Итак, тайное стало явным. «Премьер» косовского правительства, экс-главарь террористической «Армии освобождения Косова» Агим Чеку назвал день, к которому албанские лидеры края приурочат провозглашение своей независимости. Это произойдет 28 ноября 2007 года, когда в соседней Албании будет отмечаться главный государственный праздник – День Флага.
Впрочем, к самой Албании этот праздник имеет опосредованное отношение. Он давно уже воспринимается албанской диаспорой, разбросанной по всему миру, как День Всех Албанцев. Для того, чтобы понять, какой смысл вкладывают косовские сепаратисты в определение даты своего дня независимости, достаточно вспомнить о двух ключевых событиях АЛБАНСКОЙ истории – албанской в смысле не государственной, а этнической принадлежности.
Первая веха – это деятельность всеалбанской Призренской лиги в 1878-1881 гг., собравшейся в городе Призрен, на территории Косова. В сентябре 1878 г. руководство Призренской лиги приняло программу, предусматривавшую объединение ВСЕХ албанских земель в ОДНО автономное государственно-политическое целое с ведением делопроизводства и образования на албанском языке и формированием албанской национальной армии. Вслед за этим было оглашено требование о создании в вышеуказанных целях единого албанского национального вилайета под формальным сюзеренитетом турецкого султана. Под лозунгом «единой Албании для всех албанцев» албанские вооруженные отряды вступали в столкновения с турецкими и черногорскими силами, пытавшимися воплотить в жизнь решения Берлинского конгресса 1878 г. о территориальном переустройстве Балкан.
Идея этнической Албании была реанимирована осенью 1912 г., когда войска балканских союзников во главе с Сербией освободили исконные славянские земли из-под власти турок. 18 ноября лидеры албанского национального движения вручили дипломатическим представителям великих держав в Стамбуле так называемый «Призыв албанского народа». В нем выражалась твердая решимость албанцев бороться за то, чтобы «гарантировать албанскому народу его этническое и политическое существование». Под «гарантиями» понималось создание и международное признание Албании в этнических границах. Спустя несколько дней в городе Влера и прошла та самая Национальная ассамблея, которая провозгласила независимость Албании под флагом средневекового албанского героя Скандербега – черным двуглавым орлом на красном фоне. С тех пор этот флаг считают своим национальным символом не только жители самой Албании, но также албанцы Косова, Македонии, Черногории, Южной Сербии и Греции.
Уже в 1913 г. году на Балканах получила хождение многоцветная карта «Этнической Албании», составленная неким «доктором» и «профессором» Ахметом Гаси. На этой карте границы предполагаемого государства были обозначены как международные и включали не только Албанию, но и все Косово, большую часть Македонии, часть Греции и Черногории. Сегодня в административном центре Косова Приштине эта карта красуется на видном месте во всех книжных лавках, и каждый желающий может пробрести ее по цене 5 евро.
Опасность этнодемографических изысков «профессора» Гаси и его нынешних албанских последователей ни в коем случае нельзя недооценивать. Западные исследователи и наблюдатели традиционно удивляются достаточно невысокой степени религиозности албанцев – в сравнении, скажем, с тем, какую роль играет православие у сербов и греков, католицизм у хорватов. Однако этот албанский ларчик открывается просто. Религией албанцев является албанизм – антихристианская идея объединения всех албанцев в границах одного государства, старательно вычищенного от вкраплений инородцев. Учитывая, что албанцы в сегодняшней Европе имеют наибольший уровень рождаемости, ставка на этнократию и этноэтатизм в планах государственного строительства «Великой Албании» более чем оправдана и позволяет не ограничивать пределы албанской экспансии Балканским полуостровом.
В большинстве европейских столиц пока предпочитают не замечать нависшую над Европейским континентом опасность. Там верят (или делают вид, что верят) сказкам о том, что албанцы Косова удовольствуются независимостью под международным надзором. А албанские мятежи 2000-2001 годов в Македонии и южносербской Прешевской долине по-прежнему считают результатом притеснений со стороны Скопье и Белграда, а не пробой сил великоалбанских стратегов. Отдельные тревожные голоса тонут в хоре напыщенных дипломатов – вроде нынешнего министра иностранных дел Великобритании Дэвида Милибэнда, призывающего Евросоюз занять «единую и сильную» позицию по Косову и поддержать «план Ахтисаари» с его независимостью для косоваров. А дату 28 ноября в Европе по привычке связывают с историей столетней давности, – если вообще о ней вспоминают.
Однако история имеет обыкновение повторяться – и зачастую в куда более страшном обличье. В США еще шесть лет назад никто не видел трагического смысла в сочетании цифр 9 и 11. Не пришлось бы Европе, которая так кичится своей цивилизованностью, начинать отсчет своей новейшей истории с даты 11/28...
По материалам Фонда стратегической культуры