Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/28.12.2006/

Об имени четников



     Приступая к обсуждению относительно терминологического определения понятия четник, и прослеживая его историю, мы вернулись к его подлинному значению. Мы попытались разъяснить отдельные неясности, привнесшие в данное понятие идеологический балласт послевоенной пропаганды в попытке полной дискредитации одной из противоборствующих сторон во время войны.

     

      В нашем обиходе, пропагандой коммунистов и ее историографией, стало общепринятым термин “четник, четники, четницкий” применять к бойцам Югославской армии в отечестве (ЮВуО) генерала Михаиловича. При этом не делалось различие среди многочисленных группировок, существовавших во время войны (четники Косты Печанаца, легализованные четницкие отряды (отряд по-сербски: чета) при правительстве Милана Недича, а также многочисленные дикие группы, воевавшие сами за себя), отождествляя всех одним и тем же термином. Во всех архивах Сербии, в том числе и в г. Чачаке, документыо движении Дражи Михаиловича числится как Четницкое движение ДМ. Таким образом многочисленные преступления остальных группировок приписывались к движению Дражи Михаиловича. Самым трагичным является то, что движение Дражи Михаиловича в течение многих лет уравнивалось даже с усташеским движением, хотя и неспециалистам было ясно, что между ними нет никакого равенства. Коммунистическая историография только этим не ограничивалась. Преследуя идеи братства-единства и национального примирения, искусственных равновесий и симметрий, забвения преступлений и предания забвению усташеского геноцида сербского народа, не удивляет то, что четники, не только во Второй мировой войне, но вообще и все четницкое движение в целом, а тем самым и сербское национальное движение в 19 и начале 20 вв. очернены на основании стереотипа о великосербском гегемонизме, главными представителями которого являлись четники. Истина о четниках нарушала бы национальный мир. Таким образом, термин четник из положительного и патриотического чувства, шумной пропагандой коммунистов превратился в отрицательный, уничижительный, и крайне ненавистный образ. Это проводилось путем особенного отбора фотографий, мифотворчества, создания фильмов, книг и школьных учебников. Создание черно-белого образа четника не позволяло обыкновенному человеку реально рассмотреть роль четников во Второй мировой войне, в предыдущей истории сербского народа вообще.

      Что мы на деле знаем о четниках, что же они представляют в истории сербского народа?

     

      Сербские четники во всех войнах, которые сербский народ вел, всегда постоянно преследовали идею: свободная родная земля и сербское государство. Отечество – вот это должно быть судьбой сербских четников. Четницкая деятельность возникла как национальное движение на стадии национально-освободительной борьбы сербского народа. В 19 веке четование (партизанская война) для сербского народа являлось особым видом сопротивления чужеземному владычеству. Тогда четование стало синонимом национального сопротивления, а четники – самыми доблестными и мужественными сербскими сыновьями. Свою силу четники черпали из народа, и своей постоянной борьбой поддерживали дух сопротивления сербского народа. Под конец 19 и в начале 20 вв. четники или комиты (комита = боец иррегулярных войск; повстанец в Македонии в начале ХХ века) становятся носителями борьбы за освобождение порабощенных сербских братьев вне сербского государства, и борьбы за объединение сербского народа, т.е. национально-освободительного движения сербского народа в Старой Сербии (ныне Рашкая область (т.наз. Санджак), Косово и Метохия) и сербской Македонии.

      Четование или четницкое ведение боевых действий, откуда выводится название четник, - особенный вид ведения боевых действий, возникло в особых условиях жизни балканских народов, в особенности сербского народа. Данную форму ведения боевых действий трудно отличить от гайдукования (гайдуцкой борьбы против турецкого гнета), и данные два понятия почти тождественны. Оба указанных понятия означают форму сопротивления сербского населения, организованного в небольшие вооруженные группы – отряды, против многовекового турецкого владычества.

      Четницкое ведение боевых действий возникло в условиях долговечной и упорной борьбы порабощенного сербского народа против оккупантов. Поэтому четование является составной частью боевой традиции сербского народа в борьбе за национальное освобождение. Опыт и практика четницкого ведения боевых действий передавались в народной традиции, посредством народных песен, из поколения в поколение. Первые письменные правила четницкого ведения боевых действий перевел с польского языка Матия Бан и опубликовал в Белграде в 1848 году под заглавием “Правила четницкой войны”. Данными правилами определены основные характеристики четницкого ведения боевых действий, способ организации четницких отрядов, правила четницкой формы, вооружения, дисциплины, тактики действий отрядов, и отдельные общие правила четницкого ведения боевых действий. Член четницкого подразделения должен быть " рассудительным, расторопным и отважным”, быть “хорошим ходоком и стрелком”, “уметь ездить верхом и быть выносливым”. Четницкой формой являлся национальный костюм, на ногах опанки (простая крестьянская кожаная обувь без подметок), на голове меховая шапка с кокардой. Четник вооружен одним большим ружьем, двумя маленькими, ножом и саблей. Правила предписывают строжайшую дисциплину, а если кто-либо нарушит их, а тем более в случае насилия над населением, карается смертью. Действиям четников будет непременно сопутствовать успех, если нападение совершить внезапно, и если замести следы.

      Проблема четования или четницкого ведения боевых действий трактуется в особом труде для нужд Военного министерства Княжества Сербии. По особой рекомендации военного министра, Любомир Иванович, Генерального штаба капитан в Белграде, в государственной печатнице (типографии) в 1868 году опубликовал Четование или четницкое ведение боевых действий.

      Восстановление сербского государства не разрешило всех проблем сербского народа. Значительная часть сербского народа все еще оставалась под чужеземным игом. Для проведения национальной политики и освобождения остальных братьев в Белграде в 1902 году был создан Главный комитет четницкой организации (называемый также Сербским комитетом). В заявлении на прием в четницкую организацию указывалось: «Я подписавшийся нижайше прошу комитет принять меня в четники и бойцы за освобождение порабощенных братьев, ибо как настоящий серб страстно желаю помочь нашим братьям под турецким игом, и даже жизнь свою за них отдать. Обязуюсь соблюдать все положения, действующие для четников”.

     

      В Белграде 29 мая 1903 года был создан Сербский комитет, руководящий созданием четницких, или комитских отрядов, как их часто называли. В состав комитета входили три секции – революционная, пропагандистская и финансовая. В одной из этих комиссий состоял и житель нашего Чачака Яша Проданович. И наша известная художница, жительница Чачака, Надежда Петрович, являлась выдающимся национальным деятелем. Наряду с участием в создании Коло (общество) сербских сестер, она поддерживала постоянный контакт со всеми видными представителями сербского национального движения, выполняя их ответственные секретные поручения. Комитет действовал полуподпольно, во избежание международных осложнений, и имел собственный устав, предусматривающий военную, пропагандистскую и финансовую секции. Его задачей была заброска на неосвобожденную сербскую территорию вооруженных отрядов для проведения акций, направленных против турецких властей. Четницкая организация была централизованной, и ее члены обязаны были соблюдать строгие правила поведения. Отряды были небольшими, не более тридцати бойцов, весьма подвижными, вооруженными ружьями, бомбами и ножами. Большинство командиров отрядов имело звание воевод. В начале двадцатого века отряды преимущественно действовали в сербской Македонии. Четницким акциям обильно помогало и правительство Королевства Сербии.

      В ожидании окончательного освобождения сербского народа от турецкого ига, армия Королевства Сербии тоже серьезно рассчитывала на четников. Накануне Первой балканской войны в 1912 году, Верховное командование армии Королевства Сербии из активных четников и добровольцев создало четыре четницких отряда общей численностью в 520 человек, которые своей отвагой и неожиданными действиями внесли значительный вклад в победу сербской армии в этой войне. Отряды по окончании балканской войны были расформированы, а большинство четников и их командиров за заслуги в сербских освободительных войнах распределены на видные военные и гражданские должности.

      Когда грянула Вторая балканская война в 1913 году, четницкие отряды создаются снова. В данной войне они приобрели значительную репутацию своей отвагой, так что после этой войны четники возглавляют армию при возвращении и торжественной встрече в Белграде, и король Петр I Карагеоргиевич выражает им признательность за их вклад в победу. После этого сербским правительством созданы т.н. летучие четницкие отряды для наведения порядка в областях, освобожденных от турецкой власти.

      Накануне Первой мировой войны в 1914 году Верховное командование армии Королевства Сербии снова образует четницкие отряды (Ядарский, Рудникский, Златиборский, Ужицкий и Горнякский), в которых находились и бойцы из чачакской области. Так как они имели богатый военный опыт, их задачей было проникновение во вражеский тыл и нападение на его штабы и тыловые базы, разрушение коммуникаций, разрушение телефонных и телеграфных линий. В случае отступления, их задачей была защита флангов сербской армии. Вместе с сербской армией на Корфу в 1915 году отступило около 500 четников, а после присоединения к ним добровольцев, их численность достигла 2000. В следующем году они отличились на Салоникском фронте, где четницкий Добровольческий отряд под командованием воеводы Войина Поповича Вука (Волка) проявил большую храбрость.

     

      Во время Первой мировой войны чачакская область оказалась в австро-венгерской оккупационной зоне. Режим оккупации изобиловал репрессиями, происходили грабежи, насилия, убийства. Народ не смирился, а сопротивлялся. Люди бежали в леса и создавали самостоятельные четницкие подразделения (комитские). Убийства и повешения не смогли подавить желание свободы. Уже весной 1916 года упоминаются комиты на горах Йелица, Вуйно, Овчар и Каблар. Но об этих борцах за свободу молчали, а тем более о них не писали послевоенные историки. Комитские дружины зимой затаивались, возобновляя акции весной. Весной 1917 года Австро-венгерские оккупационные власти в Белграде получали сообщения о нападениях на жандармов под Горни-Милановацем, и что под Чачаком расположен как минимум “отряд в двадцать человек”. Вспыхнувшее в 1917 году Топлицкое восстание имело отклик и в чачакской области. Тогда в чачакской области появляется нарастающее число комитов “мстителей”. Чачакские комиты после крушения Топлицкого восстания приютили группы разбитых повстанцев, в особенности тех из подразделений Косты Войиновича, которые доходили даже до горы Йелица, стремясь нейтрализовать представителей оккупационной власти. Комитское или четницкое сопротивление в особенности проявилось в 1918 году. Центром комитских подразделений стало Овчарско-кабларское ущелье, в котором один поезд оккупантов был сброшен в реку Западная Морава. В этой акции особую роль сыграли братья Чаркичи из Рожацев. Оккупационные власти в мае 1918 года были обеспокоены “отрядами от десяти до двадцати человек”, действующих в чачакской областью. Четники в сентябре и октябре 1918 года непрерывно нападают на оккупационные силы, о чем нам говорят и многочисленные памятники во всей чачакской области, а также списки умерших: “Погиб в борьбе с австрийцами как комита”. Камнерезы на могилах высекали “…Юноша, гордость для своих близких, из любви к своему отечеству в возрасте 19 лет, участвовавший в восстании в составе отважной Овчарско-кабларской комитской дружины, на этом пути и жизнь свою положил на алтарь отечества…”

      После сообщения о прорыве Салоникского фронта, комитские акции участились по всей Сербии, в том числе и в чачакской области. Отходя перед наступающими сербскими мстителями, оккупант разрушил два моста на Мораве. На холме Любич, в том же месте где Милош Обренович во Втором восстании бомбил Чачак и разбил Чая-пашу, потерпевший поражение оккупант установил два орудия, чтобы запугать жителей Чачака. Чачакские комиты нападают на них с правого и левого флангов. Нападение на левый фланг возглавил четник Караклаич с Овчар-горы. В данном нападении при штурме комиты понесли определенные потери, но враг за это дорого заплатил. Правый фланг врага произвел налет на близлежащие села, совершая грабежи. Крестьяне этих сел самоорганизовались. В селе Мрчайевцы, в ночи с 23 на 24 октября 1918 года, унтер-офицер Радойица Леваяц собрал десяток пожилых людей, и окружил траншеи, где находились австрийские солдаты. Думая, что их окружило крупное подразделение сербской армии, они сдались.

      После освобождения и создания нового государства, четницкие ветераны в 1921 году учредили “Объединение четников за свободу и честь Отечества”, с основной целью культивирования четницких боевых традиций, развития патриотизма, заботы об инвалидах и семьях погибших ветеранов. Объединение имело филиалы, которые среди прочего готовили бойцов, чтобы в случае новой войны и оккупации организовать четницкую борьбу. В этом объединении в 1924 году произошел раскол, и были созданы две новые организации: “Объединение сербских четников Петр Мрконич” (Петар Мрконич – псевдоним будущего короля Петра, во время его участия в восстании в Боснии в 1875 году) и “Объединение сербских четников за короля и Отечество”. В объединениях собирались старые четники и воины, добровольцы из прошедших войн. Существовало несколько видов членства: регулярное (ветераны), учредители, содействующие и почетные. Члены объединения разделялись на сторонников черной и белой руки. Для того, чтобы предотвратить столкновения, оба объединения в 1925 году воссоединились. После введения диктатуры в 1929 году общество было распущено, а потом восстановлено как “Объединение четников за свободу и Отечество”. С 1929 по 1932 гг. данное объединение возглавлял Илия Трифунович Бирчанин, а с 1932 – Коста Печанац. Основным предназначением четницкой организации являлась защита сербского народа от иностранных и внутренних врагов. Объединение имело подкомитеты во всей стране. В чачанской области также действовал филиал данного объединения.

      С приближением войны, Армия Королевства Югославии серьезно рассчитывала на четников и партизанскую войну. В рамках военных планов Армии Югославии, разработанных с 1938 по 1941 гг. велась организационная подготовка к ведению партизанской войны в тылу врага. Для этих целей в апреле 1940 года создано Четницкое командование, а также шесть четницких (штурмовых) батальонов для содействия армии во время войны. Батальоны были причислены к каждой из существующих армий. Все это было выполнено на основании директив и замыслов “Инструкции по четницкому ведению боевых действий” из 1929 года. Ведение партизанской войны в тылу врага было глубоко укоренено в боевых традициях сербского народа, начиная с “четования” в Старой Сербии и Македонии с 1904 по 1912 гг., через Топлицкое восстание в 1917 году. Поэтому интересно выяснить насколько военное руководство учитывало важность партизанской войны, и набирали ли личный состав в существующих объединениях или новых спецподразделениях. Военное министерство в 1928 году выпустило секретную “Инструкцию по четницкому ведению боевых действий”, в которой подробно рассматривались организация и проведение четницких боевых действий. Данная форма войны определена как деятельность небольших подразделений, избегающих фронтальной борьбы, и стремящихся причинить, возможно, больший ущерб противнику. Тут различались партизанская война и четование. Первая определена как вид боевых действий на оккупированной вражеской армией территории, в то время как четование подразумевало акции небольших подразделений по бокам и флангам оперативных групп или в тылу противника. От четников требовались безупречное отношение к населению, поддерживание порядка и справедливые поступки. Командир должен представлять “источник и хранилище жизни, славы и чести отряда”. Ими преимущественно становились молодые офицеры, младшие командиры, исключительно добровольно выдвигаемые на эту должность. Принцип добровольности распространялся и на комплектование четнических подразделений из числа солдат, членов Сокола или иных подобных патриотических организаций. Боец четницкого подразделения должен был окончить особый курс партизанской войны, и быть готовым к акциям еще в мирное время. Их на специальных курсах обучали стрельбе, метанию гранат, диверсиям, знакомили со структурой и организацией армий сопредельных стран, привычкам, ментальности и языку жителей этих стран. Основным подразделением являлась рота, разбиваемая в зависимости от вида задач в тройки, двойки и одиночки. Оснащение состояло из легкого вооружения (винтовки лучшей системы, револьвер, кинжал и несколько гранат). Личное снаряжение, вследствие условий и способа ведения боевых действий, сводилось к минимуму. В ходе обучения большое значение придавалось систематическому развитию и привитию национальных чувств на лучших примерах национальной истории, народной литературы и традиции. Для приема в ряды четников необходимо было выполнить определенные условия – принцип добровольности, определенные физические данные (высота от 160 до 190 см, правильно развитые и полностью психически и физически здоровые люди), а также отсутствие судимости за “грязные и извращенные дела”. Бойцы данного подразделения должны были проходить дополнительное обучение для выполнения особых задач, таких как: защита штабов армий от членов пятой колонны, проникновение в тыл врага в целях захвата штабов, проведение диверсий на временно оккупированной территории (разрушение железных дорог, мостов, туннелей и т.д.). Поэтому они должны были окончить курсы прыжков с парашюта и хождению на лыжах. Из-за специфики предстоящих задач, их оснащение было иным. Основным вооружением являлось специальная винтовка со штыком, зажигательная граната и кастет. Солдаты были одеты в штаны и гимнастерки, специальные накидки и горные ботинки. Солдаты, применяющие подобный способ ведения боевых действий, в современной военной терминологии несомненно получили бы название спецназа. В начале апреля 1941 года Штаб четницкого командования располагался в селе Самаила под Кралево. Сохранилось очень мало данных о действиях четницких подразделений во время апрельской войны. Четницкий батальон Первой армии отличился в обороне аэропорта в Бьелине от немецкого десанта. Почти весь батальон храбро погиб. Командиром данного батальона был майор Палошевич, впоследствии один из видных дражиных офицеров и организаторов в таковском и качерском уездах. Четницкие батальоны не сыграли заметную роль в апрельской войне, а – так как состояли в составе оперативных групп – разделили их судьбу и с остальными подразделениями капитулировали. Исполняя решение Верховного командования о капитуляции, четницкий штаб сдался немцам в Сараево 18 апреля 1941 года. Отсутствие сопротивления удивило и немцев, ожидавших организованную партизанскую войну. Но, вся эта система распалась, и план партизанской войны так и не был осуществлен.

      Четницкие подразделения не выполнили свою основную задачу.

      Четничество как символ сопротивления в устной традиции сербского народа, после оккупации страны становится единственной надеждой освобождения сербского народа от ненавистного и векового врага. Поэтому многие члены Крестьянской, Демократической, Радикальной партий, а также многочисленных сербских патриотических объединений, наподобие СКК (Сербского культурного клуба), Народной обороны, Сокола, нашли свое место в движении Дражи Михаиловича. Четницкое знамя с лозунгами “Свобода или смерть”, “За крест честной и свободу золотую – С верой в Бога, за Короля и Отечество” стало символом сплочения всех сербских патриотических сил. Четницкие символы, эмблемы, одежда, вооружения, длинные бороды и волосы, старые четницкие титулы и все другие узнаваемые знаки старого четницкого движения тогда снова были востребованы. В народе чачанской области в первые дни оккупации проходили многочисленные слухи о появлении комитов в окрестностях, от которых ожидали защиту и освобождение от немецкого рабства.

     

      Идея партизанской войны, боевых действий глубоко укорененных в военных традициях сербского народа, возродилась в полковнике Михаиловиче. Сам Михаилович не опирался непосредственно на предыдущие четницкие организации, считая себя все еще составной частью Армии Королевства Югославии. Но, народ их прозвал четниками, а первые названия штабов и подразделений полковника Михаиловича в чачанской области, содержали четницкое имя. (Штаб четницких отрядов югославской армии по Чачаку и окрестностям, Йелицкий четницкий отряд, Мрчаевацкий четницкий отряд, Таковский четницкий отряд и т.д.). Последние результаты нашей историографии говорят о том, что подлинным термином для созданной Дражей Михаиловичем организации, а также результатом тогдашней исторической обстановки, было Равногорское движение и Югославская армия в Отечестве. Это было и служебным названием Движения – группы интеллектуалов и политиков, сплотившейся вокруг генерала Михаиловича. И сами члены Движения настаивали на таком определении, также обозначавшем и точно определившим национальную программу, с четкими идеологическими характеристиками. Движение имело свой центральный политический орган – Центральный национальный комитет – и более узкое руководство – Исполнительный комитет. На территории Сербии, под контролем ЮВуО, существовали Народные равногорские комитеты как гражданские органы власти, и секции по разным вопросам (молодежи, женщинам, пропаганде, внешней политике, национальной программе, реформе общества и государственного устройства). Что касается термина или понятия ЮВуО, то недоумения относительно употребления данного понятия безосновательны. Устройство военной организации соответствовало принципам Армии Королевства Югославии. В служебном пользовании применялся исключительно термин ЮВуО. Все документы военного происхождения, заголовки, фирменные бланки и печати имеют подпись ЮВуО. Все символы, эмблемы, обозначения, надписи и прочие военные элементы были отмечены югославским трехцветным знаменем и югославским гербом. Подтверждалась югославская преемственность и в военном и в политическом смыслах. Об этом и сам Михаилович однажды сказал: “Югославская армия в Отечестве продолжила свои действия в апреле 1941 года под этим названием. Югославская армия в Отечестве не носила и не носит название как четницких, так и милицейских команд. Название четник пришло из самого народа, никоим образом от меня. Я в начале имел четницкие отряды в Югославской армии. Это соответствует правилам нашей военной службы, так как войско, оставшись без фронта, образует четницкие отряды”. Название четник/четницкий использовалось в служебной переписке до 15 ноября 1941 года, когда проведена реорганизация, после того как эмигрантское правительство назначило Дражу Михаиловича командующим “всех патриотических сил в Югославии”. Дража Михаилович тогда свои силы переименовал в Югославскую армию в отечестве (ЮВуО), и это останется служебным именем до конца войны. С тех пор из служебного употребления преимущественно исчезнет термин четники (в смысле солдаты) и четницкий (в смысле движения), а будет использоваться только понятие четницкого ведения войны. Но, все-таки, вплоть до конца войны в народе останется в употреблении название четники (четники ДМ), а также и у определенной части офицеров, в основном запаса.

      Термин четник/четницкий после поражения восстания в ноябре 1941 года, и вплоть до конца оккупации будет применяться преимущественно для организации Косты Печанаца, откровенно вставшего на службу оккупантам уже в августе 1941 года. Наряду с его организацией, термин будет применяться и на легализованные отряды в рамках военной структуры правительства Милана Недича с декабря 1941 года. Таким образом данный термин скомпрометировал себя в глазах сторонников равногорского движения.

     

     


Комментарии (2)