Спустя три года по окончании войны положение СПЦ на территории Косово и Метохии существенно не улучшилось, а кое-где стало еще тяжелее, чем было. Церковь со своим верным народом выживает лишь благодаря Божией помощи и защите международных сил, которые обеспечивают оставшиеся сербские анклавы. Несмотря на то, что немного лучше стала обстановка на севере края, народ и Церковь сейчас переживают на этих просторах, может быть, самое тяжелое время в своей истории.
В этот трехлетний период "мира", в присутствии международной миссии ООН и КФОРа, уничтожено 110 православных храмов и монастырей, сотни кладбищ были осквернены, церковная жизнь полностью прекратилась в большинстве косово-метохийских городов. В основном сербский народ, как и большая часть оставшихся не-албанских сообществ, лишены основных свобод и прав, а религиозная свобода их сведена на минимум. Пастырская работа ограничена неизолированными анклавами, и во множестве случаев почти невозможна из-за того, что международные силы не в состоянии гарантировать сербам безопасность. И, конечно же, главный факт есть тот, что две третих нашего народа являются беженцами, в то же время ничего неизвестно о более чем тысяче пропавших без вести.
Албанское население Косово и Метохии продолжает питать крайнюю нетерпимость ко всему сербскому и православному. Любое появление священника или монаха вне защищенных сербских анклавов даже под воинской охраной представляет опасность и бывает сопровождаемо в лучшем случае тяжкими оскорблениями, а нередко и камнями. Церкви, которые находятся вне сербских анклавов, если еще не совсем уничтожены, ежедневно все больше оскверняются. Особенно болезненным фактом является систематическое осквернение православных кладбищ. В большинстве случаев наши священнослужители видели открытые могилы с раскиданными костями или даже такие могилы, в которых больше не было тел покойных. Все, что носит на себе знак креста, систематически уничтожается, - до сегодняшнего дня в большей части края нет почти ничего, что бы свидетельствовало о том, что здесь когда-то жило сербское христианское население, и что Косово и Метохия представляют колыбель сербской православной духовности и культуры.
Многие члены международных миссий ООН и КФОР продолжают наблюдать за подобным поведением албанцев с известной дозой "понимания", и это албанские экстремисты трактуют как знак солидарности с ними. Многие албанцы в Православной Церкви видят символ сербского бытия на этих просторах, и такое отношение к Церкви и нашему духовному наследию появилось давно. Похожие явления, хотя и не в таком масштабе, были и раньше, задолго до начала последней войны. Причину такого крайне варварского отношения необходимо искать в намерениях косовских албанцев создать новое албанское государство с совершенно новым культурным и этническим идентитетом. Главная преграда для достижения этой цели как раз и есть СПЦ, которая в данный момент единственный выживший институт сербского народа на этих землях, в то же время она является древнейшей сокровищницей сербской исторической памяти и духовного самосознания. До тех пор, пока Церковь сильна на этих территориях и многочисленно сербское монашество, наши святыни и живое присутствие Церкви есть главные препятствия завершения процесса албанизации, который значительно ускорился в последние военные и послевоенные годы, когда большинство сербов под давлением оставило свои очаги.
Методы борьбы против Церкви разнообразны. Кроме уничтожения существующих церквей и других сербских памятников, албанские "интеллектуальные круги" предприняли разнообразные усилия с целью изменения и фальсификации истории для сведения к минимуму, а где возможно и к полному искоренению памяти о всяком участии сербского народа в истории Косово и Метохии. Для этой цели написаны множество книг и публикаций, в которых сербов показывают как "пришельцев на албанском этническом пространстве, как оккупантов, как разрушителей аутентичной албанской культуры". В связи с тем, что албанские максималистские цели тяжело основать на исламских традициях, все больше проводится идея, по которой сербы, как захватчики Косова в 12-м веке, поработили римо-католическое албанское население, которое якобы насильственно было осерблено, а их церкви превращены в православные церкви и монастыри. По этой причине церковь Богородицы Левишка в г. Призрене - "одна из самых древних римо-католических церквей на Балканах", а наши самые известные монастыри - "в прошлом латинские церкви, силой превращенные в православные". По этой же логике Оттоманская империя принесла свободу албанцам, которые под покровительством новой веры опять стали "свои на своем". Строители современной "косоварской" (читай "албанской") нации утверждают, что эти территории всегда были частью западно-европейского культурного и духовного круга, - аналогично агрессивным утверждениям сторонников "дуклянской" идеологии в Черногории. По этому утверждению Православие всегда было навязываемо со стороны византийской культуры, которая "несправедливо" отделила албанцев от западного света, частью которого они являются душой и сердцем. Тем не менее, и самый поверхностный взгляд на культуру и образ жизни сегодняшних албанцев на Косово показывает, что это утверждение есть плод многовековой зависти и чувства неполноценности по отношению к сербской культуре.
Главными защитниками этих идей являются как мусульманские, так и римокатолические косовские "интеллигенты". Но, к сожалению, особую роль в этом играют отдельные высокие представители римокатолической иерархии в Косово и Метохии. Они упорно и при всяком случае представляют эти идеи перед международными организациями, в интервью и в заявлениях в печати. Эти идеи уже стали частью школьных программ, так что молодые поколения албанцев в Косово и Метохии крайне агрессивно и нетерпеливо относятся к СПЦ и вообще к сербскому народу и культуре. При этом в последнее время, благодаря растущему строительству и помощи из арабских стран, построено много мечетей на всей территории Края, пока сербские церкви постепенно исчезают. Симбиоз исламского и римокатолического элемента в агрессивном отношении к Православию характерен не только на этих землях, но и на всей территории Югославии. Причина этому лежит в проблеме самоопределения отдельных сообществ, отделившихся от своих истинных корней.
Сербская Православная Церковь рашко-призренской епархии благодаря ясной позиции епископа Артемия с самого начала усиления косовского кризиса недвусмысленно определилась против насилия и экстремизма, независимо от какой стороны он исходит. Она осуждает любые преступления, отдельные монастыри оказывали помощь не только сербскому, но и албанскому народу и цыганскому населению (беженцам) - например, монастырь Высокие Дегани. Албанцы, римокатолики и мусульмане уже три года, несмотря на открытый диалог с нашей Церковью, продолжают оставаться на позиции самоудовлетворения и равнодушия по отношению к страдающим сербам. До сегодняшнего дня неизвестен ни один случай, когда бы одно из этих сообществ официально помогло Православной Церкви, которая находится в тяжелом положении, а также многочисленным мученикам, находящимся в полной изоляции на территориях, где албанцы составляют большинство. Подобная позиция, которую характеризуют с одной стороны демагогические заявления о необходимости сотрудничества, а с другой стороны полное отсутствие конкретной солидарности на местах, в значительной мере ставит под знак вопроса любую нормализацию между религиозными сообществами.
Православная Церковь сейчас в Косово и Метохии, несмотря на страдания и изгнания, чувствует особенную внутреннюю силу и жизненность, что видится из особенно динамичной монашеской жизни и жертвенности старых и молодых священников, которые работают в невыносимых условиях. Монашеское братство и сестричество за последние несколько веков никогда не были столь многочисленными, от самой гибели сербской средневековой державы. Их разнообразная активность, миссионерская работа в большой мере способствовала сохранению оставшихся сербских анклавов. Динамику церковной жизни диктует сам епископ Артемий, который без устали встречается с тяжелыми вызовами сегодняшнего времени. Между тем особую роль в послевоенной борьбе за выживание сыграли женщины и монахини, точно также как когда-то жены мироносицы, которые остались под крестом Господним. Много бы можно сказать о подвиге девичских монахинь, которые остались и выжили, как хранители гроба св. Ионикия все время войны и в послевоенных искушений. Велик подвиг и сестер из г. Печке Патриарший, Гориоча, Грачаницы, Соколицы и Конгулы. Каждое из этих сестринств по-своему старались сохранить христианское имя в крайне враждебном неприятельском окружении. Особенно удивителен подвиг шести женщин-христианок в Джаковице, которые уже три года живут в приходском доме возле старой джаковицкой церкви под защитой итальянских солдат, или бабушки Станы и других призренских женщин, которые остались, чтобы сохранить призренские святыни и древний монастырь Подкалю вместе с о. Ильей и Александром и другими монахами из Архангельского монастыря.
Даже если мы и не написали здесь о подвигах и трудах кого-то, они не будут забыты Всевышним Богом. Церковь и ее верный народ живы и будут жить с вечно живым Господом, который и здесь показал ближе всех к тем, которые своими страданиями свидетельствуют Имя и Истину Его. Поэтому, несмотря на сложность ситуации, которая сейчас не дает много оснований на светлое будущее, остаемся наполненными духовного оптимизма и веры в то, что имя православное и сербское выстоит и выживет, если будут те, кто готов нести крест, данный нам из-за многих грехов рода нашего.