Как и предсказывала «Српска», процесс формирования нового сербского правительства затянулся. После почти трех месяцев межпартийных переговоров нет никакой ясности относительно будущего состава кабинета министров и кандидатуры премьер-министра. Отчасти это обусловлено патовой ситуацией, возникшей после парламентских выборов: ни одной из политических сил не удалось получить большинство в скупщине, а больше всего голосов набрали партии-антагонисты «Сербская радикальная партия» Воислава Шешеля и «Демократическая партия» Бориса Тадича, сотрудничество между которыми абсолютно исключено. При таком раскладе все козыри находятся в руках центристской «Демократической партии Сербии» во главе с премьером Воиславом Коштуницей. Однако и эта партия не демонстрирует должной политической гибкости.
Тем временем, государство постепенно вползает в кризис, связанный с ограниченностью полномочий действующего правительства. Приток иностранных инвестиций практически остановился, сорван бюджетный план и план приватизации государственных предприятий, объем торгов на Белградской бирже сократился почти вдвое. Но самое главное, кабинет Коштуницы фактически исключен из процесса принятия внешнеполитических решений, что может иметь для страны роковые последствия, учитывая решительный настрой западных правительств по косовскому вопросу.
Новые выборы, возможность которых уже нельзя исключать, вряд ли существенно изменят политический расклад в стране. Политологи предсказывают еще большую поляризацию электората при существенном сокращении явки. Исчезновение с политической сцены центристов становится почти неизбежным, но выиграет ли от этого Сербия?
В любом случае, как минимум еще месяц страна будет лишена последнего легитимного института власти – парламента, а траты на проведение нового голосованиия едва ли скажутся позитивно на бюджете страны.
Очевидно, что возможность сохранения Косово и предотвращение дальнейшего распада страны будет зависеть от того, способна ли сербская политическая элита в решающий момент пойти на компромисс и поставить национальный интерес выше фракционного.