Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/6.11.2023/

Иранский мир  

 

     

Русский мир — это цивилизационный феномен. В него входит помимо русского народа много других народов и государств. Они исторически, политически, культурно были связанны с русскими и русской культурой Например Монголия, использующая алфавит на основе кириллицы, безусловно является важной и очень уважаемой частью Русского мира.

     

Цивилизации существуют не только в настоящем, но и в прошлом и будущем. Вспомним Римский мир -PaxRomana и его огромное влияние на человечество. Сегодня мы фактически живем в американском цивилизационном проекте- Pax Americana. Весь мир носит американскую одежду, пьёт  и ест американскую еду, смотрит голливудские фильмы. Америка определяет тренды и мнения,  активно борится с инакомыслием. Всё это я отмечаю, с большим сожалением, ибо  американская цивилизация распространяет нездоровье и деструкцию.

     

Но хочется, все же, поговорить о цивилизации, которая принесла человечеству очень много полезного, и о которой мы почти ничего не знаем. Речь идёт о удивительном Иранском мире, частью которого  в какой-то степени, и мы русские являемся.

     

 

     

***

     

Иран или по-другому Персия вышел на мировую арену в середине Iтысячелетия до рождества Христова. Иранцы создали мировую державу от Балкан и Ливии до Индии и предгорье Тянь-Шаня. Эта держава претендовала на мировое господство, но её сменила другая мировая сила – империя Александра Македонского.

     

Пророк Даниил, как написано в Библии, в  толкуя сны вавилонского царя, разум которого обратился к будущему, предрёк появление Персидской империи (серебряное царство), также как и эллинской (бронзовое) и римский (железное) империй.

     

Персидское царство просуществовало относительно не долго, но оставила огромный след, и влияние на последующие культуры и цивилизации. Надо добавить, что персидское государство в последствии под разными названиями возрождалось и вновь погибало. Современный Иран это продолжение возрождённого в средние века персидского шахства.

     

Во многом то что мы называем восточной культурой появилось в Персии в период расцвета первого царства. Это касается архитектуры, музыки, одежды, кухни и многого другого.

     

Александр Македонский был очарован восточной культурой, благодаря ему начинается соединение греко-римской культуры с восточно-персидской. Это соединение в итоге дало такое явление как византийская, а затем и турецкая культура. Арабы тоже во многом вобрали достижение персов, их культурные достижение тоже восходят к древней Персии.

     

Зороастризм.

     

Самым ярким явлением древней Персии была её религия - Зороастризм. Считается, что она не языческая, а дуалистическая (признающая двух равнозначных богов доброго и злого) или даже монотеистическая (признающего единого Бога). Не будем вдаваться в споры, но при более детальном рассмотрении можно сказать, что зороастризм — это систематизация языческих верований и представлений о духовном мире древних ариев.

     

Древние греки и римляне вдохновлялись персидскими представлениями о духовном мире. Заимствовались культы и образы, например в поздней римской империи очень популярен был куль бога Митры, одна из главных фигур персидской мифологии, особенно этот культ был популярен среди римских легионеров. Античные мыслители считали что астрология и магия (зороастрийские жрецы именовались магами) были придуманы персами.

     

Самыми известными магами в истории являются волхвы, пришедшие на поклонение родившемуся в Вифлееме Христу-Спасителю. Евангелист  Матфей об этом говорит так:

     

«Иисусу рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се волсви от восток приидоша во Иерусалим, глаголюще: где есть рождейся Царь Иудейский? Видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему.»

     

В зороастризме присутствует  идея Спасителя мира, которого должна родить дева. Его имя Саошьянт («Грядущий Спаситель»). Древние иранцы ждали его и с помощью звёзд высчитывали день и место его пришествия.

     

Дело в том, что приход Спасителя и рождения Его от Девы, была объявлено Господом первому человеку Адаму. Эти знания передались всему человечеству, и в той или иной форме стали проявляться в религиях и преданиях разных народов.

     

Вероятно, древние арии, предки иранцев, знали это. И затем через пророка Заратустра эти знания  появились в зороастрийской религии. Всё это соответствует божьему замыслу о спасении человечества

     

Зороастризм у персов выработал фатализм и особое почитание значимых для религии мест и символов. Во время последней войны между Персией и Византией, ром ейский император Ираклий совершил неожиданный рейд в глубокий тыл персов. Византийцы достигли особо почитаемого зороастрийцами места, где неугасимо горел священный огонь. На глазах тысяч персов ромеи погасили его. Это привело к полной деморализации персидской армии и общества, они восприняли это как знак неминуемого поражения.

     

Только окончательное поражение средневековое персидское царство потерпело не от ромеев, а от арабов. Обескровленные взаимными войнами Византия и Персия уступили арабам -мусульманам огромные земли. Но если Византия, с трудом, но устояла, то персы на многие столетия решились государственности.

     

Мусульмане завоеватели лояльно относились к христианам и иудеям, они их считали людьми книги «Ахлюль-Китаб», зороастризм  для них был язычеством. Поэтому у персов, завоёванных арабами -мусульманами, был лишь единственный выбор между смертью и принятием ислама. Очень быстро практически все персы стали мусульманами, а те немногие кто пожелал остаться верными вере предков бежали в труднодоступные места или в Индию.

     

В каком-то смысле, через некоторое время, персы взяли реванш над арабами -мусульманами. Персидское, и даже зороастрийское влияние на ислам оказалось очень сильным. Это касается обрядовости, внешнего вида. Считается, например, что пятикратная суточная молитва - намаз, своими корнями уходит в зороастризм. Подобных совпадений-заимствований не мало, вплоть до похожих представлений о конце мира. Исламский спаситель Махди, который должен прийти перед концом света, напоминает зороастрийского эсхатологического спасителя Саошьянта.

     

Возможно также что сакральное слово «аминь», которое используют иудеи, христиане и мусульмане в молитвах имеет ведеческо-авестийское происхождение.

     

Ярким наследием древнего Ирана является обычай празднования дня весеннего солнце стояния. Называется этот праздник Навруз (новый рассвет), в средней Азии он известен как Наурыз. Это очень древний, почитаемый, весёлый красивый праздник. В бытность моей молодости в Казахстане я застал возрождения Наурыза, который стал заменять советскую традицию проводов зимы, которая в свою очередь происходила от русской масленицы. Вот такой круговорот праздников. Границы распространения Навруза от Боснии до китайского Кашгара - треть Евразии. Арабы борются против этого праздника справедливо считая его немусульманским.

     

Влияния языка

     

 Мощное влияние на окружающий мир оказал персидский язык, или лучше сказать языки. К персидской семье языков относятся множество языков передней и средней Азии. Под серьёзным влиянием иранского находятся многие тюркские языки.  Не мало персидских племен вошло в состав тюркских народов, особенно в азербайджанский и узбекский.

     

Множество слов и понятий, которые мы сегодня  встречаем на просторах Азии, Европы, Африки имеют иранское происхождение, например слово «стан», древнее понятие встречаем в большинстве названий центральноазиатских государств.

     

Казахстан свою столицу называет Астана, что значит великое, главное место. Восклицание «А» тоже вероятно персидского происхождения, так, как например древняя зороастрийская священная книга называется «Авеста», то есть главная, великая весть. Казахские националисты давно это приметили и предлагают переименовать страну в Казахское государство, считаю древнее иранское наследие русским колониальным влиянием. Но оказывается самоназвание казахского народа тоже имеет отношение к персидскому наследию, но об этом поговорим немного позже.

     

Персы сформировали культуру, которую мы знаем как восточную. Разносили её по Европе, Азии и Африке не только они сами, но и арабы и турки.

     

Следы персов мы видим на огромных пространствах, об этом свидетельствуют такие слова как  базар, чадра, бахча, шаровары, сарай, шатер. То что в русском языке считалась татарским влиянием на самом деле является персидским,  и ещё диван, булат.

     

Восточную и мировую кухню перс ы обогатили многими блюдами, например пловом или кебабом. С кебабом, вообще интересная история – через турок он добрался до Балкан, где стал называться чевапами, и уже совсем недавно под названием чевапчичи это блюдо попадает к нам в Россию.

     

Персидская поэзия.

     

Примерно тысячу лет назад в Персии происходит взрывной расцвет поэтического искусства. Явились миру такие всем известные поэты как Омар Хаям, Хафиз Ширази, Саади, Фирдоуси, Рудаки, Джалаладдин Руми, Низами Гянджеви, Насир Хосров и многие другие.

     

Иранские средневековые стихи невероятно поэтичны, наполнены глубокими смыслами. Поэтический взрыв происходит после арабского завоевания и перехода иранцев в ислам. Создаётся впечатление что персидская поэзия — это тоска по утраченному древнему персидскому наследию.

     

Величайшим персидским поэтическим произведением является «Шахнаме» («Царь-книга»), главным автором которой был Фирдоуси, он писал эту книгу более 35 лет. В ней собраны сюжеты из древнеиранских мифов, и доисламского эпоса, и Авесты. «Шахнаме» в два раза больше, чем  «Илиада» и «Одиссея» вместе взятые.

     

Не будет преувеличением сказать, что персы оказали влияние на всю мировую поэзию. Вспомним например «Персидские мотивы» Есенина.

     

Приведу  строки стихов Омар Хаяма:

     

Благородные люди, друг друга любя, видят горе других, забывают себя. Если чести и блеска зеркал ты желаешь, - Не завидуй другим, — и возлюбят тебя.

     

Иран и Туран

     

Иранский мир можно географически обозначить северной Африкой и Боснией на Западе и китайским Синьцзяном на востоке. Но оказывается, что есть ещё одна часть иранского мира, о которой мы мало знаем, речь о так называемом Туране.

     

О стране под названием Туран узнаём из древней зороастрийской книге «Авесты». Она сообщает, что Туран — это земля туров, то есть диких, буйных быков. Буйный Туран, где живут кочевники, противопоставляется Ирану, цивилизованной, земледельческой стране, так называемая «битва Турана и Ирана». Персы помещали Туран севернее реки Сыр-Дарьи.

     

Туранцы это родственные иранцам народы, которые вели кочевой образ жизни и совершали набеги на земледельцев иранцев. Иранцы и туранцы являются людьми одного корня, одного языка.

     

Туранцы это хорошо нам известные скифы, сарматы и другие многочисленный ираноязычные племена, которые заполнили евразийский степной пояс в первом тысячелетии до рождества Христова.

     

Эти народы на всей территории Евразии оставили множество следов –  великие погребальные курганы от Дуная до Минусинской котловины и Урянхайского края в восточной Сибири, золото скифов тоже плод творчества туранцев. Скорее всего основа кочевой культуры Евразии заложена именно туранскими народами и в последствии перенятая монголами и тюрками.

     

Особо стоит обратить внимание на Ирано-туранские (скифо-сарматские) топонимы (названия рек, озер, гор. долин), которые встречаются на огромном поясе центральной Евразии. Считается, что названия рек Днепр, Дон, Днестр имеет иранское происхождение.

     

Последний осколок некогда великого Турана — это осетины, сохранившие в кавказских горах свой язык, принадлежащий к иранской языковой семье. Несмотря на то, что в степном поясе Евразии не осталось ираноязычных народов, их гены присутствуют повсеместно на этих пространствах, прежде всего у тюркских народов – киргизов, туркменов, казахов, башкир, татар, хакасов, алтайцев.

     

 

     

Страна ариев

     

 

     

В 1935 году по инициативе персидского шаха Мохаммеда реза Пехлеви Персия была переименована в Иран, что означает страна ариев. Шахское правительство потребовало от всех государств и международных организаций впредь только так называть их страну и не как иначе. Все с этим согласились. 

     

Начало XX века время, когда европейцев будоражат древние арии, сведения о которых получены из древних индийских текстов. Арии в понимании европейской мысли того времени это источник и носители всякого порядка и цивилизации. И самые главные цивилизаторы того времени присвоили арийское имя себе, речь конечно же о германцах. Но не только немцы считали себя ариями, французские, английские мыслители, публицисты и деятели той поры тоже причисляли свои народы к арийским.

     

Не арийскими, то есть не склонными  к порядку и цивилизации считались конечно же все не европейцы, славян к европейским народам они не относили.

     

Но если европейцы про ариев узнали только в XVII веке, то персы, как и индусы всегда знали, что они арии, и даже называли свою землю страной ариев.

     

 Древняя Бехистунская надпись, выбитая на высокой скале по приказу персидского царя Дария в середине I тысячелетия до рождества Христова гласит: «Я Дарий великий царь, царь царей , царь земель всех людей , царь на этой великой и обильной земле, далеко и широко, сын Истаспов, Ахеменид (Хахаманеши), перс, сын перса, ариец из арийского рода.» При этом европейские псевдоарии персов за ариев не признавали, ведь Персия была фактической полуколонией европейских колонизаторов.

     

 Как мы хорошо знаем термин арии попал в Европу после знакомства с древнеиндийскими преданиями. Ариями индусы называли и называют себя (правда ариями в Индии считаются не все жители, а только те, кто принадлежит к высшим сословиям -варнам). Какое же отношение иранцы имеют к ариям, ведь они даже не живут в Индии.

     

Как оказывается самое прямое. Индусы-арии и иранцы были когда-то одним народом с общим языком, генетикой, приданиями и духовной культурой. Это единство стало распадаться примерно 3 – 3.,5 тысячи лет назад. Но арийское имя не было забыто не у тех не у других.

     

У этого древнеарийского единства   есть и третий участник это как не странно славяне. Иранские, индоарийские и славянские языки составляют единую восточно-индоевропейскую общность. У этих языков когда-то был общий прародитель.

     

Слово-понятие арии переводят как благородный человек. Однако такое объяснение лишь передаёт суть этого понятия, но не объясняет происхождение (этимологию) . Как не странно древние языки иранцев и индоариев не дают ответ на этот вопрос.

     

Но ответ есть, и он находится в славянских языках. Слово арии происходит от славянского слова ярые. Корень яр, в славянских языках, свидетельствует о энергичности, добрых и высоких устремлениях, яркости (особой красоте), светлости нрава. Арий или Ярый   были теми, кто яро (сильно, энергично) стремится к добру. И именно им, по мнению древних, должно властвовать над миром. На мой взгляд это прекрасное объяснение.

     

Иранский мир связан с родственными ему индийским на юге и славянским миром на севере. Русские в каком-то смысле тоже является частью иранского мира.

     

Из-за родства кровного, языкового. Духовного у русских и иранцев схожее ощущение прекрасного. Возможно этот довод несколько спорен, но, если обратить внимание на самый красивый русский храм – Собор Василия блаженного можно ощутить явную близость к восточному чувству красоты. Кстати, западноевропейцы не понимают красоту этого храма.

     

Здесь хотелось бы немного остановиться на восточной, персидской архитектуре. С первого взгляда видно её различие с греко-римской, западной архитектурой. На Западе формы ровны. Строго геометрические, на Востоке преобладают формы округлые, плавные, шатровые купола. На лицо разное понимание красоты. Православная Византия стала компромиссом западного и восточного ощущения прекрасного.

     

Новый торговый путь через Иран.

     

Россия на протяжение последних 500 лет была ориентирована на Запад. Там в Европе мы сбывали свои товары, оттуда мы брали технологии и идеи.

     

Но не  всегда это было так. До падения Царьграда (Константинополя) в 1453 Русский мир существовал в векторе Север-Юг. Западноевропейское направление было второстепенным. Север-Юг — это не только православия Византия, но и арабский и иранский мир.

     

По мнению многих ученных этот торговый путь стал одной из причин создания древнерусского государства. Речь о так называемом пути «Из варяг в греки». Через земли восточнославянских племен по речным системам проходил основной торговый маршрут между западной Европой и византийцами и Арабским халифатом. На этом пути как бы сегодня сказали крутились огромные деньги. Но после монгольских, а затем и турецких завоеваний это направление перестало существовать.

     

Направление север-юг, или юг -север стало вновь актуальным только в середине XX века, когда по этому маршруту пошёл поток американской помощи для воюющего Советского Союза. Корабли союзников доставляли в основном автомобильную технику и далее она двигалась своим ходом через нагорья Ирана и Азербайджана в действующую советскую армию. Потом этот путь вновь был оставлен из-за неразвитости транспортной системы, закрытости Советского Союза и противодействия англосаксов.

     

В первой половин XXI века это направление от Индийского океана через Иран, Каспийское море и дале в Россию становиться вновь востребованным. Этому способствует неадекватное поведение стран англосаксонского мира, которые контролируют всю морскую торговлю, а также бурное экономическое развитие Индии и Китая.

     

На первом этапе данное направление должно заработать на основе железнодорожного сообщения от Индийского океана до Российской границы по западному берегу Каспийского моря. На втором этапе планируют проложить железнодорожные пути по восточному берегу Каспия, это включит в проект страны Средней Азии. Самым амбициозным является третий этап в котором будут прорыты судоходные каналы между Каспийским морем и Индийским океаном, и ещё один канал между тем же Каспием и Черным морем.

     

Этот проект, как и ему подобные поможет русским и другим народам Евразии избавиться от европоцентричности. Европейская цивилизация принудило весь мир смотреть на себя как на главный планетарный центр притяжения. Простой пример, когда мы в России изучаем мировую историю или литературу мы фактически изучаем историю и литературу Западной Европы. При этом мимо нас проходят такие цивилизации как Китайская, Иранская, Византийская и другие.

     

Западная цивилизация — это не только деньги и технологии — это ещё и блокада и санкции, это агрессивное навязывание чуждых идее и ценностей.

     

Такая практика порочна и она привела человечество к глобальному кризису. Чтобы выйти из этого пагубного состояния необходимо остановиться, оглянуться и  увидеть вокруг себя не только европейскую цивилизацию. Важно понять что мы можем прекрасно жить, придерживаясь своих ценностей, которые нам завещали и выстрадали наши предки.

     

Понимание процессов происходивших на Евразийском континенте, приведёт нас к осознанию той роли и места , которое занимает наша страна России во времени и пространстве. Русский мир есть высшая точка развития евразийских цивилизаций, он является наследником ирано-туранского, тюркского, монгольского миров. Россия по праву владеет срединными землями Евразии, от неё зависит устойчивое развитие этой части света.

     

     

 

     

Кравченко Александр

     

Октябрь 2023 года




Просмотров: 1303