Картина косовских событий внешне столь же проста, сколь сложна и запутана. И тем не менее, по своим масштабам, по своим последствиям - и непосредственным, и опосредованным - они превзошли все локальные войны, происходящие в мире после 1945 года, включая даже войны в Корее, Вьетнаме и Афганистане. Ибо те были пробой сил между блоками, не ломавшей ни основных принципов и рамок послевоенного миропорядка, ни созданных по решению наций основных структур его поддержания - прежде всего ООН и СБ.
Уход СССР из истории и последовавшая за ним самоликвидация России в качестве великой державы, ее общий упадок, а в особенности ослабление ее мироустрояющей воли создали качественно новую ситуацию и новое сообщество, что видимым для всех образом сказалось уже в бывшей Югославии. Сегодня, после балканских войн конца ХХ века, само содержание этого понятия, особенно когда к нему добавляют, притом все чаще, словечко «цивилизованное», меняется до неузнаваемости. Не только в обиходной речи, но и в словаре политиков оно начинает обозначать именно западный альянс, охотно отождествляющий себя с мощью США. Именно в таком духе высказался один из высокопоставленных чиновников вашингтонской администрации, бывший посол США в СССР Т. Пикеринг, заявивший: «Когда мы говорим о международном сообществе, мы подразумеваем страны восьмерки». Но, с учетом двусмысленной роли России в этой самой восьмерке, все прекрасно понимают, что речь идет о семерке. Это - новый взлет евро- (или, с учетом роли США)- вестоцентризма, как казалось после двух мировых войн уже отжившего свой век.
С. Тэлботт, выступая в Стэнфордском университете, прямо предложил русским скорректировать их историческую память таким образом, чтобы минимизировать в ней воспоминания о противостоянии России с Западом. Тогда-то и прозвучала циничная, хотя и облеченная в благостную форму дружеского совета рекомендация: «Вам следует уделять меньше внимания образу Александра Невского, побеждающего шведских рыцарей в битве на льду...». Даже еще и сегодня, хочется думать, каждому школьнику в России известно, что на льду Чудского озера русский князь разбил рыцарей Тевтонского ордена. Их натиск на Восток открыто брал за образец Гитлер. А потому естественно возникает вопрос: неужели советник Клинтона, имеющий репутацию знатока России, столь невежественен?
С Югославией дело обстояло иначе; а для того, чтобы показать, что в мире «нового» мирового порядка никто, кроме избранных, не имеет права как на национальные интересы, так и на национальные священные предания, чтобы атаковать самый этот принцип самоценной и самостоятельной жизни народов, трудно было бы найти территорию, сравнимую по полноте его воплощения с Косово. «Во всей европейской истории - признает, например, не слишком благосклонный к сербам Т. Джадак, - невозможно обнаружить ничего сравнимого с воздействием Косово на сербскую национальную психику». Что же до русских (по сознанию) людей, то еще сравнительно недавно они, казалось бы, могли хорошо понимать сербов уже хотя бы по аналогии с собственными чувствами к Севастополю и всей связанной с ним древней Корсуни (Крыму), а также к Куликову полю. Однако легкость, с какой современная Россия рассталась с Севастополем, Крымом, Приднестровьем, позволяет заключить, что и в ней самой матрица священных преданий сильно повреждена, если не вовсе разрушена, и что нынешние россияне перенесут утрату Куликова поля - паче чаяния если бы такое случилось - гораздо более безболезненно, нежели то представлялось еще совсем недавно. Это сделало одиночество сербов в их попытках отстоять свое право на Косово особенно трагическим - еще и потому, что Сербия пыталась, пусть и бессознательно, пусть и не вся нация, отстоять здесь не только свое, но именно общечеловеческое право на историю.
Пять веков сербским девушкам в Черногории и Герцеговине запрещалось украшать себя цветами и надевать на голову любой другой платок, кроме черного. Мужчины обвязывали свои шапочки черными лентами и под гусли рассказывали о косовской трагедии. И уже тогда эта приверженность к священному преданию, более того - само притязание на обладание таковым вызывало острую неприязнь хорватов и мусульман, прекрасно понимавших, о чем именно идет здесь речь. В романе Драшковича «Нож» один из мусульманских усташей, с издевкой говорит главе вырезаемой на Рождество огромной сербской семьи: «Ну, конечно, известно уж, что вы мученики, страдальцы еще со времен Косово!..». Именно эту усташскую усмешку над мученичеством переняли западные СМИ, ей подражали в тоне своего освещения событий многие журналисты. Так, например, летом 1999 года, в разгар натовской агрессии, в «Независимой газете» была дважды (!!) опубликована статья Алексея Собченко «История, которая убивает», где автор грубо и с нарочитым вызовом по отношению к самому понятию «священной земли» препарируя историю, стремился доказать, что источником и первопричиной трагедии Косово является упорная приверженность сербов к мифу.
Что до «мифов», то кажется, что Шлиман уже давно убедил всех в необходимости осторожного обращения с ними. За ними нередко стоит реальность, и если мы еще не располагаем абсолютными доказательствами ее достоверности, то это еще не повод для пренебрежительного обращения с основополагающими национальными преданиями. Их всегда не очень много у каждого народа, как не много и связанных с ними мест. Но именно эта их единичность, исключительность и обязывает к особо бережному обращению с ними. Показательно в статье Собченко и другое: он, целиком адресуя свои упреки сербам, словно бы напрочь забыл о существовании в мире государства, которое целиком утвердилось на предании многотысячелетней давности - Израиля.
Сложившаяся в Косово ситуация, само напряжение между двумя уровнями реальности - высшей реальностью священного предания и прагматической действительностью, накал межэтнических и сопряженных с ними межконфессиональных противоречий - делали в глазах технологов войн ХХI века это древнее поле битвы идеальной лабораторией для подобного эксперимента. И когда в мятежном Афганистане были разрушены статуи Будды, то об этом кричал весь мир. Сейчас, когда в Косово в массовом порядке сжигаются церкви и разрушаются монастыри, то об этом стараются промолчать.
Пытаясь найти выход из сложившейся ситуации и выявить возможности регулирования балканских кризисов, многие аналитики задаются вопросом: так ли уж исконна непримиримость многочисленных этносов и культур в этом регионе, как об этом твердят противостоящие друг другу стороны? Существовали ли у них общие исторические корни и предпринимались ли ими попытки совместных действий? И, что особенно важно для постепенного ослабления напряженности вокруг Косово, на какой основе возможно примирение населяющих этот край албанцев и сербов? Как выглядит Израиль в глазах сербов? Об этом и о многом другом рассказывает Ее Превосходительство Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии и Черногории в Израиле г-жа Кринка Видакович-Петрова.
- Г-жа посол, согласно протоколу вопросы были посланы вам несколько дней назад, но за этот период в Косово начались трагические события, и поэтому я должен в первую очередь задать вам вопрос о том, что там сейчас происходит.
- Уверена, что вы знаете самые последние новости из Косово. Только что в Косово побывал генеральный секретарь НАТО Х. Солана. Он был шокирован тем, что ему пришлось увидеть хотя бы потому, что узнавать о косовских событиях с экранов телевизоров или страниц газет – это, по сути дела, ничего не знать, что же какие ужасы там творятся на самом деле - горящие дома, убитые люди, разрушенные больницы, школы и храмы. Только за первые дня конфликта косовские албанцы сожгли более 20 церквей и монастырей. И Солана, и другие иностранные представители, побывавшие в Косово, подтвердили, что происходящие там события - это не спонтанное явление, вызванное гибелью двух детей из общины косовских албанцев, которые утонули, якобы спасаясь в реке от сербов. Кстати, этот факт, который так громко освещался мировыми СМИ, так и остался недоказанным. Эта трагедия была использована в качестве своего рода детонатора к массовому насилию против сербов, которое ждало своего часа. С 1999 года это первый случай, когда косовские албанцы массово и организованно начали атаки против сербов, проживающих в Косово. Все предположения по поводу того, что все происходящее сейчас в Косово является заранее спланированной и организованной акцией, подтвердились. Мало того, даже хорошо вооруженные миротворческие силы KFOR, дислоцированные в этом регионе, вынуждены были первоначально отступить перед косовскими албанцами. Не смотря на то, что они расквартированы там для обеспечения безопасности всех проживающих в этом регионе, впервые за последние 5 лет миротворцам пришлось думать об их собственной безопасности.
- В чем корни конфликта между косовскими сербами и албанцами?
- Как и любой другой серьезный конфликт, этот конфликт очень сложный, то есть невозможно выделить какой-то главный его элемент или предпосылку. На мой взгляд, этот конфликт можно определить как давний межэтнический конфликт между сербами и албанцами, являющийся частью нашей истории. Когда я говорю «наша история», то я подразумеваю под этим историю всех Балкан. Даже в истории Второй мировой войны, которая как известная велась между нацистами и практически всем цивилизованным миром, Балканы имели свой дополнительный, внутренний межэтнический конфликт. Сразу же после первых атак фашистами Белграда в Хорватии были создано независимое профашистское правительство. Бывавшие хоть раз в «Яд ва Шеме», уверена, видели документальные свидетельства о существовании на территории Хорватии одного из самых страшных фашистских концлагерей Ясеновац. Хорваты оккупировали Боснию и большую часть Сербии, Белград был разделен на 2 части, а граница проходила по течению Дуная. На другом берегу реки был создан небольшой по размерам концлагерь, в который свозили всех евреев оккупированной Сербии. Лагерь не мог вместить всех, и немцы заталкивали людей в закрытые грузовики и увозили. Закрытые грузовики были страшным изобретением фашизма - душегубками. К местам захоронения людей привозили уже мертвыми. Так был «решен» вопрос с евреями Сербии. Сербы и евреи в те годы были примерно в одинаковом положении. И тех, и других попросту уничтожали, стирали с лица земли. Наверное, в том числе и поэтому, до сих пор отношения между нашими странами, между простыми людьми - сербами и евреями больше чем братские.
Падение Берлинской стены в 1989 году дало еще один импульс до сих пор происходящим на территории бывшей Югославии событиям, по большей части негативным. Распалась СФРЮ, усилилось напряжение между народами, проживающими на этой территории, возникли межэтнические конфликты. Даже теперь, после целого ряда лет, прошедших с момента распада СФРЮ, на многие возникшие вопросы пока что нет ответа.
- Вероятно, распад Югославии и образование целого ряда независимых государств и был лучшим выходом для всех сторон?
- До недавнего времени много людей верили в то, что многонациональное государство, коим являлась Югославия, на Балканах, где межэтнические конфликты всегда имели место, это лучший способ успешного сосуществования различных наций и народностей. Наша страна действительно жила лучше по целому ряду показателей чем многие наши соседи. У нас была более либеральная политика, мы были много ближе к Западу, наша экономика была более ориентированной на рыночные, мы не входили в Организацию стран-участниц Варшавского договора. Все выглядело так, что имело смысл, что называется, «продолжать в том же духе». Но так получилось, что в какой-то момент наши восточноевропейские соседи оказались в этом плане более динамичными. Из-за целого ряда наших внутренних, особенно межэтнических проблем, мы оказались отброшенными далеко назад в вопросах международной интеграции. Права хорватских сербов, не столько межэтнический, сколько межконфессиональный конфликт в Боснии и т.д. до сих пор требуют решения и не позволяют нам двигаться вперед в этом направлении.
- А может быть Балканам нужен новый Тито?
- Говорить о времени Тито не менее сложно, чем говорить о сегодняшнем дне на Балканах. По моему мнению, глядя в прошлое, нужно быть максимально объективным и учитывать как все положительные, так и все отрицательные моменты. Тито пришел к власти на волне своих заслуг во II мировой войне. Иначе бы его просто не было. Еще один немаловажный фактор - это похолодание в отношениях между СССР и СФРЮ в годы его правления. Как бы это странно не звучало, но это явилось положительным моментом для Югославии, так как позволило нашей стране занять тогда особую позицию на мировой арене. СФРЮ возглавило Международное движение неприсоединения, которое по своему контексту сейчас сильно отличается от того содружества неприсоединившихся государств. Создание такого рода ниши в мировой политике стало в тот момент позитивным моментом для тогдашней, в общем-то, маленькой по размерам, Югославии.
Да, когда мы говорим о Тито сегодня, мы не должны забывать тех его поступков и решений, которые действительно должны быть подвергнуты критике. Однако, были и плюсы - у нас была одна страна, мы жили в мире, мы жили вместе. До сих пор, многие, особенно взрослые люди, говорят о том, что это был хороший период в их жизни. И у моего поколения, родившегося сразу после II мировой войны, был шанс пожить в том времени. Другие, более молодые, либо не помнят, либо попросту в силу своей молодости ничего не знают о тех временах и не имеют представления о том, что происходило тогда в Югославии. Иногда молодежь не хочет говорить об этом хотя бы потому, что предпочитает говорить и думать о настоящем и будущем. Наверное, именно потому и нередко звучит: «Кто? Тито? Пусть об этом говорят те, кто постарше.».
- Самого названия Югославия уже нет на современной карте мира. Есть Босния и Герцеговина, Словения, Македония и т.д. Вы представляете в нашей стране Сербию и Черногорию. Нет ли ностальгии по прошлому?
- Я родилась и выросла в Югославии. Именно так до недавнего времени называлась моя страна. 50 лет моей жизни прошли там. Это - часть жизни, которую не вычеркнешь. Это - часть истории. Но, с другой стороны, само название Югославия появилось на свет в 1918 году, после I мировой войны. Так что с точки зрения истории такое государство существовало не так много времени. Да, можно постоянно оберегать и хранить в своей душе прошлое, но, на мой взгляд, нужно помнить и жить настоящим и заботиться о будущем. Пусть с некоторых точек зрения Югославию кто-то считает плохой и ужасной, но лучше это, чем без этого вообще.
- Есть ли надежда на то, что все то, что сейчас происходит в Косово, найдет свое мирное решение?
- Решение конфликта не находится только тогда, когда его не ищут. Я уверена, что так или иначе конфликтующие стороны найдут путь к мирному диалогу.
- Вам конечно же известна позиция официального Иерусалима в связи с ситуацией в Косово. Устраивает ли она ваше правительство?
- Вы знаете, в первую очередь я хотела бы поблагодарить простых израильтян за ту огромную моральную поддержку и гражданскую позицию, которую они занимают по отношению ко всему происходящему сейчас в Сербии. Неформальное общение мне порой говорит гораздо больше, чем сухие строки официальных заявлений и деклараций.
- Вы - чуть ли не единственная женщина-посол, аккредитованная в нашей стране. Для вторых половин послов-мужчин в Израиле существует специальный клуб. Неужели ваш супруг является его членом?
- Мой супруг, который, кстати, и будет переводить мне напечатанное вашей газетой интервью, так как имеет русские корни и владеет русским языком, с момента моей аккредитации в Израиле в 2002 году живет на 2 дома. Несколько месяцев в году он живет со мной в Израиле, после чего возвращается в Белград. Он, как и я - филолог и литератор. Кстати, одна из моих книг, была посвящена культуре сефардских евреев.
Для тех читателей «Новостей недели», которые имеют доступ в Интернет и которых интересует ситуация в Косово, г-жа К. Видакович-Петрова порекомендовала следующие Интернет-сайты
http://kosovo.com
http://kc.gov.yu
www.kosovo.net
На фото – Чрезвычайный и Полномочный посол Сербии и Черногории В Израиле г-жа К. Видакович-Петрова с супругом Александром