Принимая участие в торжества по поводу мирового дня художественного танца 20-го апреля, Майя Плисецкая сказала: "В начале начал было не слово, а танец - я уверена в этом!". Это не случайно было сказано знаменитой русской балериной: ведь балетное искусство включает в себя драматургию, музыку, актёрскую игру, изобразительное и прикладное искусство. Хореография - это синтез всех названных видов искусства. Балет же - высшая форма хореографии. Европейский балет возник в эпоху Возрождения. В России театр балета возник во второй половине ХУII века. До открытия школы балета в Петербурге в 1973 году, балеты исполнялись периодически. С 1973 года в московском Воспитательном доме было открыто балетное отделение, которое послужило основой создания Московского хореографического училища. С самого возникновения первой профессиональной труппы русский балет характеризовало многообразие жанров и направлений; с одной стороны - стремление приблизиться к передовым явлениям культуры, с другой же - сохранить связь с народным творчеством. Московский и петербургский балет развиваются параллельно, однако, во второй половине ХIХ века балет Большого театра уступал перед петербургским балетом.
В такой атмосфере появилась балерина Анна Павлова. Поступив в 1899 году в Мариинский театр, Анна Павлова уже в 1907 году вместе с Михаилом Фокиным ставит балет, Умирающий лебедь, впоследствии поэтический символ русской хореографии.
Деятельность Павловой тесно связана с деятельностью знаменитого импресарио Сергея Дягилева и его труппой "Русский балет". В 1910 году она перешла в гастролерши и создала собственную труппу, выступавшую с триумфальным успехом во многих странах мира. Музыкальность и психологическая насыщенность танца, эмоциональная действенность игры и ее жанровое разнообразие стали отличительной чертой Павловой на балетной сцене. В гастрольном репертуаре она сохраняла, прежде всего, балеты Чайковского и Глазунова. В её труппе работали русские и иностранные балетмейстеры и танцовщицы. Период с 1910 по 1928 - период великих турне Анны Павловой. Она выступала фактически на всех континентах.
В 1927 году Анна Павлова приехала со своей труппой к нам, в Белград. Это произошло 23-го марта 1927 года. В этот период заведующей балетной частью белградского Национального театра была Елена Полякова. Вместе с ней в театре работал и балетмейстер Фёдор Васильев, который в Белграде первый поставил Спящую Красавицу Чайковского. Они являлись давними друзьями прима-балерины, ибо в начале зарубежных гастролей Павловой находились в её труппе. Об этой дружбе говорило многое во время гастролей Анны Павловой в Белграде. Над ролью принца Дезире работал Макс Фроман, роль же Авроры вместе готовили Елена Полякова и Наташа Бошкович, самая знаменитая сербская балерина. В театральном сезоне Национального театра 1926-1927 годов на сцене шёл балет Жизель Адана; хореографом был Александр Фортунатто, мастером сцены Павел Фроман, дирижёром Драгомир Ризнич. Главные роли исполняли Нина Кирсанова, Елена Полякова и Александр Фортунато. Премьера состоялась 24-го апреля 1926 года.
Русские артисты составляли основную часть балетной труппы белградского Национального театра. Они внесли большой вклад в историю сербского балета, вернее, благодаря им и их мастерству начинается развитие нашего национального балета. В такой обстановке белградская публика с нетерпеньем ждёт приезда Анны Павловой. 23-го и 24-го марта все рванулись достать билеты и увидеть божественную Анну.
С 9-го февраля газета "Политика" начала в ускоренном темпе писать о гастролях Анны Павловой в Белграде, начиная с известия, что директор Национального театра Милан Предич заключил договор с представителем Павловой Леонидовым о её гастролях. В "Политике" стали регулярно появляться заголовки, посвященные гастролям Павловой: "Анна Павлова приезжает в Белград", "Анна Павлова приезжает в Белград со своей труппой", "Накануне гастролей в Белграде", "Что Анна говорит о себе", "Покупайте билеты на спектакль Павловой" и другие. За неделю до её приезда "Политика" сообщает: "Через шесть дней приедет Анна Павлова", " Через пять дней приедет Анна Павлова", "Через четыре дня+" и так далее.
Анна Павлова со своей труппой приехала в Белград в специальном вагоне, на котором красными буквами было написано "Анна Павлова". Поезд приехал из Венгрии и ехал через Суботицу. Павлову встречало много народу как в Суботице, так и в Белграде. "Политика", в свою очередь, отправила в Суботицу своего музыкального критика Милое Милоевича, вступившего в разговор с Виктором Дандре, супругом Анны Павловой. Журналистка "Иллюстрированного журнала" Зора Станоевич была находчивее его и вступила в разговор с самой Павловой уже в вагоне, ехавшем из Суботицы в Белград. Журналистка Станоевич, к сожалению, не очень-то владела русским и французским языками, однако ей удалось кое-что понять и записать. О начинаниях прима-балерины она приводит слова Павловой:
"Отца моего я не помню. Он умер, когда мне было два года. Мы жили в Петербурге. Смерть отца принесла моей маме много горя+ Мы жили очень бедно. Когда мне было десять лет, я поступила на балетное отделение петербургского театрального училища. Тогда я почувствовала, что моя жизнь начинается.. Балет я полюбила ещё с раннего детства, когда мне было пять лет, после спектакля "Дикая роза", который мы с мамой смотрели в Мариинском театре. С того дня я везде и повсюду пела и танцевала, и мой сон превратился в явь, когда я окончила школу балета, стала выходить на сцену и выступать самостоятельно."
Четыре часа спустя, точнее, в девять часов пятнадцать минут, в среду, поезд прибыл в Белград. На вокзале было много народу; большая часть встречающих Павлову приехала из разных городов Югославии: Нови Сада, Крагуеваца, Загреба, Скопье, и, конечно, Белграда. В "бежевом костюме", описывает балерину Милое Милоевич в "Политике", "на голове маленькая французская шляпа. Только глаза, большие глаза. Лицо бледное, на губах тёмная губная помада". Белградский балетный ансамбль первый приветствовал с букетами цветов Анну Павлову, пока нетерпеливый балетмейстер Васильев прыгнул в вагон через окно. Все целуют её руки. Павлова идёт через массу народу, взявши под руку Елену Полякову. Масса кричит: "Ура", "Ура". У выхода Анну ждёт машина, которая отвозит её до гостиницы "Эксцельсиор" на Теразие.
В Белграде у Павловой была насыщенная профессиональными делами программа: она интересовалась школой Маги Мизиновича, присутствовала на репетиции балетной труппы Национального театра, в отдельности с Поляковой и с Васильевым. Анна Павлова сразу заметила знаменитую белградскую балерину Наташу Башкович. Белградская балерина сразу выступила перед Павловой с отрывком из балета Синяя птица. От сильного волнения у Наташи Бошкович появились слёзы на глазах, перед Павловой она не смогла безупречно сыграть, выбранный ею отрывок. Однако, русская балерина не пожалела слов, чтобы успокоить и ободрить её; она сказала, что человеку всё равно не быть идеальным, хотя и пойдут годы, человек от этого не станет более совершенным существом. И, тем не менее, надо много работать, чтобы получить удовольствие.
Итак, 23-го марта 1927 года Павлова выступала на сцене Национального театра. В репертуаре были: Сильфида Шопена, Смерть лебедя Сен-Санса, Доктор Гавот Линке, Рондино Левандовского, Пастораль Штрауса и Вакханалии Глазунова. Вместе с ней главную роль выполнял Лоран Новиков. Члены труппы Павловой выступили также с отдельной программой: Pas de trois Штрауса, Болеро Минкуса, Танцующая сцена Боккерини. Солистами были Залёвский, Варзинский, Алгеранов, Домославский, а балетмейстерами - Клустин и Пиановский, дирижёром - Освальд Фенслайн. Играл оркестр Национального театра.
Милое Милоевич в журнале "Сербский литературный вестник" писал: "В игре своих Divertissement-ов Анна Павлова внесла все начала и оттенки собственного душевного бытия: от наивного танца Пьеро и Пьерреты, и чувственной грации Менуэта, до прекрасной разнузданности Оберека и Гопака. Всё это Анна Павлова преподнесла нам вместе со своей труппой (23-го и 24-го марта) совершенно убедительно, поэтично и прелестно, со всей красотой пластичных движений, с совершенной техникой pointe, ставшей воплощением идеи танца. В эти два вечера мы испытали самое прекрасное, самое восхитительное, самое нежное поэтическое чувство, радующее и души, и глаза. И на нашей сцене Анна Павлова доказала, что она королева русского балета, что она королева русского балета, не только потому что у неё совершенная техника, но и потому что она обладает художественной свободой, с которой исполняет эту технику. Она выше танцовщицы, она танцующая актриса".
Журналист Йованович в газете "Слово и картина" в апреле 1927 года пишет: "Гастроли величайшей представительницы классического балета Анны Павловой явились вершиной вершин балетного искусства в Белграде, как для нашей балетной труппы, так и для нашей публики. Анна Павлова подарила нам вершины мастерства цветущей поры. Все вершины соединяются в Анне Павловой: и техническая, и эмоциональная, и художественная, от нежной интерпретации Шопена до разнузданного танца в Вакханалиях".
На гастроли Павловой в Белграде откликнулась также знаменитая сербская писательница Исидора Секулич. По поводу кончины русской балерины она написала прекрасную статью под названием Анна Павлова. В ней читаем:
"Анна Павлова танцевала мистические переходы бытия из одного состояния в другое, или же из одного бытия в другое. Переход из жизни в смерть: "Смерть лебедя". Переход из цветка во вялую материю: "Орхидея вянет". Переход из живых биологических функций в состояние замедления функций: "Барвинок замерзает". Переход из пластичной формы в бесформенность: "Сухие листья". Конечно, Анна танцевала также с труппой - своей или труппой Дягилева, и тем не менее именно она внесла в репертуар то особое, узнаваемое настроение. Её небольшое, узкое лицо, голова как у лебедя, как будто в ней всю жизнь пребывала одна мысль; её тело было нервным, даже когда она шла одетой по улице, один только штрих, который дождик может сию же минуту стереть+ Классическое обмирание Анны-лебедя представляло собой алхимию театра в целом.
Балетное мастерство исключительной силы, совершенный танец символов, уход от собственной личности во имя абсолютного слияния, идентификации с ролью - это и есть русский балет, истинным представителем которого являлась Анна Павлова. Те, кому повезло увидеть Павлову на сцене белградского театра, запомнили её парящий образ как величайшее событие собственной жизни; нашему же поколению тайну пуантов Павловой передают немые подмостки национального театра.
Источник: Славистика VII(2003). Белград.стр.337-341. Амра Латифич, О гастролях Анны Павловой в Белграде.