Главная страница

Мы в соцсетях











Песни родной Сербии







.......................




/22.2.2007/

Духовная революция



      В понедельник, 19 февраля в старинной мечети Байракли-джамия, расположенной в самом центре сербской столицы, Верховный собор Исламского сообщества Сербии (ИСС) принял решение о создании собственного Духовного управления (Риясета). Исполняющим обязанности главы улемов (Реис`уль улема) назначен белградский муфтий с тридцатилетним стажем Хамдия эфенди Юсуфспахич.

     Фактически это решение означает выход мусульманского сообщества Сербии из подчинения Центрального Риясета в Сараево, первенство которого в качестве духовного центра балканского ислама ранее считалось неоспоримым. Например, организационную связь с Сараево, возникшую во времена СФРЮ, до сих пор сохраняет мусульманская община Косово. «Духовный центр сербских мусульман не должен располагаться за пределами Сербии, мы обязаны уважать правовое и территориальное единство своей страны», - объяснили свой выбор в ИСС.

     Характерно, что на историческом съезде отсутствовал глава Исламского сообщества Санджака муфтий Муамер Зукорлич, взгляды которого на будущее Сербского Риясета совершенно противоположны. Его заместитель Мевлуд Дудич заявил, что «незаконное сборище» в Белграде никак не скажется на жизни сербских мусульман. «Согласно постановлению из Стамбула от 1878 г. единственным законным Реис`уль улема на Балканах считается сараевский муфтий», - пояснил он.

     Дискуссия об объединении исламских сообществ Сербии в единую иерархическую структуру началась больше года назад на съезде представителей 52 религиозных общин. Кажется, теперь в ней поставлена жирная точка – в тот самый момент, когда в Вене решается судьба Косово, сербские мусульмане, коих по данным переписи населения 2002 г. насчитывается в стране не менее 200 тыс., посылают Белграду четкий политический сигнал – «мы свои».

      Помимо политических мотивов участники собрания в Байракли-джамии руководствовались и чисто религиозными соображениями. Центральный Риясет в Сараево под руководством одного из идеологов «европейского ислама» Мустафы Церича постепенно теряет контроль над подчиненными ему общинами, и прежде всего в самой Боснии. Все большей популярностью здесь пользуются сторонники радикального ислама во главе с Юсуфом Барчичем и натурализовавшимся сирийским головорезом Абу Хамзой.

     Недавний инцидент в Царской мечети в Сараево, о котором писала «Српска», наглядное тому подтверждение. В этой ситуации стремление сербских мусульман, традиционно исповедующих мягкую форму османского ислама, отстраниться от чуждого арабского влияния выглядит совершенно естественным.

      Любопытна сама фигура первого сербского Реис`уль улема. Хамдия Юсуфспахич родился в боснийском Бугойне в 1937 году, духовное образование получил в Египте. Во главе белградской исламской общины встал еще во времена Тито, искренней симпатии к которому, кстати, никогда не скрывал. В беседах с журналистами Юсуфспахич в шутку называет себя «югославом». Связи в высших политических кругах Сербии, за которые его частенько упрекают единоверцы, белградский муфтий приобрел во время натовских бомбардировок в 1999 г., благодаря своим зажигательным антиамериканским выступлениям. Юсуфспахич призывал тогда албанцев «не быть орудием в руках враждебной мусульманам силы» и «не разрушать многовековых традиций мирного сосуществования ислама и христианства на священной косовской земле».