Применение стратегических бомбардировщиков США
В боевых действиях против Югославии были впервые использованы новейшие малозаметные стратегические бомбардировщики Нортроп Грумман В-2А "Spirit". "Спириты", привлекаемые к нанесению ударов по Югославии, совершают полеты с американской авиабазы Уайтмен (штат Миссури). Это объясняется, очевидно, отсутствием в Европе инфраструктуры, необходимой для обслуживания этих самолетов (обшивка малозаметного бомбардировщика имеет "нежное" радиопоглощающее покрытие, плохо переносящее атмосферные воздействия, швы технологических лючков заклеиваются специальными лентами, которые требуется возобновлять после каждого открывания лючка, и т.п.). В США самолеты В-2А постоянно содержатся в специальных ангарах-боксах с определенным стабильным микроклиматом. Еще одной причиной нежелания американского командования перебазировать бомбардировщики "Спирит" в Европу являются трудности с обеспечением требуемого режима секретности вне территории США.
К участию к боевых действиях к концу мая были привлечены шесть из восьми боеготовых самолетов В-2А (все - в варианте Block 30). По словам бригадного генерала Л.Барниджа (командира 509-го бомбардировочного авиакрыла), к 12 мая самолеты "Спирит" выполнили более 40 боевых вылетов, сбросив на Сербию 500 шт. 900-килограммовых корректируемых авиабомб типа JDAM. Таким образом, боевая загрузка одного самолета составляла в среднем 12-13 авиабомб, тогда как штатная загрузка бомбардировщика В-2А -16 боеприпасов данного типа (по восемь на двух многопозиционных ПУ). Продолжительность боевого полета составляла в среднем 33 ч, при этом выполнялось несколько дозаправок в воздухе. По утверждению Л.Барниджа, в ходе выполнения боевых задач самолеты "Спирит" не получили ни одного боевого повреждения.
Бомбардировщики В-1В и (частично) В-52Н в ходе операции "Союзническая сила" применяют обычные свободнопадающие бомбы по площадным целям (например, аэродромам), когда, "угроза побочных повреждений незначительна". Бомбардировщики, оснащенные блоком спутниковой навигации GPS, способны "уложить" залп из 50 свободнопадающих бомб в "дорожку" длиной 305 м.
Кроме крылатых ракет типа AGM-86C с дальностью пуска до 1100 км, самолеты В-52Н через несколько недель после начала боевых действий начали применять против Югославии и менее совершенные тактические УР AGM-142 (израильская ракета "Поп Ай", выпускаемая в США по лицензии). Это свидетельствует о недостаточном запасе высокоэффективных крылатых ракет и вынужденной замене их менее мощным оружием.
Боевые вылеты американских стратегических бомбардировщиков В-1В, -2А, -52Н и F-117A осуществляются под прикрытием самолетов РЭБ Нортроп Грумман ЕА-ЗВ "Проулер".
Тактическая ударная авиация НАТО
Как и в 1991 году, основу тактической ударной авиации ВВС США составляют многоцелевые истребители F-16C Block 40 и F-15E, штурмовики А-10А, а также малозаметные тактические бомбардировщики F-117A. Самолеты F-111F, весьма эффективно использовавшиеся против Ирака, в 1999 году окончательно "сошли со сцены" -их эксплуатация в мирное время обходилась слишком дорого. ВМС США используют против Югославии многоцелевые истребители F/A-18C. Союзники США также применили хорошо известные по войне в Персидском заливе истребители-бомбардировщики "Торнадо", истребители-штурмовики "Ягуар" и штурмовики "Харриер".
Основные "рабочие лошадки" ВВС США -многоцелевые истребители Локхид Мартин F-16C Block 40 - теперь полностью оснащены контейнерной навигационно-прицельной системой LANTIRN, обеспечивающей полет к цели на предельно малой высоте (в том числе в режиме следования рельефу местности), поиск (вне зависимости от времени суток) малоразмерных объектов и применение по ним высокоточного оружия - ракет типа AGM-65 "Мейврик" и корректируемых авиабомб (КАБ) с лазерным наведением. Если в 1991 году отдельными компонентами системы LANTIRN оснащались лишь единичные самолеты, летчики которых были недостаточно обучены работе с новым оборудованием, что делало использование системы малоэффективной, то теперь LANTIRN стал главным "инструментом" пилотов "Файтинг Фалконов", что позволило американцам перенести основную массу налетов на ночное время.
Высокоточная прицельная аппаратура на борту самолетов F-16C дополняется автоматизированной системой целеуказания, действующей в реальном масштабе времени и связывающей ударные самолеты, самолеты воздушного наблюдения и управления, а также наземные командные пункты в единый разведывательно-ударный комплекс. Другим самолетом, оснащенным системой LANTIRN, является многофункциональный истребитель Боинг F-15E "Игл". По сравнению с F-16C эта машина имеет значительно большую бомбовую нагрузку (до 9000 кг) и может применять крупногабаритные высокомощные боеприпасы (в частности, КАБ GBU-28 калибра 2100 кг).
С первого дня войны для ударов по инфраструктуре югославской ПВО, а также по другим ключевым объектам широко использовались малозаметные тактические бомбардировщики Локхид Мартин F-117A "Найтхоук", оснащенные КАБ типа "Пейвуэй" II и "Пейвуэй" III. Однако эффективность этих экзотических машин, очевидно, оказалась меньше ожидаемой. Настоящим шоком для Америки стало уничтожение на третьи сутки боевых действий самолета F-117A (летчик -капитан Кен Двили), сбитого в ночном воздушном бою в 32 км от Белграда югославским истребителем МИГ-29. По словам американского летчика, удар произошел совершенно неожиданно, без срабатывания системы оповещения, и он "не помнит, как рванул кольцо катапульты". Семь часов спустя поисковая группа американских командос нашла К.Двили в укрытии, где он скрывался от югославской полиции, и доставила его на авиабазу Авиана (северная Италия). Однако в ходе выполнения поисковоспасательной операции по поиску и эвакуации летчика был потерян по меньшей мере один американский вертолет с бойцами спецназа на борту.
В дальнейшем поступили сообщения об уничтожении или повреждении еще двух самолетов F-117А. Возможность борьбы со "стелсами" продемонстрировали, в частности, расчеты советского мобильного ЗРК типа "Квадрат", созданного еще в конце 60-х годов.
Ударная авиация Югославии
По сообщению средств массовой информации, югославские истребители-бомбардировщики Соко J-22 "Орао" (из состава 92-й авиационной бригады, базирующейся в Баня-Лука), МиГ-21МФ и легкие штурмовики Соко G-4 "Супер Галеб" и УБС "Галеб", совместно с боевыми вертолетами Ми-24, несмотря на господство в воздухе истребительной авиации НАТО, по-прежнему продолжают наносить ракетно-бомбовые удары по подразделениям армии освобождения Ко-сово, а атаки аэродромов базирования этих самолетов имеют лишь ограниченный эффект. Для базирования ударных самолетов используются полевые аэродромы (в частности, прямые участки автомобильных дорог) и укрытия (хорошо замаскированные капониры, тоннели и т.п.). По сообщению командования НАТО, к середине мая ударами с воздуха удалось уничтожить не более 12 самолетов "Галеб" и "Супер Галеб". Однако о достоверности подобных сообщений свидетельствует факт демонстрации телевизионных кадров, полученных с борта разведывательного БПЛА, на которых были представлены югославские "боевые самолеты" на одном из аэродромов непосредственно перед ударом по нему авиации НАТО: в качестве "боевых" фигурировали пассажирские самолеты типа Ту-134.
Истребительная авиация НАТО
Для прикрытия ударных самолетов, а также завоевания господства в воздухе и обеспечения ПВО войск НАТО на Балканах привлекаются самолеты ВВС США Боинг F-15C "Игл", Локхид Мартин F-16CJ (Block 50), F/A-18C ВМС США, F-16A(AM) Нидерландов, "Мираж"2000 Франции и F-104S Италии. Для управлениями действиями истребительной авиации используются самолеты ДРЛО Е-3 "Сентри" и Е-2С "Хоукай". В составе сил НАТО, действующих против Югославии, впервые в широких масштабах использованы новые истребители завоевания господства в воздухе ВВС США Локхид Мартин F-16CJ (Block 50/52), а также модернизированные в рамках программы МШ многоцелевые истребители Локхид Мартин F-16AM. Всего модернизацию прошли более 350 самолетов из состава ВВС Нидерландов, Бельгии, Дании и Норвегии (Португалия также приняла решение о модернизации 20 самолетов F-16A в F-16AM). Самолеты получили модернизированную БРЛС Нортроп Грумман AN/APG-66(v)2, имеющую увеличенную дальность обнаружения воздушных целей, способность действовать по наземным целям и повышенную помехозащищенность. Усовершенствованная система "свой-чужой" Хазелтайн AN/APX-113(v) обеспечила возможность определять принадлежность цели на дальности до 100 км. Имеется система обмена тактической информацией между четырьмя самолетами в группе. Однако наиболее важным усовершенствованием является оснащение истребителей F-16AM ракетами класса "воздух -воздух" средней дальности А1М-120ВАМ-RAAM, придавшее самолетам способность вести ракетный бой в любых погодных условиях, на вневизуальной дальности. Десять самолетов F-16AM, входящих в состав объединенной бельгийско-голланской авиагруппы, базируются на аэродроме Амендола (Италия).
Они привлекались для воздушного патрулирования границ Сербии и сопровождения ударных самолетов.
30 марта ВВС Дании начали привлекаться к нанесению бомбовых ударов по территории Сербии (при этом самолеты F-16A несли разовые бомбовые кассеты CBU-87 и другое неуправляемое вооружение). Их прикрытие осуществляли самолеты F-16AM ВВС Нидер-ландов. Типовое снаряжение этих самолетов включало четыре ракеты AIM-120B, два подкрыльевых ПТБ и контейнер со станцией РЭБ Нортроп Грумман AN/ALQ-131. В ряде случаев самолеты брали на борт и две ракеты класса "воздух - поверхность" AGM-65G "Мейврик".
Вот как (в изложении НАТО) проходил воздушный бой между нидерландскими и югославскими истребителями 30 марта: взлетев в 19.30 по местному времени, четыре истребителя F-16AM дозаправились в воздухе над Адриатическим морем, пересекли территорию Албании и вторглись в воздушное пространство Сербии. Вскоре от самолета ДРЛО Е-3 "Сентри" они получили информацию о том, что с аэродрома Батайница в районе Белграда взлетели три истребителя МИГ-29 из состава эскадрильи "Витязи". Получив направление на цель, F-16AM начали поиск истребителей противника своими БРЛС. Вскоре один из "мигов" был взят на сопровождение всеми четырьмя F-16AM. Когда самолеты сблизились на дистанцию разрешенного пуска, командир звена выпустил одну УР AIM-120B, поразившую югославский истребитель через 30 с на дистанции 18 км. При этом, под докладам летчиков, была видна вспышка взрыва, а по информации с самолета Е-3 изображение югославского истребителя на экране радиолокатора исчезло. Контакт с остальными тремя "мигами" был потерян, однако по сообщению ВВС США, примерно в это же время двумя истребителями F-15C были сбиты два самолета МИГ-29. Летчиками ВВС Нидерландов отмечалась надежная работа системы радиоопознавания AN/APX-113(v). По утверждению представителей НАТО, один сербский МИГ-29 4 мая был сбит на взлете противорадиолокационной ракетой AGM-88 HARM, запущенной с борта истребителя F-16CLBBCCUJA.
ВВС НАТО объявили об уничтожении в воздушных боях четырех - пяти истребителей противника. Однако тот факт, что ударные самолеты и вертолеты сербов продолжают наносить ракетно-бомбовые удары по сепаратистам в Косово, свидетельствует о недостаточной эффективности как истребительной авиации союзников, так и их средств воздушного обнаружения и наведения.
Истребительная авиация Югославии
Крупномасштабному воздушному удару НАТО ВВС Югославии могли противопоставить весьма ограниченные силы. Югославская истребительная авиация имела в своем составе лишь 13 истребителей МИГ-29 (самолеты "9-12" варианта "Б", т.е. в экспортном исполнении) и две "спарки" МИГ-29УБ, поставленных в 1987-1988 годах, а также приблизительно 35 морально устаревших истребителей типа МиГ-21, котолрые могут относительно эффективно применяться лишь в светлое время суток. При этом в результате эмбарго ООН на поставки в Югославию вооружения и военной техники часть этих машин находилась в небоеспособном состоянии. Реальную силу представляли приблизительно 10 боеспособных МИГ-29, состоящих на вооружении 127-й авиационной эскадрильи "Витязи" 204-го истребительного авиаполка, дислоцированного на авиабазе (к северу от Белграда). Следует признать, что югославы сумели хорошо подготовить свою авиацию к боевым действиям. Несмотря на абсолютное количественное и "информационное" превосходство авиации союзников, МИГ-29, поддерживаемые МиГ-21, наносили весьма эффективные удары по самолетам противника. Вот лишь несколько боевых эпизодов с участием югославских истребителей, относящихся к первым дням боев.
24 марта в 20.30 подполковник Любиша Кулачин из эскадрильи "Витязи" поднял в воздух свой МИГ-29 с задачей прикрыть самолет майора Небойши Николича, подбитый истребителями НАТО во время патрульного облета границ Сербии (еще до официального начала боевых действий). Кулачин провел в течение 15 мин маневренный воздушный бой с несколькими истребителями противника, после чего благополучно приземлился на запасном аэродроме. Николич сумел выйти из боя, оторвавшись от противника, однако летчику пришлось покинуть тяжело поврежденную машину.
В ночь первого налета авиации НАТО подполковник Слободан Перич находился на боевом дежурстве в полной готовности к вылету в кабине своего МиГ-21 на аэродроме в районе Лазаревица. Получив команду на взлет, он на предельно малой высоте, маскируясь складками местности и принимая команды наведения с земли, направился в сторону государственной границы. Неожиданно, буквально "лоб в лоб", Перич столкнулся с парой истребителей противника. С первого захода летчик сбил один неприятельский самолет (вероятно, истребитель-бомбардировщик "Торнадо"), однако и его "миг" получил попадание ракеты истребителя прикрытия (очевидно, F-16AMBBC Нидерландов), после чего потерял управление. Сербскому летчику удалось благополучно катапультироваться.
Подполковник Милорад Милутинович взлетел на МиГ-21 через несколько минут после того, как югославские средства ПВО засекли нарушение воздушной границы страны большой группой "чужих самолетов". Выполнив команды наведения, Милутинович оказался в самом центре большой группы натовских самолетов, движущейся вглубь Сербии. Его машина была своевременно обнаружена противником, получающим целеу-казания с борта самолета ДРЛО Е-ЗС "Сентри", поэтому о внезапной атаке не могло быть и речи. Впрочем, еще оставалась возможность уклониться от неравного боя, "нырнув" на малые высоты. Однако сербский пилот решил атаковать противника в одиночку. Он успел выполнить прицеливание и выпустить одну ракету, поразившую один из самолетов противника, после чего югославский истребитель сам получил ракетное попадание. Летчику удалось благополучно катапультироваться.
Майор Илия Аризанов из эскадрильи "Витязи" получил приказ о вылете в 19.00. После отработки команд наведения он встретился с большим числом самолетов противника, шедших встречным курсом. Чуть не столкнувшись с одним из "натовцев", сербский летчик, выполнив энергичный маневр, зашел в хвост другому истребителю противника и выпустил ракету (очевидно, Р-60М). Истребитель противника вошел в штопор и рухнул на землю, однако и югославский самолет, получивший попадание ракеты, загорелся. Майору Аризанову удалось благополучно катапультироваться. Уже на земле он наблюдал, как догорали обломки сбитого им самолета, летчику которого, очевидно, спастись не удалось (в первые дни войны ВВС НАТО потеряли несколько самолетов F-16, F/A-18 и "Торнадо", все экипажи которых погибли).
Из приведенных примеров видно, что югославские истребители действовали преимущественно в одиночку, что противоречит сложившимся формам боевого применения истребительной авиации и объясняется, очевидно, нехваткой самолетов и стремлением атаковать максимально возможное число целей. При сближении с самолетами противника югославские истребители использовали малые высоты и складки местности, что позволяло уклоняться от встречи с самолетами прикрытия вплоть до выхода в атаку. Относительно низкие характеристики наземных РЛС наведения (в частности, малая разрешающая способность) не давали возможности определять точное число самолетов противника, следующих в плотных боевых порядках, что приводило к несоответствию наряда истребителей-перехватчиков с численности атакуемых самолетов противника (это хорошо видно на примере воздушного боя, проведенного полковником Милутиновичем).
27 марта в 20.45 в небе Югославии истребителем МИГ-29 из эскадрильи "Витязи", пилотируемым подполковником Гводенем Дьюкачем, был сбит малозаметный ударный самолет Локхид Мартин F-117A "Найтхоук". По словам сербского летчика, "Стеле" был уничтожен ночью после его визуального обнаружения первой же ракетой класса "воздух - воздух" (очевидно, Р-60М с ТГС).
ВВС Югославии объявили об уничтожении в воздушных боях двух самолетов F-15C (эта информация отчасти подтверждена и видеокадрами), малозаметного ударного самолета F-117A, а также ЛА других типов (предположительно "Торнадо", F-16 и F/A-18C). По данным командования НАТО, к 30 апреля ВВС Югославии сохраняли в боеспособном состоянии 60% всех имевшихся к началу войны истребителей типа МИГ-29. Эти машины активно использовались и в мае, свидетельством чему явились новые сообщения о потерях боевых самолетов союзников, а также ракеты класса "воздух -воздух" американского производства, нередко падающие на территорию сопредельных с Югославией государств. Несколько позже, в середине мая, представители ВВС НАТО заявили, что в составе ВВС Югославии осталось лишь три боеспособных истребителя МИГ-29. Однако регулярные воздушные удары по аэродрому Батайница свидетельствуют о том, что даже единичные "миги" являются объектом постоянной "головной боли" командования НАТО.
В конце марта югославские средства массовой информации сообщили об уничтожении самолета ДРЛО Е-3 "Сентри". Если информация соответствует действительности, перехват этой машины над Адриатикой могли выполнить только истребители ВВС Югославии.
Пилотируемая разведывательная авиация
В Югославии, как и в районе Персидского залива в 1991 году, США и их союзники широко используют пилотируемые разведывательные самолеты Локхид Мартин U-2 и ВАе "Канберра РR.9" (высотные), а также "Торнадо ЕCR" и "Торнадо GR.1А" (маловысотные). Для обнаружения и слежения за малоразмерными наземными целями на большом удалении привлекаются самолеты радиолокационного наблюдения ВВС США Е-8 JSTARS. Однако эффективность Е-8 в условиях Балкан оказалась ниже ожидаемой.
Помимо разведывательных самолетов специальной разработки к выполнению разведывательных задач в ходе операции "Союзническая сила" широко привлекаются самолеты и других типов. ВВС Великобритании для решения разведывательных задач над Косово используют вертикально взлетающие штурмовики ВАе "Харриер" GR.7, развернутые на авиабазе "Джойя дель Колле" в Италии (на этой же авиабазе размещен центр обработки и анализа равединформации). На центральном подфю-зеляжном узле подвески самолета "Харриер" устанавливается легкий контейнер "Винтен" с аппаратурой видовой разведки. Другое оснащение самолета "Харриер" -контейнер с лазерной системой обнаружения, сопровождения и подсветки наземных целей, разработанный фирмой "Маркони" и обеспечивающий применение КАБ типа "Пейвуэй"II и "Пейвуэй"III.
Многоцелевые истребители ВМС США Нортроп Грумман F-14A "Томкэт", базирующиеся на авианосце "Теодор Рузвельт", направленном уже после начала боевых действий в Средиземное море, снабжены простой и относительно дешевой системой сбора и передачи тактической разведывательной видеоинформации FTI (Fast Tactical Imagery), действующей в масштабе времени, близком к реальному. Система FTI устанавливается на самолетах F-14A вместо контейнерной разведывательной системы TARPS. В дневное время для получения изображения цели используется бортовая телевизионная система, а в ночное время - контейнер системы LAN-TIRN с тепловизионной аппаратурой. Запись видеоизображения осуществляется на 8-мм пленку, кадры транслируется на наземные (корабельные) командные пункты каждые 15 с. Координатная привязка изображения целей осуществляется посредством приемника космической навигационной системы GPS. В системе FTI используется программное обеспечение навигационно-прицельной системой LANTIRN, для установки которой в настоящее время оборудовано 176 из 383 имеющихся в строю самолетов типа "Томкэт". Стоимость одного комплекта системы FTI -приблизительно 40000 долл.
Для ведения тактической разведки над территорией Югославии с апреля 1999 года используются датские самолеты F-16A(R) с подвесными контейнерами MARS (Medium Altitude Reconnaissance System - средневысотная разведывательная система) или контейнерами с разведывательной системой "Орфей".
Беспилотные разведывательные самолеты
Американские и западноевропейские БПЛА широко используются против Югославии. Армия США для ведения тактической разведки применяет БПЛА "Хантер" (несколько таких аппаратов уже сбито средствами ПВО Югославии). Другие американские БПЛА - аппараты длительного патрулирования "Предейтор", находящиеся в распоряжении ЦРУ, - используются на Балканах (первоначально - над территорией Боснии) с 1995 года. 7-й артиллерийский полк французской армии, развернутый в Боснии, применяет для ведения тактической разведки мини-БПЛА SAGEM "Грецерелль". Кроме того, французы в случае необходимости могут задействовать тактические разведывательные БПЛА Бомбардьер/Дорнье CL-289, также развернутые на ТВД. Германские войска на Балканах используют БПЛА CL-289. Итальянские войска располагают аппаратами Метеор "Мираж"26. В то же время, по утверждению представителя МО Великобритании, использование новейших тактических БПЛА "Феникс", поступивших на вооружение английской артиллерии в 1998 году, не предусмотрено, "однако эти аппараты могут быть направлены на Балканы, если в этом появится необходимость".
Европейские беспилотные аппараты обладают радиусом действия, не превышающим 200 км. Радиус действия американского "Хантера" - более 260 км, а "Предейтора" - более 3500 км. ДПЛА несут относительно высокие потери от средств ПВО Югославии. В частности только за один день - 14 мая -были сбиты три беспилотных летательных аппарата (два американских "Предейтора" и один французский "Грецерелль"). В общей сложности, по югославским данным, к середине мая уничтожено 11 БПЛА стран НАТО (в том числе новейшие аппараты типа "Хантер").
Самолеты радиолокационного дозора и наведения
К боевым действиям против Югославии были привлечены пять самолетов радиолокационного дозора и наведения ВВС США Боинг Е-ЗВ и Е-ЗС "Сентри". Кроме того, в боевых действиях участвуют 17 самолетов Е-ЗА многонациональных сил НАТО, семь E-3D ВВС Великобритании и четыре E-3F ВВС Франции. Три самолета типа AWACS, одновременно барражирующие над Адриатикой, могут управлять действиями более 600 ЛА, совершающих боевые вылеты более чем с 12 авиабаз НАТО в Европе. 3 три месяца самолетами типа Е-3 был обеспечен контроль более чем за 20 тыс. ЛА, задействованными в боевых операциях. Продолжительность боевого вылета каждого самолета ДРЛО составляет приблизительно 12 ч. По утверждению представителей НАТО, самолеты AWACS сыграли ключевую роль в уничтожении трех истребителей МИГ-29 ВВС Югославии, сбитых самолетами НАТО в ночных условиях, при отсутствии визуального контакта.
Вот как, по описанию офицера воздушного наведения одного из самолетов Е-3 ВВС США, проходил воздушный бой американских самолетов с югославскими истребителем 7 мая: через 41 минуты после прибытия в зону воздушного патрулирования был зафиксирован взлет скоростной воздушной цели с аэродрома Ботайница. Практически одновременно взлет югославских самолетов был зафиксирован и другой патрульной машиной ДРЛО. Через 3 мин цель была опознана как истребитель типа МИГ-29 и на нее началось наведение двух самолетов F-16CJ. Еще через 3 мин один из F-16CJ произвел пуск двух ракет AIM-120B AMRAAM, и еще через 1 мин летчик американского истребителя доложил, что наблюдал вспышку взрыва, а операторы самолета ДРЛО, оценив радиолокационную обстановку, пришли к выводу, что цель уничтожена...
-----------------------------------------------
Вот далеко не полное, фрагментарное описание боевых действий в небе над Балканами. Как видим, югославская авиация, несмотря на подавляющее господство сил НАТО, продолжала вести борьбу, нанося противнику болезненные уколы. Разумеется ВВС и ПВО Югославии были не в состоянии решить задачу защиты жизненно-важных центров страны от воздушных ударов противника. Однако они сумели сохранить боеспособность, отвлекая на себя значительную часть сил тактической авиации НАТО, сохранив жизнь сотням мирных жителей Сербии и Черногории.