Статья написана во второй половине 80-х годов ушедшего века. В эпоху социалистической Югославии.
По склону холма поднимаются маленькие домики с разноцветными фасадами. Вокруг каждого из них, за высоким забором с накрепко закрытыми воротами — тихий, утопающий в цветах сад. У самого каменного моста, на противоположном берегу шумной Бистрицы, желтеют купола турецких бань, пронзают небо острые минареты. Таков древний Призрен, который не спутаешь ни с одним другим городом, настолько своеобразен его архитектурный силуэт. Летними вечерами, когда на небе начинают искриться крупные серебристые звезды, он кажется городом -из восточной сказки.
Город давно забыл караваны, некогда сворачивавшие сюда на неблизком пути из Дубровника в Стамбул. На городской окраине, в цехах под бетонными-сводами, освещенными неоновым светом, шумят ткацкие станки. Призренские мастерицы не вышивают больше покровы для монастырей, но и за ткацкими станками лица девушек так же прекрасны. В Призрене сохранилось множество реликвий, дающих ему право называться городом древностей. Большое здание с красным фасадом стало новым храмом древнего ремесла. За длинными столами сидят здесь юноши и девушки, которые старательно осваивают искусство, прославившее их предков. Это будущие мастера призренской скани. Тонкую серебряную проволоку волочат и наматывают на катушки металлисты Трепчи. А здесь ее сплетают в изящные косички и жгуты, из которых складывают причудливые узоры. Воистину филигранная работа! Фантазия мастеров, воплощенная в серебряном узоре, не знает границ. Каким бы схожим ни казался непосвященному орнамент на ожерелье, браслете, серьгах или пуговицах, опытный глаз обязательно найдет в нем различие, хотя орнаменты, форма изделий и приемы работы складывались здесь веками.
Почти каждый узор, каждый прием имеет свое название. Их несколько сотен. Потому-то и существует здесь школа этого древнего художественного промысла. Время идет вперед, но оригинальное народное искусство продолжает жить, создавая свои новые узоры.