Духовное единство славянских и православных народов, ещё и потому нельзя считать эфемерным, плодом фантазий разного рода кабинетных мыслителей, что идеи этого единства постоянно искали возможность воплотиться в реальность тем или иным способом. Безусловно, высшей формой объединения духовно близких людей на земле является Православная Церковь, затем по степени ценности является такая форма объединения людей, как государство. Действительно, идея жизни в единой державе для славян не являлась чуждой. Высшим достижением этой идеи стало Российское царство, которое до конца своего существования ревностно исполняло роль главного славянского государства, защищая не только своих подданных, но и славянские народы, проживающие вне его пределов. Общеизвестны и другие попытки оформить общеславянские государства и союзы - Чехословакия, Югославия, Славянская Антанта. Все эти попытки оказались безуспешными, так как Россия с её духовным и материальным потенциалом была исключена из этих процессов.
Не имея возможности создать своё полноценное государство, славяне с середины XIX века обратили свой взор к общественным организациям. Создание общеславянских организаций получило большое развитие в Австро-Венгрии. В 1848 году состоялся Первый Славянский съезд в Праге, на котором присутствовали представители всех славянских народов, населявших тогда Австрию. Несмотря на то, что ростки славянского движения австрийцы всеми силами старались задушить, оно, тем не менее, дало хорошие всходы и добрые плоды. Уже в 1860-х годах чех Мирослав Тырш создаёт гимнастическое общество "Сокол", которое через несколько десятилетий становиться всеславянским. Опыт сокольского движения является самым успешным в деле объединения славян. К моменту своего максимального рассвета (конец 1930-х годов) у каждого славянского народа были свои сокольские организации, членами которых были более миллиона человек. Любопытно, что именно организации, которые в своём внутреннем устройстве имеют военный элемент, добиваются наибольших успехов в деле славянского единства. Вероятно, очевидная опасность, которую несёт славянам их окружение, заставляет выбирать именно военизированные формы объединения. "Славянский Сокол" оказал огромное положительное влияние на судьбы славян, в частности его структуры вели активную борьбу против австрийского угнетения в Боснии, сокольские организации стали основой армии независимой Чехословакии, а также сыграли огромную положительную роль в военной подготовке сербской и русской допризывной молодёжи (имеется в виду эмиграция) между двумя мировыми войнами. Тот факт, что сокольские организации с одинаковой силой преследовались во время оккупации славянских стран фашистской Германией и коммунистическими режимами, дополнительно свидетельствует о силе этой всеславянской организации.
Со времени окончания Второй мировой войны вплоть до конца 1980-х годов в этой области, по понятным причинам, не было практически никакой деятельности. При этом необходимо добавить, что живое общение между родолюбивыми организациями славянских народов в рассеянии никогда не прекращалось.
После гибели коммунистических режимов в России и в странах Восточной Европы для славянского движения начинается новый период. Особенностью этого времени является особая, детонирующая роль Сербии, где родолюбивые силы в течение десяти лет руководили страной и вели изнурительную вооруженную борьбу против врагов Православия и славянства. В тоже время, несмотря на тяжелейшее положение в России, по объективным причинам русский народ остаётся главной и определяющей силой в славянском движении. Подтверждает это множество фактов, в том числе - стремление Белоруссии и вообще здоровых сил в разных странах к единению с Россией, главная роль русских в Добровольческом Движении в Приднестровье и на Балканах, а также неослабевающий интерес русских патриотических организаций к общеправославным и общеславянским вопросам. Совершенно очевидно, что без победы патриотических сил в России, славянское движение обреченно на провал, а сами славяне на вымирание.
Первыми попытками создания общеславянской организации можно считать возрождение сокольской организации в России, Сербии, Чехии, Словакии. В 1994 году прошел XII всесокольский слет, на котором впервые за 50 лет собрались представители национальных организаций. Однако политические события 1990-х годов (вступление Чехии в НАТО, бомбардировки Югославии) и общая тенденция отхода западных славян от общеславянского единства привели к тому, что были подорваны основы сокольского движения. Уже на XIII слет сербов не пригласили вообще, а русскую делегацию приглашали так, что она в принципе приехать не могла. В 2002 году чехи и словаки вместо "Всеславянского Сокола" создают "Всемирный Сокол", не приглашая при этом русских и сербов. Если бы сокольские организации в России и Сербии были достаточно сильны, то оформление раскола в сокольском движении было бы неминуемо, вероятнее всего к новой организации присоединилась бы национально-мыслящая часть чешского и словацкого "Сокола".
Русские патриотически настроенные деятели культуры в 1990-х годах предприняли ряд попыток создания общеславянских организаций. Можно отметить среди них Международный Фонд славянской письменности и культуры, Славянский Собор, II Славянский съезд в Праге, Общество русско-сербской дружбы. Необходимо заметить, что данные попытки можно считать неуспешными, так как основной движущей силой в них был узкий круг патриотической интеллигенции, идеи и дела этих организаций не выходили за рамки этого "узкого круга" и широкого развития не получили. Тем не менее, и это направление сыграло свою положительную роль в общем движении.
После начала военных действий в Сербской Краине в 1991 году, а затем в Боснии в 1992 году из России в Сербию, как и в 1876 году, стали в большом количестве пребывать русские добровольцы. По общей оценке, с1991 по 1999 годы в Сербии побывало около 1000 добровольцев из России, Болгарии, Греции, Польши, Чехии и Словакии. Толчком для этого движения стала война в Приднестровье, на которой побывало несколько тысяч добровольцев. Русское Добровольческое Движение, начало которому было положено в 1876 году - явление по своей сути уникальное, ибо оно не является плодом умозрительных выводов кабинетных мыслителей, а настоящим ответом народа (самой деятельной его части) в ответ на вопиющую несправедливость.
Естественно, что добровольцы, побывавшие в Сербии, оказались самой благоприятной средой для создания всеславянской организации, для них славянское единство более не являлось чисто политической концепцией. Во времена генерала Черняева политические процессы в российском обществе предшествовали добровольческому движению, в 1990-х годах добровольческое движение не только опередило политические процессы, но и в какой-то мере стало их инициатором и даже оправданием.
Мысли о создании своей общественно-политической организации добровольцам стали появляться уже в 1993 году. В 1994 году правительство Республики Сербской официально поддержало идею создания Комитета Русских Добровольцев. Однако только в 1997 году добровольцам удалось создать организацию и зарегистрировать её. Помимо чисто ветеранского характера, Отечественный Союз Добровольцев (ОСД), являл собой некое неформальное представительство России в Республике Сербской (в то время в Боснии не было даже торгового представительства нашей страны). Союз Добровольцев также собирал всех тех, кому были близки идеи славянского единства. Простые сербы, ветераны проявляли живой интерес к этой организации, им была по душе мысль о том, что они могут стать членами организации, которая действует в России, на Украине, Болгарии. Это в какой-то степени воплощало идею единства православных и славянских народов, которая, казалось, погибла на боснийских фронтах. Вскоре деятельность ОСД привлекла внимание родолюбивой общественности во многих славянских государствах и в рассеянии. С 1998 года начали развиваться контакты с польскими патриотами, которые увенчались подписанием документа о создании всеславянского ОСД. Подписание документа произошло в 1999 году в праздник Успения Пресвятой Богородицы - Крестной Славы ОСД. Поэтому сам документ получил название - "Успенская Грамота". Вот что писала об этом тогда газета "Сербский Крест":
ВСЕСЛАВЯНСКИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ СОЮЗ ДОБРОВОЛЬЦЕВ
Как сообщила СЛУЖБА НОВОСТЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СОЮЗА ДОБРОВОЛЬЦЕВ (18.02.2000, Республика Сербская ) создан "Всеславянский Отечественный Союз Добровольцев" (ВОСД).
Идея общеславянского союза добровольцев не нова, хотя бы и потому что не однажды представители многих славянских народов объединялись ради решения общих задач, и основа этого явления хорошо известна, а именно, очевидное родство по крови и соответственно по духу. Не стала тому исключением и последняя война на Балканах. В составе Войска Республики Сербской, Войска Республики Сербской Краины, а после и на Косове в одном строю воевали русские, болгары, поляки, чехи и другие представители славянских народов.
Однако непосредственное воплощение идеи общеславянского союза добровольцев стало возможным после окончания войны в Боснии, когда Отечественный Союз Добровольцев Республики Сербской (ОСД РС) объединил в себе представителей разных славянских народов. Важную роль в становлении общеславянской организации сыграли польские родолюбы. После продолжительных контактов между ОСД РС и польскими патриотами было принято решение провести встречу на Грюнвальдском поле 15 июля 1999 года, и уже там договориться о будущей организации. Однако в силу объективных причин эта встреча состоялась позднее, в августе 1999 года в г. Пале (Республика Сербская) в день Успения Пресвятой Богородицы. В тот благодатный день руководством ОСД РС и польскими представителями было принято решение о создании единой организации - Общеславянский Отечественный Союз Добровольцев. Тогда же был принят основополагающий документ Союза - Успенская Грамота. Кроме того, было решено сосредоточить совместную работу прежде всего на обмене информацией и на совместных действиях в области добротворства, т.е. помощи сербским беженцам с Косова. Через день после подписания Успенской Грамоты в г. Вышеграде (Республика Сербская) состоялась встреча с болгарским представителем. А 17 ноября 1999 в г. Пила (Великопольское воеводство, Польша) руководство ОСД встретилось с представителями родолюбивой организации из Калининграда (Россия), где было подписано соглашение о совместной работе по информационному обмену. Калининградцы, кроме того, выразили желание создать информационный центр ОСД в своем городе.
Не случайно, что Успенская Грамота появилась в 1999 году, по прошествии 2,5 месяцев после оккупации Косова силами НАТО. Потребность в организации добровольческого союза с разветвлённой сетью местных отделений в разных славянских государствах после Косовской трагедии была чрезвычайно велика. Кроме прочего Союз Добровольцев должен был решать, в случае необходимости, проблемы информационной блокады, организовывать доставку гуманитарной помощи беженцам, собирать и отправлять добровольцев в те уголки славянского мира, где это более всего необходимо. До мая 2002 года ОСД Республики Сербской, ОСД Народной Польши вели активную работу по направлениям, обозначенным Успенской Грамотой. Затем в связи с изменениями политической ситуации в Сербии и снижением интереса к балканским делам в российском обществе, работа по созданию Всеславянского Союза Добровольцев постепенно угасла, не удалось.
Значительной вехой на пути создания общеславянской организации стала деятельность межрегиональной общественной организации помощи братской Сербии "Святая Русь" и её печатного органа газеты "Сербский Крест". Эта организация в 1999 и 2000 годах приняла на себя всплеск интереса русских людей к Сербии и славянству, а для сербов явила надежду возможности более тесного общения с русскими братьями.
Важнейшим результатом деятельности газеты "Сербский Крест" стало появление ряда устойчивых групп русских православных людей, которые стали самостоятельно заниматься развитием связей с Сербией, Болгарией.. Хотелось бы отметить Русско-Сербское братство в честь святых новомучеников Царя Николая и владыки Николая (организация паломничеств и небольшого павильона на Православных выставках-ярмарках). Большую работу в развитии русско-сербских связей проводит Сретенский монастырь (Москва), которая отражается в сетевом журнале "Православие. РУ.".
Развитие Интернета открыло для славянских родолюбов совершенно новые возможности для общения. Группа московских студентов в 2001 году совместно с сербами, проживающими в рассеянии, открыла сетевой журнал "Национальное возрождение России", которое имеет раздел "Русско-сербская служба новостей". Работа над этим проектом привела к очень тесным контактам с сербским родолюбивым движением "Образ". Это движение представляет собой довольно сильную организацию, строящуюся на чисто православных и святосаввских основах. Методы работы, уровень организации "Образ" на фоне общей неразберихи пришёлся по душе русским студентам и они, посоветовавшись с сербами, решили создавать в России аналог сербской организации. Так как сербы оказались во главе борьбы против мирового зла, сражаясь против него уже не силой слова, а силой оружия, нет ничего удивительного, что именно их формы организации патриотических сил находят сторонников не только в России, но и во всём мире. Этот факт привел к подписанию Успенской Грамоты и созданию движения "Русский Образ". В марте 2003 года вышел первый номер журнала "Русский Образ". На данный момент вся работа движения "Русский Образ" сводится к выпуску одноименного журнала.
В марте 2004 года, опираясь на основные положения Успенской Грамоты, историю Славянского и Добровольческого движения в России, несколько православно-патриотических организаций создали в Москве Славянское общество, которое сразу же приняло активное участие в организации и проведении акции «Это наша война!», направленной на защиту сербского населения на Косове. Следующим шагом в развитии Славянского движения стал совместный проект нескольких организаций по выпуску газеты «Стягъ» на сербском языке. Большим успехом можно считать открытие ресурса «Српска.РУ» (http://www.srpska.ru/ ), который тоже осуществляется на двух языках (сербском и русском). Примечательно что этот проект появился во время беспрецендентного давления так называемого мирового сообщества на Республику Сербскую.
Сегодня, по прошествии пяти лет после подписания Успенской Грамоты, можно смело утверждать что идеи Славянского единства, несмотря ни на что находят широкий отклик среди русских, сербов, болгар, и всех тех людей кто, не принимает нынешнего устройства мира, для кого борьба со злом есть добро. И пятую годовщину Успенской Грамоты разные группы славянских патриотов встречают вместе, объединенные реальными делами, наполняющими смыслом идеи, которые были заложены в этом документе.