О том, почему созданная людьми с развитым абстрактным мышлением цивилизация достигла предела своего развития, разъяснила в авторском тексте известный футуролог и философ Мария Суслова.
«Понимаю, утверждение о том, что мировоззрение может быть причиной экономического и социального кризисов, постигших еще недавно благополучные страны западного мира, выглядит не серьезно и неубедительно. Принято считать, что корень всех бед в обществе находится в проблемах экономического характера. Чаще всего подвергаются критике частная собственность на средства производства, рыночные отношения и система управления экономикой. Высказывается мнение, что замена частной собственности на общественную собственность на средства производства, а рыночных отношений на плановую экономику, приведут к формированию справедливого и процветающего общества. Уверенность многих уважаемых и просвещенных людей в том, что путь к справедливости, равенству и всеобщему счастью лежит через экономические реформы, зиждется на их святой вере в марксистскую догму о базисе и надстройке, согласно которой именно экономика является базисом общества. В этом нет ничего удивительного. Даже отказавшись от марксистской идеологии, избавиться от марксистского мировоззрения не так-то просто. Для того, чтобы выйти за рамки марксистской мировоззренческой системы необходимо разобраться, в чем классики марксизма-ленинизма были не правы. Ошибочность интересующего нас в данном случае тезиса о базисе и надстройке увидеть довольно просто, если, конечно, захотеть. Дело в том, что на вопрос «Почему экономика – это базис общества?» марксисты, да и экономисты, отвечают одно и тоже: «Потому что человеку, прежде всего, нужно есть и пить».
Потребность в еде и питье – аргумент, конечно, железный, вроде бы даже и возразить нечего, но есть одно маленькое «но». Помню, как еще в советские времена нас учили, что у человека две природы: биологическая и социальная. И действительно, человеку, как биологическому существу, чтобы жить необходимо питаться и утолять жажду, только это означает, что «есть и пить» потребности биологические. Но социальная жизнь человека и жизнь общества ничего общего с биологическими потребностями не имеют. Сразу вспоминаем мудрые слова: «не хлебом единым жив человек», «духовная пища», и «духовные скрепы», потому что они очень важны для понимания социальной природы человека и общества.
Общество – это социальная система, а не биологический организм, несмотря на то, что состоит из биологических организмов (людей). Если бы общество было биологическим организмом, например, таким как дерево, то всем представителя общества не нужно было бы потреблять еду и воду. В обществе были бы «люди-корни», которые бы занимались только поеданием продуктов питания и запивали их водой, а остальные члены общества получали бы готовые питательные вещества и выполняли другие функции. Но в реальности все иначе: каждый человек после рождения переходит на автономное питание, потому что в обществе между людьми нет биологических связей, все члены общества объединены в одну социальную систему социальными связями.
Социальные связи между людьми формируются либо на основе кровного родства, либо на основе единой мировоззренческой системы. В больших обществах, где все люди не могут состоять в родстве, на первый план в социальной жизни выступает мировоззренческая система. Более того, родственные связи между людьми часто разрываются на почве идейных разногласий. Все это говорит о том, что базисом современного общества является мировоззренческая система и только изменения в общественном мировоззрении могут привести к преобразованиям в других сферах общественной жизни, как в направлении развития, так и в сторону деградации. Все разрушительные процессы в обществах Западной Европы, которые мы с удивлением наблюдаем с недавнего времени как раз и являются отражением глубокого кризиса мировоззренческой системы.
Основой западноевропейской цивилизации была и остается иудейско-христианская мировоззренческая система. Триста лет развития науки привели к тому, что христианство как мировоззрение перестало соответствовать современным знаниям об окружающем мире. Прежде всего, это касается фундаментальных вопросов любой мировоззренческой системы: Как возникла Вселенная? Как устроен мир? Как появился человек? А еще: Кто мы, откуда мы и куда? Правда, и современная наука на все эти вопросы не дает однозначных ответов и в этом заключается сложность нашего времени. Христианское миропонимание устарело, а новая мировоззренческая система сформируется еще не скоро, несмотря на то, что отдельные идеи для нее уже появились.
Общество, оставшееся без путеводной мировоззренческой системы, формирующей, в том числе принципы и правила нравственности и морали, теряет свою жизнеспособность и начинает разрушаться. Современные кризисы в странах западноевропейской цивилизации по своей сути агония самой цивилизации. А дальше цивилизованные народы начнут стремительно погружаться в архаику, разрушая культурное и материальное наследие своих предков. Ученые называют такие исторические периоды темными веками. Человечество уже проходило подобные периоды и не один раз, но только об одном из них у нас достаточно сведений. Имеется в виду период перехода от языческого политеизма к современным монотеистическим религиям – иудаизму, христианству и исламу.
Первым значимым событием этого периода, свидетельствующем о том, что язычество как мировоззренческая система потеряла свою духовную силу для интеллектуально продвинутых людей древнего мира, стала реформа египетского фараона Эхнатона.
Пришедший к власти в 1353 (1351) году до нашей эры фараон Аменхотеп IV, изменивший свое имя на Эхнатон («Полезный для Атона»), провел религиозную реформу, получившая название атонистическая революция. Эхнатон упразднил всех древнеегипетских богов кроме Атона, тем самым языческое многобожие свел к единобожию, правда, в рамках языческого мировоззрения – у единого бога Атона был свой образ, состоящий их солнечного диска, украшенного змеей, от которого отходят лучи с кистями рук на концах. Создание образа для бога говорит о том, что для людей, осуществивших атонистическую революцию был характерен сугубо конкретно-предметный тип мышления. После смерти Эхнатона египтяне вернулись к поклонению своим прежним богам, тем не менее, эта реформа имеет важное историческое значение, потому что она показывает, что идея единобожия появилась задолго до формирования новой монотеистической мировоззренческой системы – иудаизма.
Атонистическая революция произошла в конце бронзового века, окончание которого датируется 1200 годом до нашей эры. С этого же времени в истории древнего мира начинаются так называемые античные темные века (12 – 9 века до нашей эры).
Время античных темных веков – это уже новая материально-технологическая эра, называемая в науке железным веком. Для новой эры характерно не только развитие новых ремесел и технологий, но и формирование нового миропонимания. Основой нового миропонимания стал иудаизм, сформировавшийся как целостная мировоззренческая система к началу V века до нашей эры.
От атонистической революции с ее идеей единобожия, до становления монотеистической религии – иудаизма – прошло более тысячи лет и за это время появилась еще одна мировоззренческая идея – идея бестелесного Бога. В отличие от языческих верований, в иудаизме Бог не имеет зримого образа, что свидетельствует о появлении у людей железного века способности к абстрактному мышлению. Новая мировоззренческая система спустя еще почти тысячелетие стала основой для христианства – религии, которой суждено было объединять и вдохновлять на труд и ратный подвиг целые народы на их нелегком пути к современной высокоразвитой цивилизации.
И вот теперь христианство, на формирование которого ушли тысячелетия, перестало быть организующей и вдохновляющей духовной силой. Случилось это, конечно, не внезапно. Развивалась наука, появлялись новые знания об окружающем мире, и христианская мировоззренческая система постепенно сдавала свои позиции, но люди, увлеченные техническим прогрессом и экономическими достижениями, не обращали на это должного внимания. В данный момент мы находимся в исторической точке, когда мировоззренческий зигзаг, подобный атонистической революции в Древнем Египте, уже позади. Случился он в результате революции под названием Великая Октябрьская Социалистическая Революция. Да-да, СССР с его коммунистической идеологией и марксистско-ленинским учением в рамках современной цивилизации, по сути, был результатом религиозной реформы, которая, как и в Древнем Египте, закончилась возвратом к старой мировоззренческой системе. Но нельзя недооценивать исторический феномен под названием СССР. Было построено государство на основе учения, в котором первопричиной всего сущего признавалась материя и законы природы, а не абстрактный Бог. Это говорит о том, что в будущей цивилизационной мировоззренческой системе во главу угла будут поставлены непознанные формы материи, а не божественные и сверхъестественные силы. В то же время коммунистическая идеология не могла стать цивилизационной мировоззренческой системой, так в ней не было самого главного – она не давала большой личной цели для каждого человека.
Древний египтянин знал, что его жизнь не заканчивается вместе с земной жизнью, нужно только сохранить тело и душа в него вернется и продолжит свой путь в вечности. Добрый христианин выносил все тяготы нелегкой жизни и стремился к успеху в своих делах ради спасения души и вечной загробной жизни. Мировоззренческие системы великих цивилизаций даруют человеку личное бессмертие, а остальные – только индивидуальные амбиции.
Коммунистическая идеология призывала на ратный и трудовой подвиг людей, ради построения коммунистического светлого будущего, в котором предстоит жить будущим поколениям. А что получал сам строитель коммунизма? В лучшем случае его портрет могли повесить на «Доске почета». Это очень похоже на мечту гражданина древнегреческого полиса: стать героем олимпийских игр, чтобы поставить свою статую в Олимпийском святилище. В античной Греции бессмертными были только боги, а человеку положено было довольствоваться земной славой. Современный цивилизованный индивид слишком образован, чтобы верить в загробную жизнь, и вместо цели у него появились ценности: успех в карьере, брендовая одежда, автомобиль класса люкс, дом в престижном районе, отдых на престижном курорте.
Никто не отрицает, что жить здесь и сейчас в достатке и комфорте – это хорошо. Однако без стремления к чему-то большему, чем бытовое благополучие, человек, как личность, деградирует, а общество, состоящее из деградировавших людей, обречено на кризисы с последующим разрушением. Так выглядит конец жизненного цикла великой цивилизации, и нам выпало быть свидетелями этого печального зрелища. Но природа мудра и все в ней имеет свою причину и свое назначение, поэтому исторические события, описываемые выше, в своей причинно-следственной связи позволяют сделать следующие выводы.
Человечество развивается эволюционными циклами и с каждым новым циклом человеческое мышление обретает новое качество, как свидетельство эволюции мозга. Во время последнего эволюционного цикла, продолжавшегося чуть более трех тысячелетий, у людей развивалось абстрактное мышление, благодаря которому наука достигла невиданного доселе развития и была создана современная высокотехнологическая цивилизация.
Эволюционный цикл, как слоеный пирог, состоит из нескольких цивилизационных циклов, базовым из которых является мировоззренческий цикл. Во время последнего мировоззренческого цикла развивалась монотеистическая религиозная мировоззренческая система.
Вторым по значению является социальный цикл. Для последнего эволюционного цикла было характерно развитие социальной системы от малых государственных форм – полис или город государство – до больших государственных форм – национальное государство.
И еще один цивилизационный цикл – материально-технологический. Последний эволюционный цикл человечества совпал с материально-технологической эпохой под названием железный век.
И еще одно наблюдение. В эволюционном цикле прослеживаются четыре цивилизационных периода: античные темные века, античная цивилизация, темные века (средневековье) и завершает цикл цивилизация высоких технологий.
Сегодня наш мир находится на разломе времен, когда один эволюционный цикл до конца еще не завершился, но уже началась расчистка пространства для следующей эры в истории человечества. Цивилизация, созданная людьми с развитым абстрактным мышлением, достигла предела своего развития. Следующую цивилизацию будут создавать люди, мышление которых эволюция дополнит новым качеством. Возможно, у людей будущего будет развиваться системное мышление. В любом случае, у человечества впереди долгая и интересная история».