляла все же уделять военному строительству в первые годы существования Петербурга основное внимание. Закончив земляную Петропавловскую крепость, правительство очень скоро (с 1706 г.) приступило к сооружению вокруг нее каменных бастионов и стен, в 1707—1708 гг. на противоположной стороне Кронверкского пролива, отделяющего Заячий остров от остальной территории Петроградской стороны, было построено дополнительное укрепление — Кронверк, на острове Котлине созданы постоянные военные укрепления вместо ранее существовавших временных», - писал Петров.
Появление в 1705 г. шведского отряда Майделя на берегу Невы побудило правительство приступить к укреплению Адмиралтейства. Так Адмиралтейство превратилось во вторую крепость в Петербурге. Работы были произведены в очень короткое время: 20 сентября 1705 г. начали сооружать вал, а 15 ноября крепость была уже готова. Военная обстановка не помешала правительству вести работы и невоенного характера. Строились царские дворцы (Зимний, Летний), дома приближенных Царя: А.Д. Меншикова, Ф.М. Апраксина, К. Крюйса, А.В. Кикина и др.; у истоков Фонтанки в первые же годы существования Петербурга начались работы по разбивке царского Летнего сада, рубились избы для мастеровых людей, появились первые мосты. В 1705 г. Адмиралтейство приступило к постройке на Адмиралтейском острове 120 домов для морских офицеров, и к первым числам ноября этого года было поставлено 100 изб; работы шли и на Петроградской стороне.
«Приступая после Полтавской победы к большим работам по строительству новой столицы и стремясь строить город по-новому, Петр Великий должен был решить трудную задачу: как поступить с тем, что к этому времени было уже сделано на берегах Невы и что так мало отвечало основному замыслу? Был ли у Петра какой-либо определенный план строительства города? На этот вопрос академик И.Э. Грабарь отвечает утвердительно. «В деятельности Петра Первого по созданию Петербурга было несколько основных идей, которым он оставался верен до конца жизни», - писал С.П. Лупулов.
По его словам, эти идеи выражались в стремлении Петра создать город, ни в чем не похожий на неприятную ему Москву, застроить этот город каменными домами, сделать его похожим на города Западной Европы, особенно Амстердам, который Петр Великий очень любил. Конечно, не из одного лишь желания сделать Петербург непохожим на Москву Петр затрачивал столько энергии и средств на внесение новых черт в застройку города. Как уже отмечалось во введении, строительство Петербурга тесно связано с другими реформами по преобразованию России. Перестраивая жизнь страны на новый лад, Петр Великий, естественно, стремился строить новую столицу в соответствии с представлениями того времени об идеальном городе.
(П.Н. Столпянский. Библиография Санкт-Петербурга. Рукопись. Хранится в Государственном музее истории Ленинграда):
Русская архитектура первой половины XVIII века, по Петру Великому:
1) создать благоустроенный город с прямыми улицами, застроенными каменными, поставленными в линии домами, с большими садами, бульварами и целой системой каналов;
2) сделать водные магистрали (Неву, протоки, каналы) главными путями сообщения, а сам город возможно дальше выдвинуть в сторону моря;
3) всю застройку в городе подчинить строгой регламентации;
4) каждой группе населения отвести определенную часть городской территории;
5) организовать торгово-промышленное население в производственные объединения и сосредоточить управление городом в руках этой группы.
Начало правительственных мероприятий по внесению элементов плановости в застройку новой столицы было положено еще в 1709 г., когда Царь Петр приехал в Петербург после Полтавской победы. 1709 г. в «Журнале или поденной записке» Петра имеется запись, что Царь «во время бытности своей в Санкт-Петербурге учреждал многие гражданские дела и повелел построить церковь во имя святого Сампсона в память бывшей баталии Полтавской, такоже повелел строить свои забавные дома каменные изрядною архитектурного работою, украшать огороды и городовым строением поспешать, также указал умножить домов, как для морских служителей, так и торговых, а господам министрам, генералам и знатным дворянам повелено тогда строить каменные палаты, тогда же указано строить пристани на Санкт-Петербургском острову, также и на Котлином острову гавань, пристани и магазейны».
«С этого времени указы, посвященные застройке, заселению и благоустройству Петербурга, следуют один за другим. Для успеха всего дела необходимо было быстро заселить новый город. Мы видели, что по числу жителей Петербург уже в 1710—1711 гг. был значительным населенным пунктом. Однако состав его населения не соответствовал тому, какой должен был бы быть в столице Империи. В основном в городе жили военнослужащие флота и сухопутных частей. Дворян, купцов и ремесленников было немного. Не ожидая большого притока населения путем добровольного переезда, правительство решило осуществить заселение Петербурга в принудительном порядке и в первую очередь переселить туда представителей господствующих классов: дворянства и купечества, а также и необходимое число ремесленников», - говорится в Библиографии Санкт-Петербурга.
В строительстве нового царского города надо серьёзно было решить нескольких задач. Во-первых, заставляя переселяемых дворян и купцов строить себе дома и заниматься благоустройством города, правительство тем самым обязывало наиболее состоятельные круги населения России вкладывать свои средства в строительство Петербурга. Во-вторых, переселив большое число дворян и купцов и заставив их затратить огромные средства на строительство в Петербурге, правительство рассчитывало создать в них заинтересованность в существовании и процветании новой столицы, с которой у современников связывались все реформы Петра, вся его преобразовательная деятельность. Эта мысль хорошо выражена в одном из донесений французского дипломата де Лави, который пишет, что, заставляя дворян производить крупные затраты на постройку домов в Петербурге, Петр рассчитывает заинтересовать их в осуществлении своих планов не только при его жизни, но даже и после его смерти.
Прежде чем начинать принудительное переселение в Петербург, необходимо было решить вопрос, где же будет находиться основной город? Как уже указывалось, Петру хотелось выдвинуть свою новую столицу возможно дальше в море. Именно из этих соображений он первоначально намеревался строить главную часть города на острове Котлине.
Указ Петра Великого. В Указе от 16 января 1712 г. о принудительном заселении острова говорилось: «Объявить шляхетским тысячи домам, купетским лучшим пятистам, средним пяти же стам, ремесленным всяких дел тысячи домам (из которых половина те, которые заводы имеют, яко кожевники и прочие), что им жить на Котлине острове по скончании сей войны, и даны им будут дворы готовые за их деньги, а шляхетству дворы и земли под деревни (последние без денег), и кой час будет даст Бог мир, тотчас будут переведены, и для того сказывают заранее, чтоб никто неведением не отговаривался, и для того, кто хочет, чтоб на первой приезд в Петербурге строили себе некоторое строенье; и сей выбор людей надлежит без поманки выбрать под потерянием живота, чести и пожитков, кто недостойных в сей перевод напишет».
По словам Лупулова, переселению подлежали 1000 знатнейших дворян, 1000 купцов (500 из числа наиболее состоятельных и 500 из среднего купечества) и 1000 ремесленников (из них половина такие, которые имели свои «заводы»), а всего 3000 семей. Всем им предлагалось переехать на остров Котлин после окончания войны и поселиться в построенных для них государством, но за их счет, домах. Следовательно, основной город предполагалось создавать именно на острове Котлине, а на берегах Невы желающим из переселенцев разрешалось лишь строить себе «некоторое строение» на случай приезда в Петербург еще во время войны. В развитие царского указа Сенатом был утвержден 4 августа 1712 г. список дворян, намеченных к переселению на остров Котлин. Из этого списка видно, что переселению подлежали знатнейшие дворяне. Список открывался фамилиями сенаторов: Я.Ф. Долгорукий, И.А. Мусин Пушкин, Т.Н. Стрешнев, П.А. Голицын, М.В. Долгорукий, Г.А. Племянников, Г.И. Волконский, М.М. Самарин, В.А. Апухтин...
Застройкой острова Котлина, по существу, давалось начало совсем новому городу, потому что расстояние от Петербурга до этого острова достаточно велико. Поэтому Петербург, казалось, должен был прекратить свое существование. Однако едва ли оба города противопоставлялись друг другу, и Петр никогда не собирался уничтожать то, что уже было построено на Неве. В городе на острове Котлине намечалось поселить основное население столицы: дворян, купцов, более богатых ремесленников. На берегах Невы, где находились Адмиралтейство и Петропавловская крепость, предполагалось оставить жить всех работающих в Адмиралтействе, военнослужащих Петербургского гарнизона, гвардейские полки и некоторые другие категории населения. На проекте изображен город, прорезанный сеткой прямоугольных каналов и занимающий почти всю территорию острова. Общее число дворов в городе — 7278, ширина каналов — 60 футов (18.3 м), улиц — 50 футов (15.2 м). Большое число дворов говорит о том, что на острове Котлине намечалось построить очень крупный для того времени город. Достаточно указать, что (как мы увидим далее) к концу первой четверти 18 в Петербурге насчитывалось лишь около 6000 дворов, считая и такие отдаленные окраины, как Охта. Несомненно сходство проекта планировки города на острове Котлине с последующими проектами планировки Васильевского острова, разработанными в то время, когда Васильевский остров уже рассматривался как центр города.
Уже 17 марта 1714 г. последовал царский указ об обязательном переезде в Петербург на жительство четвертой части намеченных к переселению дворян и купцов. На основании этого распоряжения Царя Сенатом был составлен известный указ от 3 июня 1714 г. «О строении в Санкт-Петербурге домов палатным людям, царедворцам, купечеству и ремесленникам. Указ предлагал 350 дворянам, имеющим 100 и более крестьянских дворов, 300 купцам из числа «первостатейных» и «средних пожиточных» и 300 «мастеровым людям всех художеств» построить себе до зимы дома в Петербурге, а зимой переехать в них жить. Сенат утвердил именной список переселяемых дворян, который в сокращенном виде повторял список тех дворян, кому следовало после войны жить на острове Котлине, писал С.П. Лупулов.
Списки переселяемых купцов и ремесленников было приказано составить непосредственно в губерниях. Таким образом, речь шла уже о застройке самого Петербурга, причем намечалось за один сезон выстроить 950 домов. Впрочем, мысль о городе на острове Котлине не была еще окончательно оставлена. Правительство решило лишь строить здесь дома постепенно и строить только одни каменные дома, а не деревянные. В это время в Васильевском острове, было уже 4285 дворов.
Указом 10 марта 1714 г. эта обязанность возлагалась на все губернии Русского государства.
Очень характерно, что интенсивное строительство в Петербурге началось после 1714 г., т.е. после Гангутской победы (27 июля 1714 г.). Как же выглядел Петербург в 1717 г., какие изменения произошли в его постройке за 6 лет интенсивного строительства, мы можем видеть из подробного описания города 1716—1717 гг. В Петропавловской крепости продолжались работы по выведению каменных бастионов и стен взамен земляных и, по словам автора, «Карельская сторона» крепости (т. е. та, которая обращена к суше) была закончена. Внутри Петропавловской крепости велось строительство каменного Петропавловского собора, колокольня которого, как сообщается в «Описaнии», «уже доведена до стропил». Из двух крепостных ворот широко известные Петровские ворота были закончены и украшены скульптурой.
Лупулов пишет: «На соседнем Городском острове находилась центральная городская площадь. Здесь стояла деревянная Троицкая церковь, двухэтажное мазанковое здание Гостиного двора. На площади же стояло недавно построенное мазанковое здание Сената, в котором позднее разместились и коллегии (до этого Сенат, переведенный из Москвы в конце 1713 г., помещался в деревянном доме внутри Петропавловской крепости). Здесь же на площади находились астерия (трактир) и типография, занимавшая здание образцового мазанкового дома. Дома приближенных Петра, стоявшие на Петровской набережной, были еще деревянными, кроме каменного дома канцлера Г.И. Головкина, находившегося на стрелке Петроградской стороны в том месте, где от Невы отходит Большая Невка, и ошибочно приписываемого автором "Описания" князю М.П. Гагарину. Другие владельцы домов на Петровской набережной только еще собирались приступить к постройке каменных домов взамен деревянных».
Вдоль течения Малой Невы находилась Русская слобода. Там жили «только незначительные люди, за исключением мест на берегу реки, ибо там есть несколько прекрасных деревянных домов таких, как дом вице-губернатора... и некоторых других служащих канцелярии. Также там вновь помещается Губернская канцелярия... после того как прежняя на Княжеском острове сгорела до основания зимой 1716 г.».
Из сделанного краткого описания Петроградской стороны видно, что по сравнению с 1711 г. застройка Городского острова к 1717 г. довольно сильно подвинулась на север от Невы. На этом острове уже было много общественных зданий (Сената, Канцелярии городовых дел, Губернской канцелярии, Мытного двора, Гостиного двора, типографии и др.) и хороших домов знати. На Городском острове, как мы уже знаем, в это время насчитывалось свыше 1600 дворов, однако в подавляющем большинстве это был и маленькие деревянные домишки. За исключением набережных Большой и Малой Невы, Большой Невки, а также Дворянской улицы, все остальные улицы были застроены главным образом домами простых людей: ремесленников, мелких служащих, солдат, мелких торговцев и т. д.
Вебер отмечал (Русский архив, год десятый): «Новым участком города была "Московская сторона", или та часть Петербурга, которая находилась за Фонтанкой. Застройка здесь началась значительно позднее, чем на Адмиралтейском и Городском островах, но к 1717 г. набережная Невы, начиная от истоков Фонтанки по направлению к Смольному, была уже застроена на большом протяжении хорошими домами, принадлежавшими знати. Среди этих домов многие были каменные или мазанковые и покрыты черепицей — дома царевича Алексея Петровича, царевны Натальи Алексеевны, царицы Марфы Матвеевны и др. Ниже по Неве у нынешнего Литейного моста находился Литейный двор (в котором отливались пушки), построенный под руководством В. Генина». В следующих улицах жили незнатные люди: мастеровые люди, мелкие служащие дворцовых ведомств и торговцы. Этот участок города автор «Описания» называет Русской слободой.
Если на Городском острове знати принадлежало относительно очень небольшое число дворов (6,1%), то на Московской стороне дворы знати составляли уже пятую часть, а вместе с офицерскими даже более четвертой части общего количества дворов. В то же время в этом районе города жило много мастеровых, торговцев, мелких служащих. Этой категории населения принадлежало более половины всех дворов. Для Московской стороны характерно также то, что здесь жило сравнительно немного военнослужащих. Общее число дворов на Московской стороне было в 3 с лишним раза меньше, чем на Городском острове. Гораздо более населен был Адмиралтейский остров, несмотря на то, что значительный участок его был занят царскими садами. Летний сад Царя, находившийся у истоков Фонтанки, по словам автора «Описания» Петербурга 1716—1717 гг., «разбит очень хорошо, против чего трудно что-либо сказать», особенно поразило его то, что в саду растут дубовые деревья, которые в этой части России не встречаются. Таким образом, пишет автор, «старанием можно достигнуть всего». Летний дворец был в это время уже каменный. По соседству с Летним садом (на месте нынешнего Инженерного замка) был разбит сад Царицы, здесь же находился и ее деревянный летний дом. На запад от большого луга (нынешнее Марсово поле) начиналась уже основная застройка Адмиралтейского острова. От мазанкового здания Почтового двора (который находился на месте Мраморного дворца и использовался и как трактир, и как гостиница, и как место для празднеств) до Адмиралтейства набережная Невы была застроена хорошими домами. Здесь был и каменный Зимний дворец Петра (так называемый Второй зимний дворец), и дома Ф.М. Апраксина, вице-адмирала К. Крюйса, А.В. Кикина и др. Хорошие каменные дома стояли также на берегу Красного канала, окаймлявшего Марсово поле со стороны, противоположной Летнему саду. Все пространство между Невой и Мойкой выше Адмиралтейства было уже застроено. Здесь, наряду с русскими, жило много иностранцев, особенно немцев, для которых были построены тут деревянные здания кирки и костела.
«Для периода после 1717 г. наиболее характерно интенсивное строительство каменных домов, производившееся главным образом по набережным. В это время, как уже сообщалось ранее, строится целый ряд общественных зданий: здание 12 Коллегий, Кунсткамера, Мытные дворы, госпиталь на Выборгской стороне и т. д., однако немногие из них были закончены при жизни Петра. Увеличивалось и общее число построек. За время с 1717 г. лишь Васильевский остров и Охтенская слобода дали Петербургу около 1000 новых домов. Всего же было построено, разумеется, больше. Поэтому, если мы определили для 1717 г. число дворов в городе цифрой, близкой к 4500, то для 1725 г. следует считать, что число дворов в Петербурге было уже около 6000. В результате петровских мероприятий по застройке столицы Петербург превратился в большой город, который был обращен своим фасадом к берегам рек. Застройка внутренних кварталов и окраин оставалась деревянной. Петербурге фасадами на улицу, правительство стремилось придать этим городу более парадный вид. С той же целью регламентировался и внешний облик самих зданий. В Петербурге не разрешалось строить дома по своему усмотрению, как кому вздумается, а полагалось возводить новые здания согласно сделанным образцам или утвержденным чертежам. В 1711 г. Петр собственноручно заложил на Городском острове подле моста у Петровских ворот «образцовые мазанки» для помещения типографии. Указом 1712 г. жителям города было предписано строить мазанки по этому образцу», - писал Лупулов.
Позднее, в 1714 г., всем жителям Петербурга было приказано строить мазанки по чертежам, «архитектора Трезина» (т. е. Д. Трезини). Трезини, бывший тогда чем-то вроде главного архитектора города, разработал типовые чертежи домов для разных категорий населения: для «именитых», «зажиточных», «подлых» (простой народ). Самые роскошные здания полагалось строить знати, самые простые — беднейшему населению. Специальный тип дома был разработан для застройки набережных города.
В течение более чем четверти века вся Россия не имела права строить каменные дома, чтобы обеспечить строительство Петербурга каменщиками.
Планировочные мероприятия на Адмиралтейском острове проводились и в последующие годы. Так, например, в 1720 г. в связи с прокладкой новой набережной улицы, устроенной на подсыпанном участке левого берега Невы, была закрыта прежняя улица, проходившая от Почтового двора до старого Зимнего дворца. По сведениям Трезини, к 1722 г. на Адмиралтейском острове было проложено 16 улиц общей длиной 5797 сажен (т. е. около 12 км), в том числе: шириной 8-10 сажен — 7 улиц, шириной 7 сажен — 4, шириной 4-5 сажен — 5, а также проложена «перспективая» дорога от Адмиралтейства к Фонтанке длиной 826 сажен и шириной 9 сажен. Обращает на себя внимание узость тогдашних улиц. Ширина в 4-5 сажен (8-10 м) была обычным явлением, некоторые улицы имели ширину всего 3 сажени и даже «перспективая дорога» была шириной лишь в 9 сажен. Из этого можно заключить, что представление о широких петербургских улицах, существовавших уже в петровское время, является ошибочным и, конечно, неправ П.Н. Петров, который полагал, что ширина современных улиц определилась уже при Петре.
Застройка Васильевского острова проводилась по чертежам Трезини, который в 1717 г. сделал два варианта проекта планировки этого острова, развивавшие планировочную структуру проекта 1715-1716 г. В эти чертежи также вносились изменения. В апреле 1722 г. Трезини писал А. Меншикову, что он высылает ему планы Васильевского острова, «и на том же плане назначены дворы, строенные по первому чертежу, которые надлежит перенести на улицу по новому чертежу». На плане Трезини была обозначена запроектированная высота от уровня воды в Неве до погребных окошек домов. Эта высота первоначально намечалась равной 9 футам 7 дюймам, но после наводнения 1721 г. была увеличена на 3 фута — до 12 футов 7 дюймов (3 м 84 с м). Отсюда видно, что на проектах планировки того времени обозначалось не только расположение улиц и домов в плане, но и задавалась вертикальная отметка, определявшая высоту уровня полов зданий. Окончательный вариант планировки Васильевского острова был составлен уже после смерти Петра.
Петр подчинил всех архитекторов, работавших в Петербурге. Леблон взялся прежде всего за улучшение организации работ. Сразу по прибытии в Петербург он назначил из числа имевшихся мастеров начальников над отдельными видами работ. Таким образом, им были назначены начальники над слесарями, резчиками камня, столярами и литейными мастерами. Осмотрев работы, производившиеся в Летнем саду, Петергофе, Стрельне, Леблон дал свои очень обстоятельные соображения по лучшей их организации с подсчетом всех работ и потребных материалов. Им была учреждена первая школа лепки и художественной резьбы из дуба, открыто 19 мастерских, организована архитектурная школа, поднято значение Канцелярии городовых дел. В руководстве строительными работами большую роль играли русские архитекторы: Иван Матвеев, Федор Васильев, Григорий Устинов и особенно Михаил Земцов, который уже в петровское время выполнял ответственные поручения. Следует помнить, что всем архитекторам приходилось тогда производить самые разнообразные работы, далеко выходящие за рамки чисто архитектурных.
Рабочая сила. Разрешение проблемы обеспечения строительства Петербурга рабочей силой являлось не менее трудным делом, чем организация строительных работ. Требовалось в течение целого ряда лет ежегодно сосредоточивать в одном месте десятки тысяч строительных рабочих.
Начиная с 1704 г., царские указы стали требовать высылки на строительные работы в Петербург ежегодно по 40 000 человек. Эта повинность распространялась на все губернии тогдашней России. Даже такие отдаленные города, как Казань, Симбирск, Саратов, Яранск и другие, обязаны были поставлять людей для строительства Петербурга. Число высылаемых каждой местностью людей определялось количеством крестьянских и посадских дворов. Число дворов, от которых выставлялся один работник, не было постоянным. В разные годы оно изменялось от 9 до 16 дворов. Работа шла первоначально в три смены: каждая по 2 месяца. Первая смена людей прибывала к 25 марта и работала до 25 мая, вторая — с 25 мая по 25 июля, третья — с 25 июля по 25 сентября. В 1706 г. лишь половина всех людей поступала в Петербург, вторая же половина направлялась в Нарву. В каждую из трех смен как в Петербург, так и в Нарву по указу правительства должно было поступить в этом году по 7666 человек, а общее число людей определялось в 46 000 человек. Таким образом, люди должны были пройти сотни километров пешком, чтобы отработать в Петербурге положенные два месяца. Вскоре правительство нашло нужным перейти на двухсменную работу (каждая смена по 3 месяца): первая — с 1 апреля по 1 июля, вторая — с 1 июля по 1 октября. Поставка работных людей в Нарву была отменена, и все люди стали направляться для работы только в Петербург. Из текста указа от 31 декабря 1709 г. видно, на кого именно распространялась повинность по поставке людей для строительства Петербурга. Указ требовал «определить в Санкт Петербург к городовому строению работников к будущей компании с городов, с посадов и с уездов своих великого государя дворцовых волостей и конюшенных слобод, с патриарших и архиерейских и монастырских и церковных вотчин и помещиковых и вотчинниковых крестьянских и бобыльских и задворных и деловых людей дворов по переписным книгам 186 год а на две перемены по 20000, итого 40000 человек, опричь каменщиков и кирпичников».
Петербургская губерния в 1711 и 1712 гг. не посылала работных людей на строительство Петербурга. Это объясняется тем, что по распоряжению А.Д. Меншикова эти люди (9552 человека) использовались на работах Адмиралтейства. Сибирская губерния с 1712 г. совсем прекратила высылку работных людей в Петербург (вместо этого население губернии стало платить денежный сбор). Азовская губерния в 1711 г. высылала работных людей не в Петербург, а в Троицк, вследствие чего ее долю людей пришлось высылать другим губерниям. С 1713 г. Архангелогородская губерния стала высылать работных людей не в Петербург, а на остров Котлин (ежегодно по 3000 человек). Все остальные изменения в соотношении числа людей, высылавшихся губерниями, объясняются тем, что на население ложились другие натуральные трудовые повинности, размер которых менялся. Даже «указное число» людей, назначенных на работы по строительству Петербурга, как правило, было значительно ниже 40000. После 1711 г. оно вообще не поднималось выше 34 000 человек. Фактически же людей высылалось гораздо меньше. В 1709 г. на строительстве Петербурга работало всего лишь 10 374 человека...
Исключительно тяжелые условия работы были причиной побегов не только людей подневольного труда, но даже и наемных рабочих, с которыми обращались не менее жестоко; их били, нарушали условия договора. Очень много рабочих умерло, тысячи их!!! В 1719 г. в Александро-Невском монастыре разбежалось более половины артели каменщиков, работавших у подрядчиков вследствие того, что этих каменщиков заставляли выполнять работы, не предусмотренные договором. В 1722 г. подрядчики выставили на работы по строительству церкви в Александро-Невском монастыре и каменного монастырского дома на Васильевском острове 211 рабочих. Однако вследствие «недоразумений при расчетах» почти сразу же началось повальное бегство: сначала бежало 58 человек, потом еще 78.
Тяжелое положение работных и мастеровых людей на строительстве Петербурга усугублялось также тем, что денежное вознаграждение и хлебный паек выдавались им нерегулярно. На каждую выплату требовался специальный указ. Царские уполномоченные и подрядчики постоянно обсчитывали работных людей, а также стремились использовать их труд в своих личных интересах. Это использование труда мастеровых и работных людей начальством было настолько частым явлением, что с ним приходилось бороться путем специальных указов, устанавливавших строгие наказания за подобного рода факты. Не доверяя руководителям работ, правительство требовало от них подачи ежедневных рапортов, в которых указывалось число людей, вышедших на работу. Для квалифицированных мастеровых было тягостно то, что их труда оценивался не дороже, чем труд других рабочих, и они также были бесправны. Впрочем, мы имеем отдельные сведения о стремлении правительства освободить мастеровых людей от выполнения подсобных работ. Так, например, в 1723 г. Канцелярия от строений постановила дать в помощь каменщикам работных людей для подсобных работ, чтобы каменщики занимались только «своим каменным делом».
Эти люди подвергались беспощадном мучению, потому что правительство было заинтересовано лишь в быстроте выполнения поставленных задач и в затрате возможно меньших средств. Нищенское вознаграждение за труд, совершенное бесправие и полная зависимость от администрации, тяжелые условия не только работы, но и быта — все это делало положение рабочих на строительстве Петербурга совершенно невыносимым и не могло не вызвать их протеста. Наиболее типичной формой этого протеста был пассивный метод борьбы — побег с места работ. Это не значит, однако, что рабочие не прибегали к более активным методам борьбы. Грандиозные народные восстания того времени (восстания Булавина, Астраханское, Башкирское) являются ярким подтверждением этого. Есть все основания предполагать, что в этих восстаниях принимали участие и беглые из Петербурга.
Основная цель, поставленная правительством Петра при развертывании грандиозных работ по строительству Петербурга, была достигнута: в результате огромного напряжения сил всей страны в кратчайшее время на пустом месте создан был большой благоустроенный город — «окно в Европу», новая столица Русского государства. Успех в выполнении этой трудной задачи говорит прежде всего о том, что разрешение ее, как уже отмечалось, являлось для России такой же исторической необходимостью, как и другие преобразования первой четверти 18 в. Но кроме этой основной предпосылки, создавшей возможность строительства столицы на берегах Невы, были и другие факторы, которые превратили эту возможность в действительность. Каковы же были те причины, благодаря которым удалось успешно разрешить такую трудную задачу, как строительство Петербурга? Важнейшая из них заключалась в том, что к строительству Петербурга была привлечена вся страна. В течение целого ряда лет десятки тысяч мастеровых и работных людей, собранных со всех концов России, трудились над созданием нового города, в то время как остальное население несло на своих плечах бремя огромных дополнительных налогов и повинностей, связанных с этими работами. Строительство Петербурга являлось, таким образом, делом всего русского народа.
Литература:
С.П. Лупулов. История строительства Петербурга в первой четверти 18 века, 1957 г.
Проф. А.В. Предтеченский. Предисловие. Петровские реформы являлись попыткой преодоления вековой отсталости России. 1957 г.
Записки Вебера. Русский архив, год десятый. 1872. С. 1426.
П.Н. Столпянский. Библиография Санктпитербурха. Рукопись. Хранится в Государственном музее истории Петербурга.
П.Н. Петров. История Санкт-Петербурга. 1885.
Биляна Живкович, писатель, журналист, председатель Общества православных женщин Сербии, Белград