Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/7.11.2006/

Референдум, выборы и статус Косово



     

      Референдум по Конституции Сербии, в преамбуле которой зафиксировано, что Косово представляет неотъемлемую часть территории Сербии, может быть, не предотвратит намерение части международного сообщества отделить одну шестую сербской территории, но и не облегчит ей это дело. По мнению отдельных аналитиков, принятие решения о будущем статусе южного сербского края будет перенесено на следующий год. Материал подготовила Зорица Регеляц.

      Из всех международных центров поступают заявления, что завершается работа над формулой будущего статуса Косово, несмотря на то, что все еще не выполнено основное условие международного сообщества для решения косовского кризиса, относящееся к «стандартам до статуса». Косово представляет собой ныне этническую «черную дыру» Европы. Нынешнее положение, вместо интеграции, подталкивает противоположный процесс – сегрегацию, подчеркивается в отчете Международной кризисной группы. Нигде в Европе этнические общины не живут в таком страхе и нигде нет столь высокого риска возможной этнической чистки и геноцида, указывается в отчете.

      Вопреки этому, Вашингтон продолжает настаивать на принятии окончательного решения о статусе Косово до конца года, тогда как представители ЕС заявляют, что решение могло бы быть принято после парламентских выборов в Сербии, если они будут проведены до конца этого года. Реальный подход Брюсселя обусловлен обоснованным опасением, что решение об окончательном статусе Косово, принятое до выборов, серьезно дестабилизировало бы Сербию и ее политическую сцену.

      Некоторые подробности решения, подготовленного специальным представителем ООН Марти Ахтисаари, неофициально просочились в некоторые масс-медиа, вызывая бурную реакцию сербских должностных лиц. Премьер Воислав Коштуница подчеркнул в этой связи, что любой проект решения статуса Косово заранее обречен на провал, если не исходит из Устава ООН, если нарушает принцип территориальной целостности Сербии. Сербский премьер также упрекнул международного посредника в том, что ему не удалось организовать серьезные переговоры в течение минувшего года, а теперь предлагает бумагу, которая вообще не обсуждалась. Его советник Александр Симич подчеркнул, что бумага, подготовленная «за спиной» Белграда, не имеет какого-либо значения, подчеркнув, что мандат Ахтисаари состоит в продолжении переговоров Белграда и Приштины, на которых было бы выработано взаимоприемлемое и компромиссное решение, на чем настаивает и Контактная группа. Во время встречи в Москве с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым глава сербской дипломатии Вук Драшкович подчеркнул, что нарушение территориальной целостности Сербии и создание еще одного албанского государства на Балканах подорвало бы стабильность в регионе и стало бы прецедентом для других кризисных очагов в мире. В данном контексте интересным является мнение видного американского аналитика Теда Карпентера, что решение статуса Косово можно ожидать только в следующем году, так как Россия вряд ли легко откажется от своей четкой и резкой позиции, касающейся этого краяю. По мнению Карпентера, утверждения Запада, что независимость Косово не станет прецедентом, который применялся бы в остальных регионах мира, являются «нереальными размышлениями», да и Россия, признавая такой прецедент, вовлекла бы Запад в своеобразную ловушку. Говоря о новой Конституции Сербии, в которой подтверждается, что Косово является неотъемлемой частью Сербии, Карпентер подчеркнул, что Белград «несомненно, имеет нравственное, историческое, да и законное право на Косово, однако Сербия не располагает реальным могуществом для осуществления своей позиции. Можно было бы задаться вопросом, заключается ли основная причина применения в отношении Сербии прецедента, противоречащего международному праву и Уставу ООН, в недостатке могущества.