Локальные конфликты конца ХХ - начала XXI века отличаются не только размахом и новизной применяемого вооружения, но и широким использованием средств так называемой "информационной войны". Этот термин появился относительно недавно и означает усилия, направленные на дезинформацию мирового общественного мнения. В этом преуспели прежде всего американцы. Так было в ходе освещения "Бури в пустыне" 1991 года, высадке в Сомали 1993. Так же произошло и в ходе войны 1999 года на Балканах.
Мировые информационные агентства получали информацию только от американских военных, а мнение противной стороны просто игнорировалось. По прошествии нескольких лет попробуем только прикоснуться к некоторым загадкам той войны.
Загадки и несуразности начинаются с самого первого вопроса - о количестве и качестве югославских ПВО. Стоит сказать, что западные СМИ долгое время муссировали слухи о наличии у югославов нескольких комплексов С-200Д "Ангара", С-300ПТ и 2С6М "Тунгуска". Сразу оговорюсь, что эти сведения не подтвердились и российская сторона отрицала и отрицает поставки данных комплексов в СРЮ.
Наиболее активно западные средства массовой информации обвиняли Россию в поставке Югославии ЗРК С-300. Впервые информация об этом появилась в немецком журнале "Шпигель" в конце весны - начале лета 1999 г. Практически сразу генерал Л.Г.Ивашов, в то время - заместитель начальника Генерального штаба МО РФ, отверг любые обвинения. Действительно, в условиях блокады поставка ЗРК такого размера была попросту невозможна.
А история с этими комплексами такова. Один из офицеров украинской армии, сейчас вышедший в отставку, по своей инициативе (!) провёл операцию по дезинформации западных СМИ. В одной из частей ПВО Украины на ЗРК С-300 были нанесены югославские знаки различия, а солдаты переодеты в югославскую форму. Дезинформация, подтвердить которую должны были сделанные фотографии, распространилась через западные информационные агентства. В результате аналитические отделы НАТО долгое время находились в достаточно затруднительном положении, ища "черную кошку в темной комнате".
Тем не менее, части ПВО армии СРЮ смогли оказать достойное сопротивление и без С-300. Они использовали тактику, разработанную советскими зенитчиками. Она заключается в постоянном маневре ЗРК с выходом на огневые позиции к моменту, когда появление противника наиболее вероятно. Этот прием, оправдавший себя даже в пустынной местности (Египет 1969 - 70 гг.), оказался еще более эффективным в горно-лесистой Югославии. Естественно, что ПВО СРЮ не могла надёжно прикрыть всю территорию страны, но такой цели и не ставилось. Оценивая свои силы реально, югославский генштаб поставил задачу ПВО просто нанести авиации альянса максимально возможный ущерб. Отметим, что практически все сбитые самолёты НАТО записали на свой счёт не ВВС, а ПВО СРЮ. Причём эффективно действовали не только ЗРК, но и расчёты зенитной артиллерии. К примеру, 15 апреля расчет зенитной пушки L70 "Бофорс" во главе с лейтенантом Здравко Банковичем сбил над Подгорицей немецкий "Торнадо" и французский "Мираж" 2000. Интересно, что несмотря на достаточно легкое повреждение самолёта, вполне позволявшее вернуться на свою базу, французский лётчик запаниковал и катапультировался.
Командование ВС СРЮ в первые дни операции использовало активные и пассивные средства системы ПВО минимально, что явилось неожиданностью для командования НАТО и позволило сохранить основной боевой потенциал сил и средств ПВО СРЮ. Вместе с тем использование нестандартных приемов и высокой мобильности системы ПВО позволило уничтожить часть нападавшей авиации и крылатых ракет.
С началом войны американские пропагандисты совершили несколько грубых ошибок, которые показали, что СМИ, мягко говоря, не освещают все аспекты воздушной войны.
26 марта над Боснией подполковник Слободан Перич сбил американский F-15E, после чего сам был сбит другим "Иглом". Было решено представить общественности не один сбитый МиГ, а два. В результате, после телевизионного репортажа, западные же эксперты опознали в обломках одного из "МиГов" родной F-15.
28 марта начальник Генштаба МО РФ генерал Квашнин сделал интересное заявление, из которого следовало, что Югославия потеряла 2-3 МиГ-29, свыше 4 МиГ-21 и 2-3 МиГ-23. Но в составе ВВС СРЮ никогда не было МиГ-23!! Тем не иенее, это не совсем ошибка! История такова. В 1989 году в Загреб для капитального ремонта из Ирака были перегнаны четыре МиГ-21бис и один МиГ-23МФ. Эти машины по непонятным причинам простояли два года и в 1991 г. после распада страны машины оказались на ремонтном предприятии "Мома Станойлович" (Moma Stanojlovic), базирующееся на аэродром Батайница. Самолеты несли характерный пустынный камуфляж, только опознавательные знаки и номера были закрашены более темной зеленой краской.
С началом войны все самолеты были зачислены в состав ВВС и получили новые номера: МиГ-23МФ стал 23269, а "21"-е - 21196, 21204, 21285 (к сожалению, четвертый номер автору неизвестен). По всей видимости, даже такие машины пригодились в войне против НАТО.
В ходе воздушной войны над Югославией известен даже случай тарана. Командир 241-й легкобомбардировочной эскадрильи полковник Живота Дьюрич - пилот подбитого ракетой в ближнем бою штурмовика J-22 "Орао" - направил горящую машину на пару натовских самолётов и врезался в один из них.
Несмотря на громадное превосходство авиации НАТО, ВВС СРЮ всё же смогли провести две успешные операции. Причём патриотический подъём был настолько высок, что лётчики по собственной инициативе, не информируя командование, провели боевой вылет на штурмовку. 18 апреля группа из девяти самолётов ВВС СРЮ (7 штурмовиков - G-4 "Супер Галеб" и J-22 "Орао" и два истребителя прикрытия - МиГ-21) поднялась с базы Поникве, недалеко от города Ужице и на высоте 800 метров направилась в сторону боснийского города Тузла, где находится НАТОвская авиабаза (хотя это громко сказано - гражданский аэродром использовался НАТО для экстренных посадок, то есть там находились повреждённые самолёты). Расстояние составляло 120 км. В результате внезапного рейда (ведь американское командование заявляло, что югославская авиация уничтожена) было уничтожено (по сербским данным, вероятно завышенным) 17 самолётов и 3 вертолёта НАТО. Степень их повреждений до атаки югославских ВВС неизвестна. Один J-22 "Орао" был сбит натовским ЗРК, а один из МиГов получил повреждения, но его пилот сумел совершить аварийную посадку в 10 километрах от базы Поникве. Чрезвычайно интересно то, что данная операция была неофициальной инициативой сербских летчиков. Организатор акции, подполковник Михайло В. погиб в сбитом "Орао". Хотя западные СМИ отрицают даже саму вероятность такого налета, неофициально источники, близкие к Генштабу МО РФ, подтвердили проведение данной операции. Что это - пропагандистский трюк сербов или реальный налет, тщательно скрываемый НАТО?
26 апреля подобная операция была проведена с базы Голубовцы под Подгорицей. Два штурмовика G-4 "Супер Галеб" (по другим данным их было четыре) пересекли албанскую границу и атаковали базу Ринас, недалеко от Тираны, столицы Албании. Кассетные бомбы, сброшенные штурмовиками, повредили или уничтожили 9 вертолётов АН-64 "Апач". Акция была неожиданной и G-4 в полном составе вернулись на базу (по другим данным два самолёта всё же были сбиты ЗРК). "Супер Галебы" приземлились на базе Поникве, той самой, откуда проводился рейд 18 апреля. Стоить отметить, что данная авиабаза была выбрана не случайно - в отличие от Голубовцев, она имеет подземные ангары, недосягаемые для ударов натовской авиации.
Косвенно факт налета подтвержден действиями американцев. До 18 апреля НАТО старалось не трогать Черногорию, рассчитывая позже инициировать её отделение от Сербии. Но в один день отношение резко изменилось (после рейда на Ринас?) и Подгорица (столица Черногории) подверглась сразу трём массированным налётам и ударам крылатых ракет. А 27-го числа удару подверглись база Поникве и город Ужице.
Именно после 26 апреля командование НАТО отказалось от использования "Апачей" в Косово. Хотя официальная причина сформулирована следующим образом: "вертолеты оказались совершенно непригодными для ведения боевых действий в горно-лесистой местности и быстро меняющихся погодных условиях". Потерю вертолетов скрыть оказалось невозможно и несколько машин были списаны как "разбившиеся в учебных вылетах". Что это - совпадение или все же налеты имели место?
Еще одной "интересной" небоевой потерей НАТО стал транспортный "Геркулес" Королевских ВВС, разбившийся над Албанией 14 июня. Было заявлено, что самолет с грузом гуманитарной помощи разбился "ввиду плохих погодных условий". Но осенью того же 1999 года в британских СМИ появилась информация, что на борту была группа SAS (Special Air Services), направлявшаяся на аэродром Слатина, рядом со столицей Косово Приштиной, что бы опередить русских десантников, направлявшихся туда из Боснии. В свете этих данных версия крушения самолёта становится сомнительной. Но на вопрос кто же его сбил (и сбил ли вообще) ответа нет.
К слову, после того как Русбат занял Слатину, из подземного ангара поднялись 123-я и 124-я иаэ 83 иап ВВС СРЮ, укомплектованные, "давно уничтоженными" по сводкам НАТОвских генералов, МиГами-21 и направились в сторону Сербии. По словам многих очевидцев, реальное состояние ВВС Югославии буквально вызвало шок у многих натовских экспертов, считавших их полностью уничтоженными, а выживший личный состав деморализованным.
В заключение стоит сказать, что обе стороны конфликта до сих пор отказываются признать большую часть собственных потерь. Причём, если Альянс просто отрицает потерю 61 самолёта, 7 вертолётов, 30 беспилотных самолётов, 238 ракет (данные Генштаба Югославской армии, подтверждённые ГРУ Генштаба МО РФ), то ВВС СРЮ пытаются действовать подобно израильским Хель Хаавир, которые подтверждают собственные потери, но отрицают удачные действия противника в качестве причины (традиционные объяснения: разбился при заходе на посадку, сбит собственными ПВО).
Напоследок еще одно замечание: все же потери югославских ВВС на земле были минимальными: после переговоров в Рамбуйе практически вся авиация была передислоцирована в подземные укрытия, а на ВПП и даже на шоссе были размещены тщательно выполненные макеты МиГ-29 и МиГ-21, производство которых было поставлено на поток.
В целом, в который раз приходится с сожалением констатировать, что правду об этой войне мы вряд ли скоро узнаем...
Список использованной литературы.
НВО № 11,12,14,19,21,23,37,46/1999 и 4/2000
Сержант № 11
Гуськова Е.Ю.
История Югославского кризиса (1990-2000 гг.), М. 2001 г
Васильева Н. & Гаврилов В.
Балканский тупик?, М. 2000 г
Venik's aviation web-site
Ilustrovana politika 1.6.1999
Jane's Defense Weekly April 1999
The Sunday Times (UK) October 24 1999
KFOR Handbook. A field-ready reference publication, July 1999