Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/3.9.2023/

«Горлица» - уникальный православный воспитательный проект.

 

     

Нашей стране необходима действенная, универсальная воспитательная методика, которая смогла бы преобразить нашего человека, и прежде всего преобразить наших детей.

     

«Горлица» — это место, где преображается душа ребёнка. Происходит качественные изменения в поведении детей за довольно короткое время. Здесь все пропитано глубокой любовью к детям, к нашей Родине, к нашему народу. Эта любовь есть плод серьёзных духовных трудов. Плод истинного православного отношения к жизни. Каждый этап учения сложнее предыдущего, но преодолевается он значительно легче, чем ранее пройденный этап.

     

В какой-то момент возникает внутреннее раскрепощение. Дети и взрослые начинают спокойно исполнять песни, возникает более доверительные отношения друг с другом, не стесняются молиться, говорить о том, что на душе. Вся шелуха современного мира с его условностями спадает. Душа очищается.

     

Горлица в этом году проходила под девизом «Россия-стояние в правде и истине».

     

В волгоградской области ежегодно уже более 20 лет проходит учение «Горлица». Организует эти учения православная община «Отрада».

     

Интервью с командующим учениями Ильёй Владимировичем Ипатовым.

     

- Что такое «Горлица», и чем она отличается от других военно-патриотических православных лагерей ?

     

«Горлица» — это удивительный педагогический проект, полностью он называется духовно-нравственное патриотическое учение «Горлица». В отличие от многих проектов подобного рода, у нас на первом месте стоят духовно-нравственные задачи. В учениях «Горлица» активно участвует священство, которое не только организует это учение, но и участвует во всех этапах. Мы обращаем огромное внимание на нравственное поведение детей. Дети, которые участвуют в учениях, попадают в уклад жизни православной общины.

     

Военно-патриотическими наши учения называются, потому что большинство мероприятий «Горлицы» основаны на военных традициях нашей русской армии. Всё устраивается по военным методикам. Дети, юноши, девушки разделяются на армии, воинские подразделения, они несут соответствующие послушания, наряды, занимаются военным делом, проходят серьёзную подготовку. Распорядок дня выстроен по-военному: подъём, зарядка, молитвенное правило, трапеза, занятия. Весь день основан на воинском укладе. У нас не лагерь, не застава, не военно патриотические сборы, у нас именно учение.

     

Проект «Горлица» позиционируется как семейный. Правила «Горлицы» так выстроены, что каждый ребёнок и взрослый, которые к нам приезжают, - встаёт в свою должность и в этой должности возрастает. Всё происходит по-настоящему, хотя это учение и в некотором смысле игра. На кухне дети помогают поварам, обслуживают своих товарищей, следят за чистотой, устраивают полевой лагерь.

     

- Да, я обратил на это внимание. Хотя сами учения имеют внешне игровую форму, но то, что все происходит по-настоящему или по-другому, по-взрослому, очень сильно отражается на поведении детей и на их восприятии происходящего. У детей появляется ответственность, я бы даже сказал вкус к ответственности за себя и за своих товарищей, за своё подразделение. При этом дети самые разные, есть с опытом участия в «Горлице» и без такового, есть дети из церковных семей и семей без церковного опыта жизни. Но у всех под воздействием методики «Горлицы» происходят большие внутренние изменения.

     

Мне приходилось наблюдать за работой воскресных школ, военно патриотических организаций, но подобных результатов там не добиваются, а здесь за короткое время ребёнок меняется, порой даже кардинально. Как достигается этот результат?

     

В практике обычных военно-патриотических организаций существуют методики, которым мы строго следуем. У нас система другая, дети попадают в ситуацию, когда они должны служить друг другу, командир - своим подчинённым, подчинённые - своему командиру.

     

Я имею отношение к военно-патриотической работе и видел многие проекты, но нигде ничего подобного, к сожалению, нет. Ребёнок в проекте «Горлица» становится в ситуацию, когда его успешность зависит от его морально-нравственного возрастания. Конечно, бывают случаи, к счастью немного, когда ребёнок не в состоянии находиться в таких условиях, то есть он не готов подчиняться, не готов служить другому, не готов к морально нравственному возрастанию, и он выбывает из учений. К сожалению, такие случаи тоже бывают.

     

- Сколько лет уже существует этот проект под названием «Горлица».

     

«Горлица» появилась в 2000 году. Она родилась на базе православного поселения «Отрада», которое находится недалеко от Волгограда. В своё время здесь протоиереем Анатолием Гармаевым было открыто первое в России православное педагогическое училище. Все это начиналось в 1990-х годах, и огромные усилия были положены на создание православной педагогической практики. Духовное чадо священника Анатолия Гармаева протеиерей Сергий Попов является непосредственным создателем и многолетним руководителем учения «Горлица».

     

- Проект «Горлица» существует 23 года, можно ли с высоты этих лет оценить результат этого замысла? Многие спрашивают после этих учений, что остаётся в детских душах? Остаётся ли у них и далее вкус к духовной жизни? Происходят ли в дальнейшей их жизни серьёзные изменения?

     

Безусловно. «Горлица» не проходит бесследно. Об этом мы можем судить по составу участников. Костяк участников на «Горлице» составляют те, кто неоднократно участвовал в учениях в прошлые годы, у многих из них уже участвуют их дети.

     

Важно отметить, что во всем этом главенствующую роль играет духовенство. Без активной роли священников этот проект был бы попросту невозможен. Священники организуют мероприятия, участвуют в них, активно помогают детям во время учений. У каждой нашей армии есть свой духовник. Он разрабатывает программы, участвует в советах командиров. Мы разделяем всех участников на две армии, которые начинают готовиться к сражению. Как раз в эти минуты духовники занимаются со своими подопечными из определённых для них армии, решаю духовные вопросы. Священник посвящает детей в духовную жизнь, он им её раскрывает.

     

Благодаря помощи священников решаются многие вопросы, которые в обычной жизни мы пропускаем. Если ты смог решить сложные духовные вопросы в сложных условиях учений, уже в обычной жизни они проходят намного легче.

     

Каждый год мы отмечаем, что командиры, которые должны готовить «Горлицу», с большим желанием ждут этого события. И это несмотря на очень суровые условия, плотный график, тяжёлые погодные условия - волгоградская жара, жизнь в палатках. Но, несмотря на это, они все сюда рвутся, как я вижу, за глотком этой самой духовной жизни

     

- Сколько священников участвует в горлице?

     

В настоящий момент четыре.

     

- В работе многих воскресных школ, православных лагерей, военно-патриотических клубов сегодня священники не принимают никакого участия. Возможно, они не считают это серьёзным делом, просто некая игра, которая вполне может обойтись без них. На «Горлице» совершенно иная ситуация, это очень важный показатель. Это говорит о том, насколько серьёзно к делу воспитания относятся сами взрослые. На мой взгляд, проблема современных воскресных школ в России заключается в том, что сами взрослые относятся не серьёзно к своим обязанностям, и это видят дети. Успех «Горлицы», состоит в том, что и священноначалие и взрослые, и родители, все, кто участвует в этом проекте, очень серьёзно относятся к своему делу.

     

Это беда современной России, я и сам являюсь работником образовательной сферы, и соглашусь, что мы пытаемся дать детям развлечения. Большинство программ и методик современной образовательной системы заточены на то, чтобы дать детям развлечения. При этом сами родители готовы для того, чтобы заниматься своими делами, оставить своих детей на полное попечение педагогов. Очень мало кто думает о воспитательных результатах процесса образования.

     

Очень важно, что в воспитании активно участвует духовенство. Они служат у Божьего алтаря, они крестят, венчают, провожают в новую жизнь людей. Мудрость священства, конечно, намного выше, чем у любого из нас.

     

- Вы упомянули православное поселение «Отрада», что это такое?

     

Поселение «Отрада» - это, православная община. Руководит общиной протоиерей Сергий Попов. Она образовалась в 90-х годах, из православных людей.

     

Местным митрополитом Германом было благословлено создание православного педагогического училища. На месте поселения был когда-то пионерский лагерь и это место было выбрано для того, чтобы проводить лагеря, семинары, встречи. Православное училище, православное поселение, это плод импульса людей, вышедших из советского союза, искренне искавших Бога.

     

На сегодняшний момент педагогического православного училища уже нет, а в православной общение «Отрада» живут люди, они здесь трудятся, молятся, часть людей приезжают из Волгограда и участвуют в жизни общины. Здесь есть своё хозяйство.

     

Поселение «Отрада» - это уникальное явление в русском православии. И уникальность состоит в том, что особо серьёзно относится именно к педагогике, к воспитанию.

     

Люди, которые пришли к Богу, к вере, думают, что их дети автоматически будут тоже верующими, но, к сожалению, это не всегда так. Здесь в «Отраде» эту проблему очень остро почувствовали в 1990-е годы, и предприняли очень большие действия для того чтобы решить её. «Горлица» это один из важных инструментов в решении этой задачи.

     

- Сейчас идет Специальная военная операция, победа будет обязательно за нами, потому что дело наше право. Но есть очень важный вопрос, кому мы передадим плоды наших прошлых и будущих побед. На мой взгляд воспитание наших детей не менее важная задача, чем победа на фронте. Что вы об этом думаете?

     

На каждой «Горлице» мы даём некую тему, и тема этого года «Россия - стояние в правде и истине». Образ русского народа, образ русского православия в тех геополитических условиях, в которых мы оказались, важно сохранять и приумножать среди детей и молодёжи, и даже среди взрослых.

     

Мне часто приходиться бывать в зоне специальной военной операции с гуманитарными миссиями, и неоднократно слышал от тех ребят, которые воюют, о том, что вот здесь война, а что происходит там у нас в тылу? Это беспокоит наших воинов, так как в тылу люди не понимают, что идёт настоящая война и продолжают жить своей мирной жизнь.

     

Шаг за шагом мы движемся к осознанию своей великой миссии. Приведу такой пример: я шесть лет назад служил в воздушно-десантном полку и у нас был полковой храм, но не было священника. В какой то момент к нам прислали священника и обычные солдаты, не серьёзно относились к этому. В полку 1000 человек, а на литургии никого нет. Сейчас, по прошествии шести лет, священник туда приезжает, и все к нему бегут с разных сторон задают вопросы. Спрашиваю о своих товарищах, которые воюют сейчас, про атеистов в окопах отвечают - таковых нет.

     

Господь попустил трагедию, именуемую войной. Но я убеждён, что через эту трагедию наше общество идёт к оздоровлению. И у нас вторым важнейшим фронтом является не экономический фронт, а педагогический.

     

- Возвращаясь к учению «Горлица», судя по всему, мы имеем дело с уникальным явлением в русском и даже в мировом православии, в педагогическом смысле. Почему до сих пор вот уже более 23 лет опыт «Горлицы» не востребован на всероссийском уровне, почему на этот проект не обращают внимания чиновники из министерства образования, наше высшее церковное руководство? В чем здесь причина, как вы думаете?

     

За высокие чины в министерстве образования ничего не могу сказать, но опыт «Горлицы» действительно распространялся и распространяется по регионам России. Сейчас проходит региональный волгоградский этап учений. Несколько лет назад, до пандемии, проходила всероссийская «Горлица», на которой присутствовали лучшие команды из других регионов.

     

«Горлица» появляется там, где есть особенная личность, помимо личности мирского человека, организатора – руководителя, очень важно, чтобы проникся и принял активное участие местный священник. Как сказано в Евангелие про соль земли, вот и то действие, которое происходит здесь в Волгограде, это та самая маленькая песчинка соли, которая даёт силу, насыщает нашу русскую землю. Мы наблюдаем процесс оздоровления нашего общества, оно происходит, в том числе, и через тех людей, которые участвовали или участвуют в учении «Горлица».

     

- Мне кажется, что опыт «Горлицы» может помочь нашим людям в двух вещах, прежде всего изменить саму атмосферу в нашем обществе, и помочь многим родителям решить проблемы воспитания их детей.

     

На мой взгляд, это должно идти поэтапно. В первую очередь объединение людей вокруг русского православия. Через церковь должно произойти оздоровление всего общества. Вы старше меня и, наверное, можете подтвердить, что 20 лет назад у нас было совсем другое отношение к патриотизму, к православию, чем сейчас.

     

Развитие и становления нашего государства, нашей державы как мощного национального духовного явления идёт постепенно и поступательно. Думаю, что Россию ожидает светлое будущее. Мы все для этого делаем каждый на своём рубеже и на педагогическом фронте, и на военном. И даже в министерствах и государственных учреждениях, я много общаюсь с чиновниками и вижу, как все меняется. Я убеждён, что победа будет за нами.

     
     
     
     
 
     
     
     
     

Беседу провёл Александр Кравченко

     

Август 2023 года

 

      

   
     



Просмотров: 554